Исследовательская работа по физике Влияние шума на здоровье человека (9 класс)
школьный этап научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»г. Урай
влияние шума на здоровье человека
выполнил:
Козлова Наталья АЛЕКСЕЕВНА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
ученица 9-б класса
руководитель:
Волкова Валентина Алексеевна
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
учитель физики
.
г. Урай 2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Аннотация ________________________________________________________ с. 3
2. План ___________________________________________________________ с. 4
3. Научная статья ____________________________________________________ с. 6
4. Выводы __________________________________________________________ с. 14
5. Список используемой литературы ____________________________________ с. 15
6. Приложение ______________________________________________________ с. 16
Влияние шума на здоровье человека
Козлова Наталья Алексеевна
Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Урай
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 4, 9-Б класс
АННОТАЦИЯ
Цель работы: рассмотреть шум как негативный фактор, отрицательно влияющий на окружающую среду, на человека, в частности на подростка, исследовать данную проблему, убедить в ее важности и актуальности, а так же выявить влияние громкой музыки на физиологическое состояние человека.
Методы:
Анкетирование (учителей, учащихся), обработка результатов, построение диаграмм.
Изучение литературы, выделение вредных последствий действия шума на человека.
Составление рекомендаций по борьбе с шумом.
Даная работа посвящена проблеме влияния звуков и шумов на организм человека, школьника.
В своей работе я хочу обратить внимание на шум, так как его вредному воздействию подвергается едва ли не каждый человек.
Главную причину недостаточного внимания борьбе с шумом, мы видим в том, что люди просто закрывают глаза на этот фактор загрязнения; мы привыкли к шуму и не замечаем, какой вред он наносит нашему здоровью.
Многие люди, тем более школьники, и не подозревают о том, что шум является причиной нервных расстройств, плохого самочувствия, ослабления слуха и даже сердечных заболеваний. Современные школьники заткнули уши наушниками, из которых доносится громкая музыка – рэп, рок, хэви-металл, и не думают, что впоследствии это может вылиться не только в проблемы со слухом.
Влияние шума на здоровье человека
Козлова Наталья Алексеевна
Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Урай
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 4, 9-Б класс
ПЛАН
«Шум бедствие современного мира и нежелательный продукт его технической цивилизации». Так ЮНЕСКО сформулировало своё отношение к этому явлению. Шум преследует нас повсюду. Он угрожает нашему здоровью. Главный санитарный врач Москвы Н. Филатов отмечает, что в шумных районах столицы за последние 10 лет в 23 раза увеличилось число сердечно-сосудистых заболеваний. По его данным, повышенный шум сокращает продолжительность жизни на 812 лет. Необходимость борьбы с шумом очевидна, но какими путями должна идти борьба?
Школа – это место, где собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки – кто – кричит, кто- то поет, разговаривает. Есть уроки, на которых неминуемы громкие звуки – музыка, хореография, физкультура. На переменах масса детей устремляется по разным кабинетам, в столовую. Часто эти перемещения сопровождаются шумом. Длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии человека. Шум не имеет неприятного запаха, не выделяет никакого излучения и ядовитых газов. Тем не менее, он действует на наше здоровье, вызывая нервозность, головные боли, нарушения сна, слуха, негативные стрессы, повышенное кровяное давление и т.д.
Здоровье ребёнка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живёт. Для детей 6-17 лет основной средой жизни является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Говоря о психогигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум. Слабый уровень звукового фона человек не воспринимает, но он ему просто необходим. Абсолютно бесшумная обстановка плохо влияет на психику человека, поскольку полная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Но вот сильный шум, как показывают специальные исследования и повседневные наблюдения, повышает отвлекаемость, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления, а при длительном и постоянном воздействии увеличивается риск развития невротических состояний, депрессии, хронической усталости. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Он ухудшает течение некоторых заболеваний. Неприятное воздействие шума сильнее сказывается на умственной работоспособности, чем на физической. А шум в школе, особенно на перемене, значительно превышает допустимые показатели!
