Конспект учебно-тренировочного занятия по шахматам «В стране шахматных фигур. Шахматная нотация»


Управление образования Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
Конспект
учебно-тренировочного занятия по шахматам
«В стране шахматных фигур. Шахматная нотация»
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №20»
Степанова Елена Анатольевна
г. Нижнекамск, 2016 г.
Конспект учебно-тренировочного занятия
по шахматам для 2 класса
Фамилия, имя, отчество учителя: Степанова Елена Анатольевна
Место проведения: МБОУ «СОШ № 20»
Класс: 2 класс
Форма проведения: кружковое занятие
Тема: «В стране шахматных фигур. Шахматная нотация»
Цель: Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций
Задачи:
Личностные:
Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
Познавательные:
Ввести понятие о шахматной нотации. Познакомить учащихся с обозначением полей на шахматной доске. Учить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматных позиций.
Регулятивные:
Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Коммуникативные:
Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.
Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока, настольные шахматные доски, демонстрационная шахматная доска.

Ход занятия
I.Мотивация к учебной деятельности
1.Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждет урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня будем мы играть,
Узнавать и рассуждать.
II. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий.
- Здравствуйте ребята, шахматы – волшебная игра. История шахматной страны уходит вглубь веков – в те далекие времена, когда в  Индии придумали эту игрушечную войну, очень напоминавшую настоящие войны тогдашних королей. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось.
- И сегодня мы с вами отправляемся в волшебный мир шахмат, сказочное королевство. Его нельзя найти ни на одной географической карте. Как вы, конечно, догадались, оно расположено на шахматной доске.
(Демонстрация на магнитной доске)
1.Отгадайте ребус
left0left0

- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?
-Правильно, это термин НОТАЦИЯ.
-Кто знает, что обозначает этот термин?
-Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация»)
2.Актуализация знаний.
-Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику.
В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя.
-Можно ли помочь Пете? Как?
-Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации.
Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске.
III.Формулирование темы урока и постановка целей.- Так чему мы будем сегодня учиться на нашем занятии?
- Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске.
-Какие цели стоят перед нами?
IV. Изучение нового материала.
1.Эвристическая беседа «Шахматный город»
- Представьте себе шахматный город. Поле шахматного города кажется совсем небольшим – всего 64 клетки. Но вглядись в ряды светлых и темных квадратиков, и ты увидишь множество путей-дорог. Улицами будут вертикали (пути, что пролегли снизу вверх), а домами — горизонтали (протянувшиеся слева направо). Цепочки белых или черных квадратов, соединяющихся углами, это ведь тоже дороги, по которым передвигаются фигуры. И называются такие дороги диагоналями. Для начала поселим в городе разные фигуры. Владения шахматных королей не так уж и малы. А под началом у каждого из них восемь пешек, два коня, два слона, да еще пара самоходных башенок-ладей и один ферзь. Назовём, где живёт каждая фигура.

Король живёт на улице «b» в доме № 7.Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4.Ладья живёт на улице «е» в доме № 5.Слон живёт на улице «f» в доме № 8.Конь живёт на улице «g» в доме № 2.
Теперь запишем покороче — на шахматном языке. Приняты такие сокращения:Кр - Король С - СлонФ - Ферзь К - КоньЛ - Ладья п. - пешка
Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»!
Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур.
2.Игра «Шахматный почтальон»
- Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там ставьте фигуру.
(Учитель просит на демонстрационной доске назвать на нескольких клетках адрес, например, а1, в2, с3, е8, h7, f4 и.д., затем предлагает записать адреса клеток на листе бумаги, а потом “разнести” карточки по адресам у себя на шахматной доске.У каждого учащегося на столе в конвертах мелкие карточки с адресом шахматного поля (учащиеся раскладывают свои карточки).
-Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали.
V. Физкультминутка.- А сейчас мы с вами превратимся в ПЕШЕК:Ну- ка, ПЕШКИ, поиграем.Головой мы повращаемВправо – влево, а потом     (вращение головой)3- 4, приседаем,Наши ножки разомнём         (приседания)1, 2, 3 – на месте шаг.Встали ПЕШКИ дружно в ряд.Мы размялись от души,За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
VI. Изучаем правила шахматной нотации
Правила шахматной нотации
- Для чего надо научиться записывать позицию?
Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. - - Что делать?
Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться.
- Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:
Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур — вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.
Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король — ферзь — ладья — слон — конь — пешки.
Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».
Давайте попробуем записать эту позицию — она из недоигранной юными шахматистами партии.

Начинаем с белых:Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью – она по алфавиту ближе к вертикали «а»), Лh1, Kd4 (этот конь ближе к первой горизонтали), Kd6.С фигурами, кажется, всё. Что дальше?Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся:пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3.
Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью.Чёрные: Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7; пп. b7, c6, f7, g6, h7.
Несколько полезных советов: Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем ферзя, дальше... пока на доске не останется фигур.Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной партии.
Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:
путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем «К» вместо «Кр»); забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой;
ленимся записать позицию соперника.
Обязательно укажи имена и фамилии противников — кто с кем играл.
Не расстраивайся, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам!
VII.Практическая работа
Дидактическая игра «Дождик»
- А сейчас мы будем играть в другую игру. Представим, что пошёл сильный дождь и смыл записанную позицию в нашей книжке. Запись исчезла, но фигуры на шахматной доске стоят. Необходимо восстановить запись позиции в тетрадке.
- На экране вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами. Запишите в своих тетрадях шахматную нотацию и поработайте в парах. Проверьте работу своего соседа по парте.
-А теперь сверьте ваши работы с записью на экране.
VIII.Играем в шахматы
- А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если не успеете доиграть, запишите положение своих фигур, чтобы потом продолжить игру.
IX. Рефлексия
Продолжите:
Я узнал…
Я научился…
- Удалось ли нам достичь поставленные цели?
- Что помогло вам в достижение успеха?
Список литературы, рекомендуемый для педагога
Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель [Текст]: учеб. Пособие /Ю.А. Авербах.– М.: Просвещение, 2004.– 64 с.
Винокурова, Я.Г. Знакомьтесь – шахматы [Текст]: учеб. Пособие /Я.Г. М. Владимиров. – Просвещение, 2003.– 82 с.
Владимиров, Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников/ [Текст] сост.Н.К. Винокуров.- Просвещение, 2008.– 102 с.
Максаков А.И. Учите играя/ [Текст ]: учеб. пособие/А.И. Максаковой М.– : Просвещение, 2003.– 84 с.
Пожарский, В.В. 1000 шахматных задач. [Текст]: учеб. пособие /В.В. Пожарского. – М.: Просвещение, 2005.– 128 с.
Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 2. [Текст]:/ Л.В.Кузнецова // Учимся, играя М.: Школьная пресса, 2002.– 76 с.
Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 3. .[Текст] сост./ Л.В.Кузнецова. – М.: Школьная пресса 2002. – 80 с.
Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика. [Текст]: учеб. пособие/ Л.П. Савина. – М.: ООО Издательство, 2005. – 44 с.
Сухин, И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин, И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.