Открытый урок по обучению грамоте по теме Звук [щ]. Буквы Щ,щ. Строчная буква щ. 1 класс 
Открытый урок обучения грамоте по теме" Звук [щ]. Буквы Щ,щ. Строчная буква щ. 
Цель:
1. познакомить с согласным звуком [щ], буквами Щ щ; 
2. развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать 
навык звукового анализа слов; 
3. развивать речь, внимание; 
4. воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: Пропись №4 (автор В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова) ,Азбука " ( автор В.Г. Горецкий), наглядность, раздаточный материал для чтения.
Ход урока
I Орг. момент. 
II Нач. урока.
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи. Он познакомит вас с новым звуком, вы узнаете, какой буквой он обозначается, и научитесь писать эту букву, но сначала поиграем. 
1. Повторение. 
а) Игра ,, Перевёртыши" 
← ← 
комок казак 
→ →
← 
кит на море романтик 
→ 
б) Разгадай ребусы:
1 2 5 3 4 
к о р м а → комар
1 3 4 2 5 
к л оу н → кулон 
2. Объяснение нового материала. 
- Ребята, а из какой сказки приехал к нам Емеля? ( По щучьему велению) 
- Это сказка народная или авторская? ( Это русская народная сказка) 
- Назовите героев этой сказки? ( Емеля, царь, щука, Марья – царевна) 
- В какое время года происходили события в этой сказке? ( Зимой, лежало много снега)
Столетиями создавал народ свои сказки. Само слово ,, сказки" происходит от глагола ,, сказать". В глухую старину по всей необъятной России в занесённых снегом избах, при тусклом свете лучины ( На доске: лучина – тонкая, длинная щепка) наши далёкие предки складывали свои сказки. Сказка о Емеле – одна из них. 
Наш герой взял вёдра и отправился за водой. Зачерпнул он воду и увидел в ведре…. щуку. 
Она предлагает вам отдохнуть. 
3.Физминутка. ( дети повторяют движения за учителем)
Щуку я тащу, тащу. 
Щуку я не упущу. 
Вот она какая, 
Славная, большая! 
Щука плавает кругами. 
Щука щёлкает зубами. 
Ну и зубы – как пила! 
Где такие ты взяла?
Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав ему, исполнять все его желания. Согласился на это Емеля и отпустил её. А щука в благодарность дала Емеле целое ведро лещей. Посмотрите в учебнике, как выглядит лещ.
4.Работа с учебником.( стр. 63)
_Прежде,чем мы начнём работу с учебником,давайте отгадаем несколько загадок
Не получится борща,
Если нет в нем буквы ...
Эта буква звонко лает,
В битве воина спасает, 
Чистит зубы, чистит пол, 
А в обед — спешит на стол. 
Ответ: буква Щ (щенок, щит, щетка, щи)
Наш щелкунчик для потехи
Детям щелкает орехи.
Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки
Щелкают скорлупки!
Всё! Орехов нет вообще –
Стал щелкунчик буквой… 
Щуке в речке каждый день 
Щёткой зубы чистить лень.
Позвала к себе леща - 
От леща осталась ...
-Лещ - это речная рыба с плоским телом. 
-Произнесем хором это слово, выделяя голосом каждый звук отдельно. 
- Дадим характеристику каждому звуку. 
- Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий) 
- Понаблюдаем за его артикуляцией 
-Итак, звук [щ] - согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты, 
-на что похож этот звук? (шипение- например, шарик сдувается) 
-какой еще звук похож на шипение? 
-чем они различаются? (Щ-мягкий, Ш-твердый) 
-[щ ]-глухой, т.к. не работают голосовые связки. 
-А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один? (звук непарный - нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости). 
- Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Верно, это звук [ч].
5.Фонетическая зарядка + физминутка 
А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте. 
Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели) 
Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук: 
ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ. 
Молодцы! Садитесь.
- А сейчас познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает. 
Посмотрите в центр странички в «Азбуке». Кто знает, как правильно называется эта буква? Да, это буквы «ЩА» - большая и маленькая. 
- Сегодня на уроки мы научимся писать маленькую (строчную) букву щ. 
6. Работа в прописи стр. 27.
- Давайте посмотрим из каких элементов состоит наша новая буква щ? 
- Попробуем выложить её из своих разрезных элементов. 
Письмо в прописи целой строчки элементов этой буквы. 
- А теперь попробуем соединить вместе эти элементы. Посмотрите, как пишется эта буква. 
- Достаньте листочки с образцами написания букв. Найдите нашу изучаемую букву  ( Затем дети прописывают эту букву в прописи.)
7.Работа с учебником.(стр.63)
Раньше в деревне воду носили из проруби. Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за водой. 
На доске: прорубь – отверстие, прорубленное во льду реки, озера. 
коромысло – толстая, изогнутая, деревянная планка с крючками для ношения 
вёдер на плече.
А мужчины из этого проруби ловили рыбу. Вот и мы с вами сейчас отправимся на рыбалку. 
- Начинаем ,,удить". Если вы прочитаете слово и в нём будет звук [щ], то вытягиваете удочку и продолжает читать следующий ученик, а если нет этого звук, то ,,удим дальше." 
Дети читают по цепочки слова с учебника.
8. Физминутка для глаз. ( дети только глазами следят за рыбами, которые то появляются вводе, то исчезают.)
Наш Емеля совсем засиделся на печи и решил он поговорить с волшебной щукой. Очень уж он захотел «5» за урок получить. А вы хотите? Тогда давайте выполним задание, которое приготовила для вас щука. (Дети по учебнику читают скороговорки) 
- Вспомните, ребята, а щука это какая рыба? (Щука – хищная рыба) 
- А каких ещё щищных рыб вы знаете? 
- Составьте предложения с этими словами?
Одно из ваших предложений мы сейчас запишем в прописи. Оно там уже есть. (Ёрш и щука – хищные рыбы.) Работа в прописях стр.27
10.Итог урока 
-Вот и подходит к концу наш урок. Чему мы сегодня учились?
11. Рефлексия 
-Всё ли у вас получилось сегодня на уроке? Подумайте, как работал каждый из вас, достиг ли вы цели. Если вы считаете, что потрудились хорошо, все поняли, попали прямо в цель, то и стрелу своих знаний можете воткнуть прямо в центр мишени. А если считаете, что можно было бы поработать лучше, вы не совсем достигли цели, то и стрелу воткните во второй круг.