Разработка урока по литературному чтению на тему В. Одоевский Мороз Иванович (3 класса)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 18
г. ВоронежРазработка урока для 3 класса
с использованием Концепции формирования личности на основе взаимодействия духовно-нравственного развития и развивающего обучения.
Литературное чтение «В. Одоевский «Мороз Иванович»»
Разработал: учитель
начальных классов
Ильченко Софья Павловна
2016 год
Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» Тип: Изучение нового материала
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Ф. Одоевского; учить анализировать, сравнивать героев; правильно строить высказывания.
Задачи:
- расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»;
- научиться их сравнивать и отличать;
- формировать навыки чтения;
- выражать свое отношение к героям;
- продолжить развивать умение характеризовать поступки героев;
- развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;
Планируемые результаты
Предметные:
- отличать литературную сказку от народной. Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;
- сравнивать сказки по разным основаниям;
- учавствовать в работе группы. Личностные:
- проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;
- гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами.
Формируемые УУД
Регулятивные:
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища; Коммуникативные:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Познавательные:
- работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
Межпредметные связи: Русский язык, тема «Лексика», английский язык.
Ресурсы урока: Учебник, ч 1, с. 196-208; ПК, проектор, презентация.
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяI. Организационный момент. (слайд 1)
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание мое растет.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я готов к работе. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
II. Работа с речевым аппаратом. (слайд 2)
(На доске запись).
У елки иголки колки. Произносят по-разному, делая ударение каждый раз на новое слово.
III. Проверка домашнего задания. (Слайд 3)
Сейчас мыс вами послушаем ваши сказки. Ученики рассказывают сказки, которые сочинили к поговорке «Хвастовство само себя наказывает»
IV. Подведение к теме урока. (Слайд 4)
– По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она?
– Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички).
– Не простые снежинки, а снежинки-задания. (Слайд 5-29)
1 снежинка. (Слайд 30)
– Какие сказки о Морозе вы читали?
2 снежинка. (слайд 31)
– Каким рисует Мороза в своих сказках народ?
3 снежинка. (слайд 32)
- С каким произведением мы сегодня познакомимся?
- Назовите тему нашего урока.
– Написал сказку В. Ф. Одоевский. (Слайд 34)
(Проговаривание цели и задач урока.) (слайд 35)
– какую цель мы перед собой поставим?
– С помощью каких задач мы достигнем цели?
4 снежинка. (слайд 36)
– Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?
– По многим сказкам поставлены фильмы и мультфильмы. Кто из вас видел сказку «Морозко» по телевизору? (слайд37)
– А приходилось ли вам видеть сказку «Мороз Иванович»? – Деда Мороза.
– «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».
– Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей. – Сказка о Морозе (Мороз Иванович)
– Сказка «Мороз Иванович» (слайд 33)
- Познакомиться с жизнью и творчеством В. Ф. Одоевского.
- улучшить навыки чтения;
- выражать свое отношение к героям;
- развивать устную речь, творческое воображение, внимание, память;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать в себе читателя, понимающего и любящего книгу;
– «Морозко».
V. Физминутка. (слайд 38)
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи скорей дорогу!
Дыши глубже:
Носом вдох,
А выдох ртом,
Дышим глубже…
А потом марш на месте,
Не спеша.
Как погода – хороша?
- Молодцы присаживаемся и продолжаем работу. Проговаривают и показывают движения.
VI.Работа по теме урока.
– Много было попыток переделывать русские народные сказки. Дело в том, что записывались они на протяжении многих лет – записываются и до сих пор – от разных сказителей. Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему: один – кратко, другой – пространно, с подробностями, у одного бывает хорошо начало, у другого хорош конец, а у третьего – середина; один сказитель знаменит словечками, другой – интересными подробностями рассказа. - Кто является автором сказки «Морозко»
- Сказка «Морозко» народная, а к какой сказке мы можем отнести сказку «Мороз Иванович»? (слайд 40)
- Кто является автором сказки?
- Чем отличается литературная сказка от народной?
Выборочное чтение:
– Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица?
– Чем в своем доме занималась Рукодельница?
– Как проходил день у Ленивицы?
Словарная работа:
горемычная – несчастная.
– Что же изобразим в начале сказки?
– Как можно озаглавить?
Чтение по ролям:
1 ряд – разговор Ленивицы с печкой и яблонькой,
2 ряд – разговор Рукодельницы.
- Как можно озаглавить данные эпизоды?
В гостях у Мороза Ивановича.
Что делала рукодельница у Мороза Ивановича? - Народ. Народная сказка.
– Литературная сказка.
- В. Ф. Одоевский.
- Наличием автора.
Дети по цепочке читают отрывки из произведения.
– Долог день до вечера, коли делать нечего.
– Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
VII. Рефлексия. (слайд 41)
VIII. Итог урока
- Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем?
- Кто хочет побыть Морозом Ивановичем и одарить работающих оценками?
- Подумайте, какую пользу принесет сказка тому, кто посмотрит ее?
- Найдите в сказке пословицу и объясните ее смысл.
- Какие еще пословицы подходят к нашей сказке?
- Открываем рабочие тетради и выполняем задание на с. 49. Записать, чем литературная сказка похожа на народную, и чем отличаются. - Оценки.
Самостоятельно записывают, что отличает и что роднит народную и литературную сказку.
VII. Домашнее задание. (слайд 41)
- Как вы думаете, все ли сцены мы с вами обсудили. Подумайте, чего не хватает нам, нарисуйте и подробно расскажите.
- Кому это трудно – вам такое задание: подготовить пересказ сказки. Диагностика достижений планируемых результатов: Перессказать кратко сказку «Мороз Иванович» на основе прочитанного материала.
СамоонализДостижения Сложности Предложения