Конспект урока на тему «БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ФАМИЛИЯХ И КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ» 
КСКОУ  ОО «Болховская  специальная (коррекционная) общеобразовательная 
                                                         школа-интернат»
 Открытый урок  письма и развития речи
                                        Тема: 
«Большая буква в именах, 
      фамилиях людей и
      кличках животных»  
                2 «Б»   класс
                                             Учитель  начальных  классов:
                                             Клюзова  Е.А.
                                    2013-2014 уч. г.
Цель:  Обобщить знания и умения по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»Задачи:
                 1. обобщить  знания о правописании  имён  собственных, упражнять в написании  имён    собственных;
                 2. развивать  познавательные  интересы детей,  зрительно-слуховое  восприятие, речевую   память, мышление, внимание;
                3. корректировать  мелкую  моторику  рук, каллиграфические  умения  детей;
                4. воспитывать   интерес  к  предмету, эмоциональную  адекватность  поведения.
Оборудование:  компьютер, мультимедиа, призентация. фонограмма, карточки для самостоятельной работы.
                                                 План  урока.
I. Организационный  момент – психологический  настрой «Подари  улыбку».
II. Сообщение  темы урока, постановка  учебной цели.
III.  Работа по теме урока.
IV. Обобщение.
V. Итог урока.VI. Домашнее задание.
                                                    Ход урока.
I. Организационный момент – психологический настрой «Подари улыбку»
1.- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. 
2.Запись числа и классной работы в тетрадь.- Сегодня у нас будет необычный урок. Вы любите путешествовать? Да. А хотите отправиться в путешествие? Путешествие можно совершить и пешком и на  каком – нибудь  транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:Братцы в гости снарядились,Друг – за другом уцепились,И помчались в путь далёк,Лишь оставили дымок. (Паровоз) (Слайд 2)
II. Cообщение  темы  урока, постановка учебной цели.
 - Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах.
Прочитайте,  как же  называется  эта  страна.
СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ (Слайд 3)- А кто в этой стране живёт? ( Большие Буквы).
III. Работа  по  теме  урока.
1)Итак, ребята, отправляемся в путь… и первая станция «Чистописание» (Слайд 4)
А чтобы правильно, красивоВы записали всё в тетрадь.Вам пальчики необходимоКак следует, как следует размять.
Пальчиковая гимнастика.
Чтоб здоров был пальчик наш Сделаем ему массаж.Посильнее разотрёмИ к другому перейдём.     Дети поочередно растирают     пальчики на правой и левой руках.
(На доске написана буквы «Л М»)– Назовите буквы.– Какие они? (большие)– Из скольких элементов они состоят?– Давайте пропишем эти буквы.
-А  зачем    нужны   большие   буквы?Подумайте, вспомните и назовите слова, которые начинаются с большой буквы «Л» и «М» (Маша, Лена), запишите в тетрадях.- Почему эти слова пишутся с большой буквы (это имена людей)-А еще какие слова пишутся с большой буквы? (ответ детей)2)- И мы с вами попали на станцию «Вспоминай». (Слайд 5)-Давайте вспомним и все вместе проговорим правило про большую букву. (повторение правила)                                                                                                                                                 (Слайд 6)
3)Итак , продолжаем    путь и наш паровозик прибывает на станцию «Сказочные герои»(Слайд 7)- Угадайте героев которые нас встречаютОн коварнейший злодей,Им пугают всех детей.Живет он не в Малаховке*А в жаркой-жаркой Африке.Носит пистолет и нож,Учиняет он грабеж.Нет разбойника страшней.Кто же это? - ... (Бармалей). (Слайд 8)Он в лесу у нас живёт,Лечит весь лесной народ.Всем на помощь он спешит -Добрый ... (доктор Айболит).(Слайд 9)Он - Великий Умывальник,Знаменитый  Командир,Умывальников НачальникИ мочалок Командир! (Мойдодыр) (Слайд 10)
- Мойдодыр, Айболит, Бармалей…-Что общего у этих слов? (Все эти слова – имена, пишутся с большой буквы). - В своих тетрадях запишите отгадки, подчеркните большие буквы в начале имён.
-Ребята, а из каких сказок эти герои? Кто написал эти сказки?- Продолжаем наше путешествие. 4)И прибываем на станцию «Сказочники» (Слайд 11)- Одного сказочника вы уже назвали (портрет) Корней Чуковский. (Слайд 12).  Посмотрите на этот портрет и назовите этого сказочника (портрет) Александр Пушкин. (Слайд 13)- Как мы пишем фамилии? (С большой буквы)
-А какие ваши имена и фамилии?
-А теперь  запишите  в  тетрадях  свои имя и фамилию. Как   вы  будете писать имена и фамилии?
5)станция «Отдыхай» - физкультминутка. (Слайд 14)
 – Зарядку выполним следующим образом. Если вы услышите слово, которое пишется с большой буквы, поднимите руки  вверх  и  потянитесь, покажите  какая  это  большая  буква.  Если названное слово не будет именем, то опустите руки. Постарайтесь запомнить женские и мужские имена, которые будут названы.
Владимир, Анна, девочка, Витя, Оля, мальчик, Геля,  Алина,  дети,
Женя, ученик, Екатерина.
6)Отправляемся дальше и прибываем на станцию  «Размышляй» (Слайд 15)Послушайте стихотворение и подумайте, что напутал автор.Жили-были дед  да бабаС маленькою внучкой.Кошку рыжую своюНазывали Жучкой.А Хохлаткою ониЗвали жеребенка.А еще была у нихКурица Буренка.А еще у них былаСобачонка Мурка.Что это за слова Мурка, Жучка, Буренка?
-Кого  называют  Мурка (Жучка, Бурёнка)?- Какие буквы выберем    Б б, М м,  Ж ж?  Почему? (клички животных пишем с большой буквы)
(Слайды 16, 17, 18, 19, 20, 21)– Запишите в тетради пары слов: кошка  Мурка, собака Жучка, корова Бурёнка.(Запись  на  доске и  в тетрадях с комментированием)
7)-Следующая станция «Угадай». (Слайд 22)-Кто нас встречает на этой станции?В ступе летаю, Детей похищаю,В избе на куриной Ноге проживаю. (Баба Яга)(Слайд 23)
-Где живет Баба Яга?-На чем летает?- Составьте предложение из разрезанных слов. на   метле  летает  Баба Яга - Прочитайте и запишите в тетрадь. (Слайд 24)
Баба  Яга   летает  на  метле.- С какой буквы начнем записывать предложения?
-С  какой  буквы  напишем  слова  Баба Яга? Почему?- Что ставим в конце предложения?
IV . Обобщение.
1)«Минутка отдуха»,  музыкальное сопровождение. (Слайд 25)
- Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. 
- Отдохнём одну минутку,Восстановим зоркость глазИ почувствуем всем телом,Как тепло согрело нас.Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог.Потрудились славно дети,Завершается урок.
-Открыли  глазки, посмотрите на экран.
-Что вы  видите? Какие  это  буквы?
-Найдите  глазами  букву А, Б, Д, Г, В.
2) Вот и подошло к концу путешествие. -По какой стране совершили путешествие?( “Больших букв”).- Какие слова пишем с большой буквы?-Вам понравилось наше путешествие?Каких сказочных героев мы встретили? 
V. Итог урока.Оценивание - большие «пятерки»
VI.Домашнее задание:  списать  с  письменного  образца.