Шум в той или иной степени вредно отражается на здоровье всех людей, разного рода занятий и возраста. Естественно, он плохо действует и на детей. Шум делает детей раздражительными, капризными, понижает аппетит. Хрупкий, нежный организм ребёнка особо чувствителен к любым раздражителям, так как в его несозревшей и неокрепшей нервной системе процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.
Шум серьезно отражается на здоровье детей школьного возраста. Человек против шума практически беззащитен.
Первые дошедшие до нас жалобы на шум можно найти у римского сатирика [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (60-127 гг.). По его словам, в столице было трудно заснуть, скрип, грохот обозов на узких улицах-извивах раздражали, а большинство больных в Риме умирало от бессонницы.
Шум был помехой в жизни человека всегда. В древнейшем шумерском «Эпосе о Гильгамеше» великий потоп рассматривается «как наказание за то, что человечество производит много шума и тем самым надоедает Богу». В Древней Греции были предприняты первые попытки создания санитарно-защитных зон от шума: жители Сибариса, известные своей изнеженностью, потребовали от властей вынести шумные производства за пределы городских стен... О негативном влиянии громкого звука на человека люди догадались давно, не вникая в природу звука. Об этом говорит тот факт, что в средние века существовала казнь «под колокол», звон которого убивал приговоренного. Из истории известен такой случай, когда в 1239 году татарское войско овладело столицей аланского княжества Кыркер благодаря шуму. Аланы находились в неприступном городе-крепости и успешно отражали все атаки нападающих татар. Тогда атакующие решили взять город шумом. Каждый воин должен был неустанно стучать в металлические предметы. Много дней и ночей продолжался оглушительный шум. Надолго лишенные сна и покоя защитники не выдержали этой психической атаки, измученные шумом уснули. Орды завоевателей, не участвовавшие в операции «шум», овладели городом.
И это было почти две тысячи лет назад. В настоящее время, с приходом научно-технического прогресса, уровень шума значительно вырос, вместе с этим увеличился вред, наносимый шумом.
Влияние шума на здоровье человека
Козлова Наталья Алексеевна
Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Урай
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 4, 9-Б класс
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
Под шумом понимают комплекс звуков, неблагоприятно воздействующих на организм человека, мешающих его работе и отдыху, т. е. раздражающая нас смесь звуков.
Наш век стал самым шумным. Трудно сейчас назвать область техники, производства и быта, где в звуковом спектре не присутствовал бы шум.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Люди могут без последствий для здоровья воспринимать шум громкостью 40-45 децибел днем и 30 децибел ночью. Это записано в санитарных нормах шума, допустимого для жилища. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.
У нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника, уровень шума довольно высок.
Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ.
Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.
Шумовое воздействие – вещь серьезная. Медики давно доказали, что длительное воздействие звуковых раздражителей стимулирует возникновение в коре головного мозга «очагов застойного торможения». Это в свою очередь ведет к снижению работоспособности и концентрации внимания, а также способствует повышенной утомляемости.
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.
Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.
Шум неестественного (неприродного) происхождения - продукт нашей цивилизации. Он создается людьми. Страдают же от него не только сами люди, но и вся окружающая среда. Животные бегут от шума все дальше и дальше в глубину лесов, покидая уже обжитые места. Вокруг созданной человеком экосистемы - города становится все меньше настоящей живой природы. По некоторым исследованиям даже растения реагируют на шум.
Ничто живое небезразлично к звуку, и, как доказано, даже растительная клетка тоже реагирует на звук. Только звуки, по своей акустической характеристике приближенные к звукам, рождаемым самой природой, оказывают благоприятное воздействие и на растительные, и на животные клетки. И наоборот, звуки (искусственные) высоких тонов, тем более длительно звучащие, приводят к угнетению, а часто и к гибели не только растительных, но и животных организмов.
В г. Горьком ученые медицинского института провели целый комплекс исследований на животных для выяснения одного вопроса: что происходит при шуме с организмом? Исследования проводили на собаках и кроликах. У собак проверяли действие высшей нервной деятельности методом условных рефлексов, измеряли артериальное давление и записывали биотоки мозга и сердца. У кроликов снимали электроэнцефалограммы. Было выяснено, что «у всех животных изменение условно-рефлекторной деятельности под воздействием шума протекает одинаково, в виде трех фаз – угнетение, затем некоторое возбуждение и снова новое, более глубокое и продолжительное подавленное состояние. Длительное пребывание животных в условиях интенсивного шума сопровождается значительным изменением артериального давления и ухудшением функциональных свойств сердечной мышцы, характер которых пока не объяснен.
