Рабочая программа курса внеурочной деятельности Шахматная азбука
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Г.о. Подольск
Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ № 31»
_______________/Т.В.Беляева/
«_____» _________2016 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Шахматная азбука»
для 1 «Г» класса
Составитель: Крупень Наталья Александровна,
учитель первой квалификационной категории.
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматная азбука» для 1 Г класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе примерной рабочей программы внеурочной деятельности «Шахматная азбука. 1 класс» автора В.Д. Балазана.
Авторская программа рассчитана на 33 часа. В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31» рабочая программа составлена на 33 часа (1 час в неделю).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результататы :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Тема 1. Введение в образовательную программу.
Теория. Знакомство с программой «Шахматная азбука». Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.
Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат.
Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.
Тема 3. Шахматная доска.
Теория. Шахматная доска. Белые и чёрные Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Расположение доски между партнёрами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Короткие диагонали. Центр, Форма центра. Количество полей в центре.
Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».
Дидактические игры и задания:
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.
"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").
Тема 4. Шахматные фигуры.
Теория. Фигуры белые и чёрные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Правило «Тронул - ходи!».
Практика. Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Что общего?»
Дидактические игры и задания:
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Тема 5. Начальная расстановка фигур.
Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой фигуры в начальной позиции; правило: "Ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет».
Дидактические игры и задания:
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
Тема 6. Ходы и взятие фигур.
Теория. Правила хода и взятия каждой фигуры.
ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические игры и задания:
Одна против пешек. Лабиринт.
Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».
СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита".
ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Дороги Ферзя. Ферзь – тяжёлая фигура. Ферзь против ладьи, слона.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".
КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – лёгкая фигура. Игра конем на усеченной доске. Конь против ферзя, ладьи, слона.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь".
ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки. Благородные пешки черно-белой доски. «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». «Подножка» (правило взятие на проходе).
Дидактические игры и задания:
«В бой идут одни только пешки».
«Игра на уничтожение».
КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. И Король в поле воин (взятие). Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин".
Практика. Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, ещё раз атака», «Двойной удар», «Ограничение подвижности».
Относительная ценность фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Дидактические игры и задания:
"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"
"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
Тема 7. Цель шахматной партии.
Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая ракировка и её правила.
Шах. Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха. Дидактические игры и задания:
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
МАТ. Мат - цель игры. Мат ферзём, ладьёй, слоном, пешкой. Техника матирования одинокого короля: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.
Дидактические игры и задания:
"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".
Решение шахматных задач и упражнений.
Ничья. Варианты ничьей.
Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.
Дидактическое задание:
"Пат или не пат".
Рокировка.
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Дидактическое задание:
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Практика. Дидактические игры: «Шах - не шах», «5 шахов», «Защита от шаха», «Мат – не мат», «Первый шах», «Рокировка».
Тема 8. Игра всеми фигурами из начального положения.
Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Правила и законы дебюта. Короткие шахматные партии. Демонстрация коротких партий. Занимательные страницы шахмат. Шахматные сказки.
Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры «Два хода».
Тема 9. Итоговое занятие.
Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини-соревнований, турниров.
Все дидактические игры и задания моделируются в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
Тематическое планирование
№ п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1 Введение в образовательную программу 1 1 -
2 Легенды и сказания о возникновении шахмат 1 1 +
3 Шахматная доска 3 4 2
4 Шахматные фигуры 4 2 2
5 Начальная расстановка фигур 3 1 2
6 Ходы и взятие фигур 8 3 5
7 Цель шахматной партии 6 2 4
8 Игра всеми фигурами из начального положения 6 2 4
9 Итоговое занятие 1 - 2
ИТОГО 33 13 21
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм
мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические
игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п Учебная неделя Дата урока факт. Тема занятия Планируемые образовательные результаты Материально техническое обеспечение Примечание
Предметные Личностные МетапредметныеВведение в образовательную программу. 1 ч
1 1 неделя Знакомство с программой «Шахматная азбука». Правила поведения на занятиях. Анализировать ситуацию и устанавливать причинно-следственные связи. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
Выбирать наиболее эффективный способ решения на основе полученной информации.
Коммуникационные:
- правильно строить вопрос;
- выражать свои мысли полно и точно ПК, мультимедийная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат. Легенды и сказания о возникновении шахмат. 1 ч
2 2 неделя Что такое шахматы и шахматная игра. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры,
Различать диагональ, вертикаль, горизонталь.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
уметь проводить элементарные комбинации.
Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
Выявлять закономерности и проводить аналогии. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
Выбирать наиболее эффективный способ решения на основе полученной информации.
Коммуникационные:
- правильно строить вопрос;
- выражать свои мысли полно и точно ПК, мультимедийная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат. Шахматная доска. 3 ч
3 3 неделя Шахматная доска. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры,
Различать диагональ, вертикаль, горизонталь.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
уметь проводить элементарные комбинации.
Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
Выявлять закономерности и проводить аналогии. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Определять последовательность событий.
Проговаривать последовательность действий.
Высказывать своё предположение (версию).
Работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.
Коммуникационные:
- правильно строить предложения;
использовать в речи изученные слова и выражения;
- внимательно слушать учителя.
