Конспект урока по литературному чтению 3 класс В. Ф. ОДОЕВСКИЙ «МОРОЗ ИВАНОВИЧ». СРАВНЕНИЕ НАРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ
В. ф. одоевский «мороз иванович». сравнение народной и литературной сказки
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; способствовать развитию читательского умения сравнивать произведения, близкие по жанру, теме; совершенствовать умение выборочно читать; содействовать раскрытию нравственного смысла сказки
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского;
научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков
Метапредметные:
познавательные: осознают сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры;
регулятивные: выбирают вместе (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно (в паре) критерии оценивания результатов; анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;
коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят диалог в паре или группе, задают вопросы
Личностные:
оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение», презентация , диск к учебнику
Ход урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока – Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успеха. Проверьте свое рабочее место. И как обычно, начнем наш урок с чтения незнакомого текста Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя
Читают книги с незнакомым текстом
( 5 минут) Владеют навыками психологической подготовки к уроку, вежливого общения
II. Вступительная беседа.
1. Работа с эпиграфом.
2. Работа с скороговоркой
3. Введение в тему Сегодня на уроке у нас интересная сказка , автор которой В. Ф. Одоевский. Как она называется вы узнаете , если отгадаете загадку
Старик у ворот
Тепло уволок ,Сам не бежит
И стоять не велит
Правильно. Это Мороз , но не просто мороз, а Мороз Иванович !
– Прочитайте эпиграф: «Нам даром, без труда ничего не даётся, недаром исстари пословица ведётся».
– О чём эти слова?
– Прочитайте пословицы, записанные на доске:
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
У ленивой пряхи нет для себя рубахи.
– Как вы понимаете эти пословицы? Объясните их смысл.
– Эти пословицы сегодня нам помогут.
– Какие сказки мы называем авторскими или литературными?
– Сегодня на уроке мы увидим, как рождается авторская сказка из народной. Постараемся увидеть, чем они похожи и чем отличаются.
Добрый разум не наживешь сразу
– Откройте учебники на с. 196. Что написано перед названием сказки?
– Как называется такая сказка?
– Какие прочитанные произведения о Морозе вы помните?
– Сегодня мы познакомимся со сказкой «Мороз Иванович». Написал её Владимир Фёдорович Одоевский (1803–1869).
Физкультминутка« Сказки» Читают эпиграф, записанный на доске.
Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.
Отгадывают загадку
– Создает народ.
– Сказки, которые создали писатели.
Первый раз читают медленно, второй раз быстрее, третий раз совсем быстро
– Фамилия автора.
– Авторская.
– Стихотворение Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором...», русская на-родная сказка «Морозко».
Внимательно слушают.
Выполняют физкультминутку Принимают учебную задачу.
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные
мнения.
Находят ответы на вопросы
(читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится).
Осуществляют логические действия.
III. Изучение новой темы.
1. Первичное чтение сказки.
2. Работа над сказкой «Мороз Иванович».
3. Выборочное чтение.
4. Чтение отрывка в лицах.
5. Сравнение
с народной сказкой «Морозко».
6. Работа с пословицами по группам
7 Работа с иллюстрацией к сказке
8 Словарная работа
– Сегодня мы вспомним русскую народную сказку «Морозко». Какая это сказка?
– Сейчас мы ознакомимся со сказкой, которую написал В. Ф. Одоевский, – «Мороз Иванович». Слушаем диск со сказкой к учебнику
Для того, чтобы вы хорошо читали . Давайте прочитаем « Витаминки»
ВСТА
СПРО
СПЛА
СТРО
СХВА
ВТРА
ВЗБЕ
ЗДНИ
КСТА
СТРЯ
ВЗБИ
СТРЮ
СТРЕ
– Есть ли в сказке зачин?
– Отличается ли он от народной сказки?
– Как звали девочек?
– Почему автор их так назвал?
– Говорят ли имена девочек об их делах? Что означают слова «Рукодельница», «Ленивица»?