Реакция человека на шум различна. Некоторые люди терпимы к шуму, у других он вызывает раздражение, стремление уйти от источника шума. Часто шум, воспроизводимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой шум, вызванный соседями или каким-нибудь другим источником, оказывает сильный раздражающий эффект.
Люди реагируют на шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающей среды. Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет – 62%, а в возрасте 58 лет и старше – 72% . Наблюдается зависимость между числом жалоб и характером выполняемой работы. Данные опроса показывают, что беспокоящее действие шума отражается больше на людях, занятых умственным трудом (что связано с большим утомлением нервной системы), по сравнению с людьми, выполняющими физическую работу (соответственно 60% и 55%).
Тем не менее, клинические наблюдения показывают: у жителей мегаполиса, перегруженных уличными и производственными звуками, слушателей мощных аудиосистем, фанатов звука в наушниках и любителей постоять возле колонок на дискотеке, сначала возникает утомляемость, затем органы слуха истощаются, и, наконец, начинаются повреждения клеток. Психические расстройства, или так называемый субъективный шум в ушах (человек вдруг начинает слышать звуки, источник которых установить нельзя), это наиболее очевидные последствия несоблюдения элементарной осторожности при прослушивании музыки.
Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.
В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека.
Медицинские работники очень озабочены влиянием шума на здоровье. Вряд ли будет преувеличением утверждать, что самая «нагруженная» система в организме современного человека – нервная система. И именно по ней бьёт шум. Шум – причина преждевременного утомления, ослабления внимания и памяти, он мешает нормальному отдыху и восстановлению сил. Если раньше мы говорили: «Чистота – залог здоровья», то теперь не менее насущна другая истина: «Тишина – залог здоровья». Многие просто не понимают, насколько обоснована для здоровья человека потребность в тишине.
Шум в значительной мере нарушает сон. Крайне неблагоприятно действуют прерывистые, внезапно возникающие шумы, особенно в вечерние и ночные часы, на только что заснувшего человека. Внезапно возникающий во время сна шум (например, грохот грузовика) нередко вызывает сильный испуг, особенно у больных людей и у детей. Шум уменьшает продолжительность и глубину сна, сон становится поверхностным, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль, а нередко и сердцебиение. Отсутствие нормального отдыха после трудового дня приводит к тому, что естественно развивающееся в процессе работы утомление не исчезает, а постепенно переходит в хроническое переутомление, которое способствует развитию ряда заболеваний, таких как расстройство центральной нервной системы, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, кожные и кишечные заболевания.
Шум – коварный враг. Воздействие шума на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. При длительных воздействиях громкого звука потеря слуха развивается медленно и постепенно, а главное безболезненно, так что вначале она едва заметна. Мало того, человеческий мозг старается к ней адаптироваться. В подавляющем большинстве случаев первыми потерю слуха у человека замечают окружающие. Сам человек уверен, что он прекрасно слышит, только другие люди почему-то говорят неразборчиво.
При постоянном воздействии шума может возникнуть профессиональная болезнь - снижение слуха, чувствительности к звуку.
Под влиянием шумов с уровнями звукового давления 90 - 100 дБ притупляется острота зрения, появляются головные боли и головокружения, происходит нарушение сердечной деятельности, наблюдается бессонница. При очень высоких уровнях звукового давления 145 дБ и выше возможен разрыв барабанной перепонки.
Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.
