Конспект занятия по шахматам на тему: Рокировка. Чтоэто за ход? 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 «Средняя общеобразовательная школа №2»
Урок по теме «Рокировка. Что это за ход?»
1 класс
Учитель Коротков С.А.
г. Константиновск
2014 год
                           Тема: Рокировка. Что это за ход?
      Цели: Ввести  понятие об особом ходе - рокировке.  Отработать  правила  и   условия рокировки. Закрепить   правила   передвижения   фигуры    король    на   шахматной    доске.
     Задачи:
- обучающие задачи: учить выполнять действие «рокировка»; продолжать учить ориентироваться на доске, листе бумаги; 
- развивающие задачи: Развивать логическое и образное мышление, тактильные ощущения, внимание, память,
- воспитывающие задачи: Воспитывать  бережное   отношение  к  оборудованию,  аккуратность,  интерес  к  шахматам.
    Материал, оборудование: Демонстрационная  доска, шахматные фигуры,  шахматные   доски ( одна  на двоих)  с комплектом  фигур,  экран.
    Методические приёмы: Работа с диаграммами, физкультминутка, вопросы «шахматной шкатулки», использование  ТСО, практические  занятия в парах, Д/и «Волшебный мешочек».
    Литература: И.Г. Сухин «Удивительные приключения в шахматной стране», «Там клетки чёрно-белые чудес и таин полны» рабочая тетрадь ч.2. 
Ход занятия
I Орг. Момент
 Ребята сегодня мы с вами повторим как и куда ходит король и узнаем одну тайну  нашей волшебной шахматной доски.
II Повторение пройденного материала
a). Д/и «Волшебный мешочек» (4-5 чел.( угадывают на ощупь шахматы и называют их)
б). Загадки:
*Вперёд и назад ходит браво, помчится налево, направо,
   Ту фигуру знаю я, ведь зовут её (ладья)
*Тут ферзи, слоны отважны мчатся поперёк и вдоль, 
   И совсем как в сказке важный возвышается(король)
в)  Работа с диаграммами
1). Рассеянный художник.
-Рассеянный художник хотел отметить точками все поля, на которые могут  пойти за один ход белый, чёрный короли, но забыл это сделать. Выручай!
В) Сделай белыми единственно возможный ход и покажи его стрелкой
г) Побей королём за один ход незащищённую фигуру и покажи этот ход стрелкой
III Физминутка
Конь меня в дорогу ждёт, 
Бьёт копытом у ворот.
На ветру играет гривой,
Пышной сказочной, красивой. 
На коня верхом вскочу
И поеду поскачу.
IV Вопросы из шахматной шкатулки
Сколько на шахматной доске королей?
Короля можно ставить под бой?
Король перепрыгивает через другие фигуры?
Белые и чёрные короли могут стоять на соседних полях?
Король может бить защищённую фигуру?
Надо проявить сноровку, чтобы сделать ?
-Ребята, всё внимание на экран и вы узнаете, тайну нашей волшебной шахматной доски-рокировка. Что это за ход?
 V Объяснение нового материала (Использование ТСО)
Рокировка - особенный ход, который белые и черные могут сделать всего один раз за партию. Во время рокировки передвигаются сразу две фигуры
-	король и ладья.
Рокировка делается следующим образом. Вы берете своего короля и переставляете его на два поля вправо [или влево), а затем берете ладью (если рокировка выполняется вправо, то правую, если влево, то левую), перетаскиваете ее через короля и ставите на соседнее поле.
Рокировка бывает длинной и короткой. Если король рокируется с ближней ладьей - это короткая рокировка, а если с дольней (со стороны ферзя)
-	это длинная рокировка.
Правило пяти «если»:
Рокировку можно делать только тогда, когда выполняются одновременно пять условий, пять «если»:
Если король и та ладья, с которой король хочет сделать рокировку,еще ни разу не ходили.
Если между королем и этой ладьей нет никаких фигур: ни своих, ничужих.
Если король не находится под шахом.