– Почему Ленивице всегда было скучно?
– Какая беда случилась с Рукодельницей?
– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём её попросил?
– Как вы думаете, почему Мороз Иванович живёт в колодце?
– На каких условиях Рукодельница смогла бы получить ведро обратно?
– Какая у него была перина?
– Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?
– Сколько вопросов задала девочка старику?
– Какие вопросы Рукодельница задавала старику?
– Что он ей отвечал?
– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?
– Как он её за это отблагодарил?
– Зачем решили отправить Ленивицу к Морозу?
– Хотелось ли Ленивице идти на работу к старику?
– Что она ответила печке, когда оказалась в колодце? Яблоне?
– Как её встретил Мороз?
– Чем Мороз наградил Ленивицу за работу?
– Одинаково ли автор относится к героиням сказки? Можно ли по их именам определить отношение Одоевского к своим героиням?
– Прочитайте, как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу.
– Что наказывала нянюшка Ленивице?
Предлагает прочитать отрывок со слов: «Вот, по примеру Рукодельницы…» до слов: «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил...».
– Отметьте со с. 205–206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.
– В каких словах выражена главная мысль сказки?
– Чем отличаются герои сказок?
Сравнивает ответы учащихся и делает вывод.
Вывод: в авторской сказке у девочек есть имена, ярче описаны их дела по дому. Мороза Ивановича легче представить: есть его описание. Разговаривают пирожок
и яблочки. Есть поучительный разговор Мороза Ивановича и Рукодельницы.
Рукодельница: трудолюбива, добра, почтительна, скромна.
Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, спесива (надменна, высокомерна).
Вывод: автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро, как и в народной сказке «Морозко».
– Соберите пословицы:
Что посеешь... ...такова и награда.
Какова работа... ...то и пожнёшь.
Мало хотеть… …не жди добра.
Что испёк…...надо уметь.
Сделав худо…... то и кушай.
– Как вы понимаете значение этих пословиц?
– Какие пословицы подходят к сказке «Мороз Иванович»?
Найдите и прочитайте предложение, которое подходит к рисунку на странице 196. учебника
Найдите объяснения всех слов , выделенных синим цветом – Народная. У неё нет автора.
Слушают диск
Первый раз читают медленно, второй-
быстрее, третий в темпе скороговорки
– Рукодельница и Ленивица.
В слове «Рукодельница» два корня: -рук- и -дел-, то есть «всё умеет делать руками». А «Ленивица» – от слова «лень».
– Она пошла за водой к колодцу, а верёвка оборвалась, ведро упало в колодец.
– Пирожок попросил достать его из печки.
Яблочки на яблоньке попросили их потрясти.
– За него она должна была три дня прослужить Морозу Ивановичу.
– Руки её окостенели и пальчики побелели.
– Три вопроса. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.
– Одоевский даёт своим героиням не обычные имена, а имена-характеристики, похожие на прозвища, сразу
настраивая читателя на определённый лад. Перед нами просто дети с разными характерами – Рукодельница и Ленивица.
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
– Какова твоя работа, такова и награда.
Отвечают на вопрос.
Выполняют задания,
отвечают на вопросы
Работают с словариком на странице 220. Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.
Полно и точно выражают свои мысли.
Осуществляют логические действия,
V. Домашнее задание Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду сказки Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее до-
стиженияVI. Итог урока.
Рефлексия – К какому жанру относится это произведение? Почему?
– К какому виду относится эта сказка?
– Чем отличаются герои сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»?
– Чем отличается язык сказок?
– Как называются сказки, у которых есть автор?
– Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость?
– Кого вам больше всего жаль в этой сказке? Почему?
– А сейчас похлопайте те, кому на уроке было интересно и все понятно.
-А сейчас потопайте те, кому на уроке было скучно и непонятно .
Делают выводы и обобщения.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности Формулируют ответы на вопросы.
Владеют навыками самоанализа