Конспект урока по русскому языку Заглавная буква в именах собственных (2 класс)
Какие слова пишутся с большой буквы?
Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения. Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
1. Приветствие. Мотивация.
Мы школьники прилежные,
Послушны и дружны.
Мы знаем нашей школе
Лентяи не нужны
-ребята, давайте хорошо поработаем на уроке, не будем лениться и узнаем что-то новое
2. Чистописание.
Начинаем урок русского языка. Вы получили рабочие тетради. Откройте их. Сядьте ровно, возьмите правильно ручку и подпишите число, классная работа.
На доске буквы а у о Г е
- какая буква лишняя и почему (Г- она заглавная, обозначает согласный звук, звонкий, парный [к])
Г стоит как великан,
Буква Г- подъемный кран.
- на что похожа буква Г?
- из каких элементов состоит заглавная буква Г (наклонной линии с закруглением вправо и горизонтальной линии)
- пропишите строчку заглавной буквой Г
- какая буква похожа на заглавную букву Г по написанию? (П Т)
- из каких элементов состоит заглавная буква П ( наклонных линий с закруглением вправо и влево и горизонтальной линии)
- пропишите строчку заглавной буквой П- для чего мы с вами проводим минутку чистописания?
-какие буквы мы прописали?
- как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- правильно, тема нашего урока «Заглавная буква»
- учебная задача урока выяснить, какие слова пишутся с большой буквы
3. Послушайте стихотворение
Буква обычная выросла вдруг,Выросла выше всех букв – подруг.Смотрят с почтеньем на букву подруги,Но почему? За какие заслуги?Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.Ставится буква у строчки в начале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с нею,Чтобы заметней им быть и виднее.Чтобы звучали громко и гордоИмя твоё, имя улицы, города.Буква большая – совсем не пустяк!В букве большой уважения знак!
- о чем это стихотворение?
- какое важное дело поручено большой букве?
На доске появляется схема
Посмотрите на схему
- все ли в ней верно?
- может чего-то не хватает?
- проверим схему на практике, а пока мы этого не сделали, поставим вопросительный знак
4. Работа над предложением
Какое сейчас время года?
К нам в класс осенний ветер принес кленовые листочки, но наверное он их перепутал (составление предложения из слов)
Ветер сорвал с деревьев листья.
- какая допущена ошибка или все правильно? (первое слово в предложении пишется с большой буквы)
- действительно ли любое предложение мы начинаем писать с большой буквы?
- мы можем отметить это утверждение в схеме
- спишите предложение в тетради
- выделите грамматическую основу
5. Работа в парах
У вас на столах конверты с набором слогов
Ва Све Ро Пе Саня та ма тя ша
- составьте из предложенных слогов имена
- прочитайте, с какой буквы записаны имена?
- какой вывод можно сделать?
- это имена полные или краткие?
- назовите полные имена
- запишите свое полное имя
- проверьте его по обложке тетради
- подчеркните заглавную букву своего имени
- отметим в схеме доказанное нами утверждение
6. Физминутка. Сказка про булочника.
7. Словарная работа.
- отгадайте загадки, ответами на которые будут словарные слова и запишите их (слайд 1)
Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.Зимовать не улетаю,Под карнизом обитаю. (Воробей.)
Окраской - сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая,Известная персона.Кто она? (Ворона.)
Вертится, Стрекочет,Весь день хлопочет. (Сорока.)
Летом ходит без дорогиВозле сосен и берёз,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос. (Медведь.)
Рыжая хозяюшкаИз лесу пришла,Всех кур пересчиталаИ с собой унесла. (Лисица.)
У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора. (Заяц.)
Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц.
- а теперь проверьте себя (слайд 1)
- какая непроверяемая гласная в слове заяц, медведь
- образуйте от словарных слов фамилии
- проверьте себя (слайд 2)
- запишите любые две фамилии
- подчеркните в них заглавную букву
- отметим в схеме доказанное утверждение
8.
Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце
- Муромец- это фамилия или отчество?
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду соловьеву приближается
- как звать героя по имени отчеству?
- вы знаете свое отчество?
- как вы его получили?
- слово отчество родственное со словом отец, когда рождается человек, он получает еще и имя по отцу- отчество, наличие отчества присуще только русскому языку
- если слово произошло от имени, как его надо писать?
- отмечаем утверждение в схеме
- какое произведение мы изучаем на уроках литературного чтения?
- кто автор этого произведения?
- запишем имя, фамилию и отчество автора ( Александр Сергеевич Пушкин)
- подчеркнем заглавные буквы (один ученик у доски)
9. Гимнастика для глаз
10. слайд 3
- на какой планете мы живем?
- в какой стране мы живем?
- в каком городе мы живем?
- на какой улице находится наша школа?
- на какой улице вы живете?
- как пишутся названия планет, стран, городов, улиц?
- есть ли в схеме все утверждения?
- надо ли добавить в схему какое-то утверждение? (добавляем карточку с названиями стран, планет)
11. Работа с учебником
- какие еще планеты вы знаете?
- можно ли наблюдать за планетами с земли?
- с помощью какого прибора?
- откройте учебник на странице 86 и прочитайте задание к упражнению номер 131 ( слайд 4)
- какая из названных планет сейчас не считается планетой? (Плутон)
- выполним задание повышенной сложности, но я уверена, что вы с ним справитесь (запись планет в алфавитном порядке Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер)- прочитайте полученную запись
12. Работа с учебником
- прочитайте задание к упражнению 132 на 87 странице
- какие ошибки допущены? ( все слова записаны слитно, нет заглавных букв)
- какие слова вы запишите с заглавной буквы?
13. Итог урока
- о чем мы говорили на уроке?
- какие слова пишутся с заглавной буквы?
- заглавная буква – это знак уважения к человеку и грамотное отношение к русской речи
- дома вы выполните творческое домашнее задание, сочините сказку о заглавной букве ( чтение образца сказки)
14. Самооценка, рефлексия ( слайд 5)
- узнал, открыл для себя…
- научился, смог…
- могу похвалить себя и своих одноклассников за…
Оцените собственную деятельность на уроке: (поднимите цветочек нужного цвета)
Красный - выполнял быстро, самостоятельно;
Синий - выполнял быстро, но допускал ошибки;
Зеленый - медленно, но без ошибок;