 4. Если после рокировки король не попадет под шах.                                                         5. Если после рокировки ладья не попадет под удар неприятельской фигуры или пешки.
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
Гак выполняется длинная рокировка
А вот находиться под ударом в момент рокировки ладья имеет право, и пройти через битое поле она тоже может. В последнем случае речь идет только о длинной рокировке, а битыми могут быть поля Ы и Ь8 соответственно для белых и черных.
При записи партии рокировка записывается следующим образом:
0-0 -короткая рокировка
0-0-0 - длинная рокировка.
VI Закрепление
1)Проверочная работа
-Определи, в какую сторону могут рокироваться  белые.           
2). Практическая работа (работа на шахматных досках)
-Ребята у вас на столах шахматные доски с набором фигур, поставьте на них ладьи и короля и попробуйте сделать короткую рокировку, затем длинную.
3) практическая работа на доске:
-покажи длинную рокировку;
- покажи короткую рокировку.
Итак, мы познакомились с новым ходом  - который называется  как: дети - «рокировка».
4) Ответь: да или нет. Согласны ли вы, что:
-рокировка-это одновременный ход короля и ладьи?_____
-ферзь, конь и слон могут рокироваться?___________
-при рокировки ладья перепрыгивает через короля?_______
-белые могут рокировать если их король походил?________
-белые могут рокировать, если обе ладьи уже походили?______
-можно рокировать, если король идёт под удар?____
-можно рокировать, между королём и ладьёй стоит слон?__________
VII Итог образовательной деятельности
- Что нового и интересного вы узнали? Чему научились?
- Ребята, аккуратно сложите шахматы в коробки, наведите порядок на столах.
Анализ непосредственно-образовательной деятельности
Шахматы.
1. В данной группе участвовали дети 6-6.5 лет, каждый из детей проявляет интерес к шахматам, это выявлялось путём наблюдения и работы на предыдущих НОД. При построении данной деятельности были учтены как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
2. Тема сегодняшней образовательной деятельности «Тайна волшебной доски-рокировка. Что это за ход?»
Эта тема идёт по плану, предыдущая и сегодняшняя темы взаимосвязаны между собой, т.к. король играет ведущую роль в ходе рокировка.
3. Цели: Познакомить   с   понятием   рокировка.  Отработать  правила  и   условия рокировки. Закрепить   правила   передвижения   фигуры    король    на   шахматной    доске.
обучающие задачи: учить выполнять действие «рокировка»; продолжать учить ориентироваться на доске, листе бумаги. 
развивающие задачи: Развивать логическое и образное мышление, тактильные ощущения, внимание, память.
воспитывающие задачи: Воспитывать  бережное   отношение  к  оборудованию,  аккуратность,  интерес  к  шахматам.
4. Структура НОД была выдержана, все части взаимосвязаны, плавно перетекают друг в друга.
I. Орг.момент
II. Повторение пройденного материала
III. Физминутка
IV. Объяснение нового материала
V. Закрепление
VI. Итог урока
5.Особый акцент делался на фигуру король, ладья и слово рокировка.
6. В работе были использованы следующие методы и приёмы: наглядности, практического действия, самостоятельная работа, показ, рассказ, объяснение.
    Для раскрытия нового материала я использовала ТСО, которые очень понятны и интересны детям и в течении НОД дети оставались активными и заинтересованными.
     Метод контроля я использовала в диаграммах, ответов на вопросы, в практической деятельности, как в парах так и у доски.
7. На занятиях использовался, как индивидуальный, так и дифференцированный подход к детям. У каждого из детей были индивидуальные листы с заданиями, у каждого набор шахматных фигур, дети выходили к демонстрационной доске.
8.Цели и задачи были полностью реализованы, на последующей образовательной деятельности будем отрабатывать изученные ходы и внедрять их в игру.
Рисунок 2EPSON  Gray - Gamma 2.2Рисунок 3EPSON  Gray - Gamma 2.2EPSON  Gray - Gamma 2.2EPSON  Gray - Gamma 2.2Заголовок 1Заголовок 315