ЗТО на уроках английского


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Учитель английского языка МБОУ СОШ 12
г. Коломны
Чернятина Татьяна Александровна
В настоящее время улучшения качества здоровья стало одной из приоритетных задач государства. Но, несмотря на развитие спорта в России, открытие новых оздоровительных центров, введение норм ГТО, данная проблема не теряет своей актуальности. Однако, по-прежнему, главным фактором, определяющим здоровье человека, является ответственное к нему отношение.
Исходя из последних статистических данных на 1 января 2015 г. показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении составил 71,0 года. У женщин продолжительность жизни достигла 76,5 года, у мужчин – 65,3 года. [http://www.rosminzdrav.ru/] Учитывая тот факт, что в большинстве субъектов Российской Федерации, отмечается высокий рост, обхвата населения диспансеризацией, до сих пор, выявляется низкий процент прохождения диспансеризации, что затрудняет раннюю диагностику состояния здоровья.
Состояние разработанности проблемы отношения к своему здоровью требует развития новых подходов.
За последние 5 лет заметен прогресс в системе охраны здоровья населения в целом, но представители возрастного периода - ранней юности, имеют определенные факторы риска, которые негативным образом могут отразиться на здоровье.
Развитие личности вовремя обучения в школе происходит неравномерно и неодновременно, существенно варьируются критерии социальной зрелости, гетерохронность процессов развития не теряет своей актуальности.
В настоящее время наиболее остро стоит вопрос об улучшении качества жизни учеников, повышения функциональных резервов их организма в учебный период на основе корригирующих технологий.
Такими корригирующими технологиями на уроках английского языка являются: аудио-визуальные воздействия, физкультминутки. Для повышения работоспособности учеников мною проводится смена видов деятельности на уроке: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм”.
Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ученика уже появляются признаки утомления).
Одним из популярных видов корригирующих технологий являются физкультминутки, так как двигательная активность учеников способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалам.

Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.
Я составила свой алгоритм проведения физкульминуток:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
Упражнения должны быть разнообразны;
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата;
Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.
After a bath. After a bath I try, try, try, To wipe myself Till I dry, dry, dry. I wipe my hands. And fingers and toes And two wet legs And a little shiny nose. Just think how much Less time I'd take If I were a dog And could shake, shake, shake.
Show me your shoulders
Show me your neck
Clap, clap your hands & show me your back.
Для снятия напряжения при письме я рекомендую следующую рифмовку:
Five little gentlemen Going for a walk. Five little gentlemen Stop for a talk. Along came five ladies. They stood all together And they began to dance. (5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).
Одним из сложных элементов в нашей педагогической деятельности является неотъемлемый момент настраивания учеников, в данном случае, на урок английского языка. Так как в середине и в конце учебного дня ученикам тяжело еще «отойти» от предыдущего урока, порой не все их проблемы успешно решены в течении дня, и в связи с этим, им необходима психологическая поддержка.
Чтобы помочь им в этом, я планирую использовать элементы аутогенной тренировки. Аутогенная (буквально «самородная») тренировка - это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутотренинга является регуляция собственных эмоций. Прежде чем приступить к аутотренингу, уменьшается освещенность кабинета, включается тихая, спокойная музыка. После этого ребята психологически настраивают себя, принимают удобную позу, отрегулировав дыхание, расслабляются.
Сидя на стуле, просим ребят слегка наклонить туловище вперед, голову чуть-чуть опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья рук положить на переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить. То есть принять позу «кучера». Расслабление. Тихим голосом просим учеников расслабить мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног, не отвлекаться на посторонние мысли. Все тело погружается в покой, дыхание спокойное: I am ready to rest. I want to be quiet. All my muscles are relaxed. My breast muscles are relaxed. My body is resting. Nothing can trouble me. Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках - в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением легкости, невесомости: My left arm is heavy. My right leg is heavy. All my muscles are relaxed and resting. I am quiet. Чувство тепла. Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему: My right arm is warm. My body is warm. Nothing diverts my attention. Заключительная часть. Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным. I open my eyes. I have a lot of energy. I am active and strong. I can do any work easily. My body is light. Пример комплексной релаксации. (Quiet music) Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let's pretend it's summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause) Your troubles float away. You love your relatives, your school, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits. Open your eyes. How do you feel?
На уроках английского языка обязательно следует использовать песни на всех уровнях обучения. Песни очень хорошо воздействуют на чувства и эмоции учащихся.
Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика языка и т.д. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению иностранного языка.
На сайте learnenglishkids.britishcouncil.org представлен широкий выбор флэш-песен разной тематики. Они яркие, красочные и «зажигательные»: I am driving in a car (4 times) Over the mountains Through the trees, Travel the world And the seven seas (I am travelling in a boat… I am travelling on a train… I am travelling on a horse…).
Одной из форм релаксации является игра. Например, игра в мяч имеет несколько интерпретаций:
Учитель называет слово по-английски и бросает мяч ученику. Поймавший мяч имеет право перевода.
Учащийся (или двое) выходит к доске и, отбивая мяч от пола, называет 5 англо-говорящих стран, частей тела, видов спорта, продуктов питания, личных/притяжательных местоимений, неправильных глаголов и т.д. (I know five English-speaking countries: The UK-one, The USA-two, Canada-three, New Zealand-four, Australia-five).
Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений для 5-го класса:
1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-английски).
2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек (считаем десятками от 10 до 100 по-английски).
3. Расположите указательный палец правой руки напротив носа на расстоянии 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 сек., опустите руку (про себя называем, в качестве повторения, дни недели, название месяцев).
4. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем повторением предлогов: to the right, to the left, up, down).
5. Смотрите вдаль в течение 2-3 сек., затем переведите взгляд на кончик носа на 3-5сек. (про себя считаем порядковыми числительными по-английски: the first, the second, …, the tenth).
6. Выполняйте круговые движения рукой по часовой стрелке на расстоянии 30-35 см от глаз, следя глазами за кончиками пальцев, затем против часовой стрелки. Произносим: My eyes can see, My ears can hear, My nose can smell, My head can nod, My arms can hold, My mouth can talk, My legs can walk, And walk and walk.
На своих уроках я стараюсь проводить дыхательную гимнастику. Данный вид упражнений помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Например, упражнение «Шарик».Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!» Аналогичная игра может называться и по-другому – «Дайверы» (с задержкой дыхания).
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий является создание у учащихся положительной эмоциональной настроенности на уроке.
Поэтому для создания положительной атмосферы, а также снятия усталости и умственного напряжения на уроке, я часто использую эмоциональную разрядку. Это может быть поговорка, шуточное высказывание, смешное четверостишие, юмористическая картинка.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого школьника. Позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения, учит
детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье.
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.
Список использованной литературы
Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. «Здоровьесберегающие технологии в образовании» АПКРО, 2002.
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии». ВАКО, 2004.
Колисник И.И. «Рациональная организация учебного процесса». Саратов, 2004.
Смирнов А. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М., АПКРО, 2002.
Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». Москва 2004.
Материалы с сайтов http://pedagogika.by.ru/
http://allbest.ru/langv-e.htm, learnenglishkids.britishcouncil.org