ПК, мультимедийная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат. Карточки для решения задач 4 4 неделя Шахматная доска. Практическое занятие. 5 5 неделя Шахматная доска. Практическое занятие. Шахматные фигуры. 4 ч
6
6 неделя Шахматные фигуры. Ладья, слон, ферзь. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
уметь проводить элементарные комбинации;
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Выделять закономерности.
Называть предметы по описанию.
Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
Определять последовательность событий;
Выявлять закономерности и проводить аналогии. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Определять последовательность событий.
Проговаривать последовательность действий.
Высказывать своё предположение (версию).
Работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникационные:
- правильно строить предложения;
использовать в речи изученные слова и выражения;
- внимательно слушать учителя. ПК, мультимедийная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат. Карточки для решения задач 7 7 неделя Шахматные фигуры. Конь, пешка, король. 8 8 неделя Шахматные фигуры. Практическое занятие. 9 9 неделя Шахматные фигуры. Практическое занятие. Начальная расстановка фигур. 3 ч 10 10 неделя Начальное положение; расположение каждой из фигур в начальной позиции. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, начальную расстановку фигур;
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
уметь проводить элементарные комбинации;
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Выделять закономерности.
Называть предметы по описанию.
Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
Определять последовательность событий;
Выявлять закономерности и проводить аналогии. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Определять последовательность событий.
Проговаривать последовательность действий.
Высказывать своё предположение (версию).
Работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникационные:
- правильно строить предложения;
использовать в речи изученные слова и выражения;
- внимательно слушать учителя. ПК, мультимедийная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат. Карточки для решения задач 11 11 неделя Начальная расстановка фигур. Практическое занятие.
12 12 неделя Начальная расстановка фигур. Практическое занятие.
Ходы и взятие фигур. 8 ч 13 13 неделя Ходы и взятие фигур. Ладья. Слон. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, начальную расстановку фигур;
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
уметь проводить элементарные комбинации;
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Выделять закономерности.
Называть предметы по описанию.
Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
Определять последовательность событий;
Выявлять закономерности и проводить аналогии. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Определять последовательность событий.
Проговаривать последовательность действий.
Высказывать своё предположение (версию).
Работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникационные:
- правильно строить предложения;
использовать в речи изученные слова и выражения;
- внимательно слушать учителя.
ПК, мультимедийная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат. Карточки для решения задач 14 14 неделя Ходы и взятие фигур. Ферзь. Конь. 15 15 неделя Ходы и взятие фигур. Пешка. Король. 16 16 неделя Ходы и взятие фигур. Практическое занятие. 17 17 неделя Ходы и взятие фигур. Практическое занятие. 18 18 неделя Ходы и взятие фигур. Практическое занятие. 19 19 неделя Ходы и взятие фигур. Практическое занятие. 20 20 неделя Ходы и взятие фигур. Практическое занятие. Цель шахматной партии. 6 ч
21 21 неделя Цель шахматной партии. Шах. Мат Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Выделять закономерности.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Знать шахматные термины: ход, взятие, шах, мат; Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
уметь проводить элементарные комбинации;
Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
Определять последовательность событий;
Выявлять закономерности и проводить аналогии. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Определять последовательность событий.
Проговаривать последовательность действий.
Высказывать своё предположение (версию).
Работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникационные:
- правильно строить предложения;
использовать в речи изученные слова и выражения;
- внимательно слушать учителя. ПК, мультимедийная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат. Карточки для решения задач 22 22 неделя Цель шахматной партии. Ничья. Пат. Рокировка. 23 23 неделя Цель шахматной партии. Практическое занятие. 24 24 неделя Цель шахматной партии. Практическое занятие. 25 25 неделя Цель шахматной партии. Практическое занятие. 26 26 неделя Цель шахматной партии. Практическое занятие. Игра всеми фигурами из начального положения. 6 ч
27 27 неделя Игра всеми фигурами из начального положения. Как начать шахматную партию. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Выделять закономерности.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Знать шахматные термины: ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
уметь проводить элементарные комбинации;
Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности.
Определять последовательность событий.
Проговаривать последовательность действий.
Высказывать своё предположение (версию).
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникационные:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме. ПК, мультимедийная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат. Карточки для решения задач 28 28 неделя Всеми фигурами из начального положения. Короткие шахматные партии. 29 29 неделя Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. Практическое занятие. 30 30 неделя Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. Практическое занятие. 31 31 неделя Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. Практическое занятие. 32
32 неделя Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. Практическое занятие. Итоговое занятие. 1 ч
33 33 неделя Шахматный турнир. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Выделять закономерности.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Знать шахматные термины: ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
уметь проводить элементарные комбинации;
Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности.
Определять последовательность событий.
Проговаривать последовательность действий.
Высказывать своё предположение (версию).
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникационные:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме. ПК, мультимедийная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат. ИТОГО 33 ч
Согласовано
на заседании ШМО
Протокол № ____
«____» ________ 2016 года.
Согласовано
Зам. директора по УВР
______________ Н.А. Крупень«___» ________ 2016 года.