План-конспект урока по физической культуре на тему Шахматная доска
Московский институт открытого образования
Шахматная федерация г.Москвы
Фонд «Шахматы в школе»
«Теоретические основы внедрения шахмат как предмета в общеобразовательных организациях»
Модуль 1
Конспект урока/План-сценарий урока
ФИО Гурьянов Александр Николаевич
Школа ГБОУ Школа № 1174
Тема урока «Шахматная доска»
Цель урока Познакомить детей с игрой в шахматы, развить ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость, усидчивость.
Задачи урока Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, активизировать мыслительную деятельность.
Развивающие: развивать аналитическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своих действий.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
Основные виды деятельности Определение и формулирование цели деятельности с помощью руководителя, работа по предложенному руководителем плану, озвучивание своего предположения на основе примерных игровых шахматных ситуаций.
Планирование учебного сотрудничества, разрешение
конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Этапы урока
Вступительная часть
Добрый день!
Вся в квадратах – белых, черных-
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска,
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!
Сегодня мы с вами отправляемся в сказку под названием «Шахматная Страна», но перед этим повторим то, о чем мы говорили на предыдущем занятии.
Вспомним сказку о Дракончике, который любил поедать белые и черные поля, и что сделали черные и белые поля чтоб Дракончик не мог их проглотить:
а) белые и черные поля прижались, друг к другу и у них получилось…. (горизонтальная линия, вертикальная линия) помогло ли это им?
Каких сказочных героев вы узнали?
Основная часть.
Объяснить, что в шахматы обычно играют два ПАРТНЕРА, или по-другому ПРОТИВНИКА. Подчеркните эти слова интонацией, и пусть дети хором несколько раз проговорят их.
Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого партнера было белое угловое поле, левое угловое поле черное ( это надо запомнить).
Теперь каждый ученик должен проверить, правильно ли перед ним лежит шахматная доска. Разворачиваем на 90 градусов шахматные доски, которые ребята расположили неправильно, и снова подчеркивает, что крайнее правое поле должно быть белым, а левое угловое поле черное.
Начинаем знакомить детей с дорожками шахматной доски, по которым в дальнейшем будут передвигаться шахматные фигуры.
Объясняем, что ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ГОРИЗОНТАЛЬ – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо.
Задаем вопрос, а с право налево это?
Посчитайте сколько белых и черных полей в одной горизонтали?....(4/4)
А теперь сосчитайте, сколько горизонталей на шахматной доске?....(8)
Может ли быть в горизонтали два белых поля рядом: да или нет?
Совершенно верно, а теперь давайте вместе обозначим каждую горизонтальную линию цифрой. Цифра ставиться сбоку, слева и справа от доски, и так по порядку все восемь линий (1-я,2-я,3-я…..8-я).
Проведем игру "Горизонталь".
Вызываем к демонстрационной доске двоих ребят, даем каждому из них по 4 белые пешки и предложите им по очереди заполнить пешками одну из горизонталей, располагая на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей). Можно ввести в эту игру элемент состязательности: кто поставит последнюю пешку, тот выиграет. В этом случае, как легко убедиться, проигрывает тот, кто ставит первую пешку.
Молодцы, а теперь покажите, на доске какие еще есть прямые линии.
Дети задумались, и кто-то говорит (показывает) снизу вверх, а кто-то сверху вниз.
Правильно, и как называются эти линии……
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ВЕРТИКАЛЬ – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит снизу вверх.
Их на доске, как и горизонталей, также восемь.
Горизонтальные линии имеют обозначение циф….., а вертикальные линии?
Правильно буквами ( a,b,c,d,e,f,g,h).
Да, трудновато сразу все запомнить, вначале некоторые буквы будут непривычны для вас – но их надо запомнить и выучить наизусть.
У меня для вас есть специальная веселая считалка, облегчающая запоминание вертикальных линий: А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, е-го ф-амилия Ж-е а-ш.
Запомните правило: сначала буква, потом цифра!
Превосходно, ребята.
Какие еще линии остались у нас без своего внимания?
Дети показывают руками линии, которые идут наискосок, молодцы.
Это ДИАГОНАЛИ – в отличие от прямых вертикальных и горизонтальных линий состоят из полей одного цвета (белые и черные диагонали).Разной длины (от двух до восьми полей).
А теперь немного поиграем.
1. Понятия горизонтали и вертикали базовые при объяснении ходов шахматных фигур. Необходимо добиться, чтобы дети хорошо запомнили эти слова и научились уверенно отличать горизонталь от вертикали. Для этого с детьми можно провести ряд дидактических игр, самая простая из них – "Поиграем – угадаем". Вы загадываете либо горизонталь, либо вертикаль и просите учеников по очереди отгадать, какую именно дорожку вы загадали.
2."Горизонтально-вертикальная игра". Поставим белую пешку на любое поле шахматной доски и, вызываем учеников по одному к демонстрационной доске, просим детей передвинуть пешку на одно поле в задаваемом направлении. Типичные указания: "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали". Эта игра очень важна, так как учит детей ориентироваться на плоскости шахматной доски.
3. «Эстафета» Делим класс на две команды. Учитель раскладывает на парте вертикальные, горизонтальные линии перемешав их.
Задача: собрать из линий шахматную доску.
Горизонталь правильно.
g8 d7 c6 f5 a4 h3
e2 b1 Вертикаль правильно.
g8 b7 e6 f5 c4 d3 а2h1
Итог урока.
Цель: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры;
оценивать результат учебной деятельности.
Я узнал…
Я научился…
У меня сегодня получилось…
Итог.
Скажите, что же нового вы узнали сегодня?
Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)
Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)
Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4.)
Сколько чёрных полей в каждой горизонтали? (4.)
Сколько полей в каждой горизонтали? (8.)
Сколько на шахматной доске горизонталей? (8.)
Сколько белых полей в каждой вертикали? (4.)
Сколько чёрных полей в каждой вертикали? (4.)
Сколько полей в каждой вертикали? (8.)
Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)
На этом наше путешествие подошло к концу. До свидания.