Конспект урока литературного чтения Шуточные стихи.И.Пивоварова, Э.Успенский, А.Дмитриев
Конспект урока литературного чтения «Перспективная начальная школа» 1 класс
ОрёлТема: « Шуточные стихи. И.Пивоварова, Э.Успенский, А.Дмитриев»Цель урока: создать условия для формирования умения определять основную мысль текста, жанр произведения; для ознакомления учащихся с шуточными стихотворениями И. Пивоваровой, Э. Успенского, А. Дмитриева;
Задачи урока: - работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей определять основную мысль текста;- развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текста;
- обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи; - способствовать развитию чувства юмора, выразительности речи, интонации, воображения;
- учить ориентироваться в учебнике; - учить детей работать самостоятельно, в группах и парах.
Планируемые результаты: личностные УУД: способны откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев шуточных стихотворений; метапредметные УУД: регулятивные – осуществляют первоначальный контроль своих действий; познавательные – работают с учебником, ориентируются в нем с помощью значков; коммуникативные – принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения, находить рифмующиеся слова в тексте стихотворения, читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование.Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
Э. Успенский
Итак, продолжим наше путешествие в Волшебный лес. 2. Актуализация знаний и мотивация. Постановка учебной задачи.
– Прочитайте слоги:
ГО-СКО-КА-РО-ВОР
– Составьте из этих слогов слово. (Скороговорка.)
– Для чего нужны скороговорки? ( Их полезно говорить для того, чтобы речь была красивая и четкая)
На доске:
На дворе дрова топорами рубят.
На дворе дрова, у дров детвора.
– Попробуйте и вы повторить без запинки.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с необычной скороговоркой.
III. Работа по теме урока.
1. Подготовка к чтению стихотворения И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки».
– Прочитайте название произведения.
– Слышали ли вы слова «кулинаки-пулинаки»?
– Что они могут обозначать, на ваш взгляд?
2. Самостоятельное чтение скороговорки.
– Кот спросил: «Что СРАЗУ указывает на то, что текст шуточный? Содержание каких частей стихотворения это доказывает?»
(Начало стихотворения «Кулинаки-пулинаки» сразу указывает, что это стихотворение шуточное. Содержание 2, 3 частей вызывает улыбку.)3. Работа по содержанию.
– Что делали собаки сначала? (Гавкали)
– А чижики? (Чистили носы)
– Что изменилось во втором четверостишии?
– Какие слова начали «шалить»?
– Прочитайте третье четверостишие.
– Какие слова «шалят»? назовите.
– В каких строчках автор подтверждает, что это шутка? («Только тот и разберет, / Кто ходит задом наперед».)
4. Чтение стихотворения вслух.
– Найдите слова, которые звучат похоже, рифмуются.
(Кулинаки – собаки, часы – носы. )– Где стоят эти слова в строчках: в начале или в конце?
(Эти слова стоят в конце строчек.)
– Прочитайте стихотворение целыми словами быстро.
– Прочитайте слова «кулинаки-пулинаки» справа налево.
– Как составлены эти слова?
– Замените в слове «пулинаки» букву «П» на «К». Что получилось?
– Замените в слове «кулинаки» букву «К» на «П». Что получилось?
– Произнесите теперь название стихотворения.
– Попробуйте из слов «кулинаки-пулинаки» составить другие веселые слова.
5. Чтение стихотворения Э. Успенского «Память».
– наш урок мы начали с чтения отрывка из стихотворения Э. Успенского «Память». Хотите услышать его до конца?
ПАМЯТЬ
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
«Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».
– Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну а кактус в это время
Мыл старушку на окне...
– Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на коне...
Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок.
А чего хвалиться зрю?
Э. Успенский
– Что вызвало вашу улыбку?
– Чем похожи стихи?
Физкультминутка
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо, влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед,
Другой – назад,
А потом наоборот.
(Вращение руками вперед, назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа над стихотворением А. Дмитриева «Шлагбаум».
– Многие поэты любят играть со словами. Вам нравится эта игра?
– Предлагаю играть дальше. Прочитайте стихотворение.
– Мише и Маше очень понравилось стихотворение. А вам?
– Перечитайте первую часть стихотворения. Какие слова рифмуются? (Шлагбаум – кудаум.)
– Найдите все слова, которые рифмуются со словом «шлагбаум». (Грибаум, тогдаум, поездаум. Эти слова придуманы поэтом, таких слов не существует.)– Попробуйте прочитать стихотворение, заменив «неправильные» слова «правильными».
– Теперь вы можете объяснить, зачем поэт их придумал? («Неправильные» слова делают стихотворение складным.)
– Неужели поэт искажал слова только для того, чтобы было складно? (Поэт «играет» со словами. Он придумал их, чтобы удивить нас, рассмешить, потешить, доставить нам радость.) – Что такое «шлагбаум»? (Шлагбаум (нем.) – подъемный или выдвижной брус на переездах, перекрывающий проезд или проход.)
– Почему слова искажаются только определенным образом? Кто их искажает? (Слова начинает искажать Шлагбаум. Он делает слова похожими на название «его самого», прибавляя к слову конец «ум», «бум». Таким образом шлагбаум рифмует слова со своим названием.)
Мальчик (герой стихотворения) искажает слова для того, чтобы говорить со шлагбаумом на одном языке. Разговор шлагбаума и мальчика можно сравнить с беседой двух иностранцев, когда лишь один из них знает язык другого.
2. Работа в парах.
– Прочитайте стихотворение с соседом по ролям. Пусть сосед читает выделенные цветом строчки. Потом поменяйтесь ролями.
V. Итог урока.
– Многие детские писатели – большие фантазеры. Они придумывают такие стихи, которые могут смешить. Как вы думаете, трудно придумывать смешные истории? Давайте попробуем вместе – я читаю начало стихотворной строки, а вы договариваете так, чтобы получилась рифма.
КОТАУСИ И МАУСИ
Жила-была мышка МаусиИ вдруг увидала (Котауси).
У Котауси злые гла(зауси)
И злые-презлые зу(бауси).
Подбежала Котауси к (Мауси)
И замахала хво(стауси):
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая (Мауси)!
Я спою тебе песенку, Ма(уси),
Чудесную песенку, Ма(уси)!»
Но ответила умная (Мауси):
«Ты меня не обманешь, (Котауси)!
Вижу злые твои (глазауси)
И злые-презлые (зубауси)!»
Так ответила умная (Мауси) –
И скорее бегом от (Котауси).
– А теперь я бы хотела услышать ваши отзывы об уроке.
Выберите фразу и закончите её: Я сегодня узнал… Мне было … Больше всего мне понравилось…