Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматная Азбука

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Видновский художественно-технический лицей»





· УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «ВХТЛ»
_____________ И. В. Николаева
«___» _______________ 2016 г.









Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Шахматная азбука»
для 1 класса











Составила: учитель начальных классов Гасраталиева Каният Габибуллаевна













2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка 
  Рабочая программа по курсу «Шахматная азбука» составлена в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом, на основе авторской программы Сухина И.Г. «Шахматы – школе» в соответствии с требованиями ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебным планом МАОУ «ВХТЛ» на 2016 - 2017 учебный год.
Курс «Шахматная азбука» общекультурного направления рассчитан на 33 ч (1 ч в неделю) в 1-ом классе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Шахматная доска (2 ч)
·          Первое знакомство с Шахматным  королевством. Из истории шахмат.
 Шахматные фигуры (1 ч) 
·          Шахматная доска - поле шахматных сражений. Знакомство с основными понятиями: "горизонталь", "вертикаль", "диагональ".
·          Шахматные фигуры. Первое знакомство. Правило: «Тронул - ходи!». Белая и черная армии.
Начальная расстановка фигур (2 ч)
·          Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Ходы и взятие фигур (16 ч)
·          ПЕШКИ. Благородные пешки черно-белой доски. «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.
«Подножка» (правило взятие на проходе).
·          КОРОЛЬ. Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).
·          ЛАДЬЯ. Ход, взятие.                                   
·          СЛОН. Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона.
·          ФЕРЗЬ. «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. Ход, взятие. Ферзь против ладьи, слона
·          КОНЬ. Ход, взятие, сила. Игра конем на усеченной доске. Конь против ферзя, ладьи, слона.
Цель шахматной партии (8 ч)
·         Ценность фигур. Относительная ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
·         Шах. Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
·          Мат - цель игры. Техника матования одинокого короля: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.
·          Ничья. Варианты ничьей. Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат.
·          Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. 
Игра всеми фигурами из начального положения (4 ч)
·          Шахматная партия. Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Правила и законы дебюта.
Игра всеми фигурами из начального положения.
·        Короткие шахматные партии.
·       Занимательные страницы шахмат. Шахматные сказки.

Календарно-тематическое планирование

№ ур.
Тема урока
Вид деятельности
Кол-во часов
Сроки прохождения





Плановые
Скор-ректи
рован-ные

1
Шахматная доска.
Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».
1
05.09


2
Изучение шахматной доски.
Знакомство с шахматной доской.
1
12.09


3
Знакомство с шахматными фигурами.
Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки».
1
19.09


4
Начальная расстановка фигур.
Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране».
1
26.09


5
Шахматная доска и фигуры.
Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
1
03.10


6
Знакомство с шахматной фигурой "Ладья".
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
1
17.10


7
Ладья в игре.
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».
1
24.10


8
Знакомство с шахматной фигурой "Слон".
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
1
31.10


9
Слон в игре.
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
1
07.11


10
Ладья против слона.
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
1
14.11


11
Знакомство с шахматной фигурой "Ферзь".
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
1
28.11


12
Ферзь в игре.
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».
1
05.12


13
Ферзь против ладьи и слона.
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».
1
12.12


14
Знакомство с шахматной фигурой "Конь".
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
1
19.12


15
Конь в игре.
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».
1
26.12


16
Конь против ферзя, ладьи, слона.
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».
1
09.01


17
Знакомство с пешкой.

Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».
1
16.01


18
Пешка в игре.
Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
1
23.01


19
Пешка против ферзя, ладьи, слона.
Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».
1
30.01


20
Знакомство с шахматной фигурой "Король".
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).
1
06.02


21
Король против других фигур.
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».
1
20.02


22
Шах. Способы и приёмы.
Дидактическая игра «Первый шах», «Дай шах».
1
27.02
празд

23
Шах.
Дидактические задания «Шах или не шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». 
1
06.03


24
Мат. Цель шахматной партии.
Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в два хода».
1
13.03


25
Мат.
Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».
1
20.03


26
Ставим мат.
Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
1
27.03


27
Способы объявления "мата".
Дидактическое задание «Дай мат».
1
10.04


28
Ничья, пат.

Дидактическое задание «Пат или не пат».
1
17.04


29
Рокировка короля.
Дидактическое задание «Рокировка».
1
24.04


30
Рокировка.

Дидактическое задание «Рокируй».
1
08.05


31
Шахматная партия парами. Урок-практикум.
Дидактическая игра «Два хода». Игра всеми фигурами из начального положения. 
1
15.05


32
Шахматная партия командой.
Демонстрация коротких партий. Шахматный праздник.
1
22.05


33
Повторение программного материала. Игра всеми фигурами.
Игра-викторина «В стране шахмат».
1
25.05





Рассмотрено на заседании кафедры
начального образования,
Протокол №1 от 29.08.2016г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________________ /С. Н. Попова/
29 августа2016г.










13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14615


13PAGE 15







 
·