Глухота «молодеет». Раньше возрастные изменения слуха у людей наблюдались с 30 лет, сейчас этот рубеж падает. Зачатки этой аномалии формируются еще в подростковом возрасте. Музыка, доступная на любом уровне громкости, играет доминирующую роль в жизни молодежи. Сейчас большинство подростков – это заядлые меломаны, которые достоинство музыки видят в ее громкости. Часто молодые люди объясняют свое желание слушать громкую музыку тем, что она им не мешает, что они привыкли к этому. Кажущееся привыкание к чрезмерно громким звукам вовсе не исключает их вреда. Чрезмерно громкая музыка подобна наркотику. Особенно большой вред приносит громко звучащая музыка современных рок - групп. На рок - концертах и дискотеках громкость ее достигает 120 децибел. Большая громкость вызывает стрессовое состояние, в кровь поступает избыточное количество адреналина, который действует на сознание подобно наркотику. Поэтому молодые люди иногда на дискотеках теряют самоконтроль. В экологии предложено даже понятие «шумовое опьянение» - возбуждение, возникающее в результате резонанса клеточных структур в ответ на громкие ритмические звуки. По субъективным ощущениям аналогично алкогольному опьянению.
Исследования показывают, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя сам он об этом не догадывается. Причина – злоупотребление плеерами и шумы на дискотеках: обычный уровень шума на дискотеках составляет 115-135 дБ, а уровень интенсивности звука плеера достигает 115 дБ (см. приложение).
Многие из них имеют сотовые телефоны, а к телефонам – наушники, которые, порой, не вынимаются из ушей длительное время. И не каждый задумывается о последствиях использования этого, казалось, безобидного прибора. Следует учесть, что громкий звук в наушниках сам по себе вреден: из-за того, что система замкнута, воздействие на барабанную перепонку многократно усиливается. Громкая музыка также отрицательно сказывается на кортиевом органе, расположенном во внутреннем ухе и обладающим волосковыми клетками. Воспринимая звуки, волоски вибрируют. Наушники подают звук прямо в ухо, и волоски вибрируют очень сильно, буквально подпрыгивают. Долго такое продолжаться не может волосковые клетки имеют свой запас прочности и не могут постоянно находиться в раздраженном состоянии, без отдыха. Клетки от таких нагрузок быстро изнашиваются и начинают отмирать. Человек начинает слышать только оставшимися клетками, падает слух.
Поскольку дети редко жалуются на признаки плохого слуха, это расстройство трудно диагностировать.
Последствие постоянного шума – шумовая болезнь.
Громкие, резкие, пронзительные звуки действуют возбуждающе на нервную систему. Ведь в природе шум часто связывается с опасностью, и в ответ организм рефлекторно приходит в боевую готовность. Если вокруг слишком шумно, перенапряжение приводит к неприятным последствиям: снижается внимание, падает работоспособность, появляется бессонница и даже страдает желудок (вплоть до возникновения гастрита и язвенной болезни). Все это называют шумовой болезнью. Кроме того, установлено, что внезапный и громкий шум вызывает сужение сосудов и, как следствие, повышение артериального давления. Резкие звуки оказывают на наш организм более вредное воздействие, чем слабые – монотонные, ритмичные. Знакомые звуки переносятся легче непривычных.
Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.
Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы.
Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно - сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.
В этой работе мы постараемся доказать, что восприятие звуков и шумов зависит от возраста, окружающих условий, индивидуальных особенностей подростков. А также выясним, какое влияние оказывает длительное прослушивание плеера на эмоциональное, физиологическое состояние, работоспособность школьников, слух.
Огромное влияние на подростков оказывает школьный шум.
Как и любое другое учреждение, наша школа страдает от шумового загрязнения – как правило, внутреннего, которое сильно отвлекает и мешает сосредоточиться. Уровень шума в нашей школе сопоставим с уровнем шума на оживленной трассе. Это отрицательно сказывается на состоянии учеников. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. Уровень шума в некоторых кабинетах таков, что, порой, не слышно говорящего.
К концу учебного дня устают и те, и другие. На переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть - устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Кроме того, под влиянием высокого шума у учащихся проявляются изменения функционального состояния центральной нервной системы, работоспособность снижается на треть, количество ошибок увеличивается вдвое. Шум отвлекает внимание и становится причиной многих нервных расстройств.
По данным физиолога Е.А. Гельтищевой, вследствие шума в школьных помещениях учащиеся тратят больше времени на решение задач и увеличивается количество ошибок. У школьников наблюдали снижение внимания на 12-16%. В таких условиях от учащихся требуется большое нервное напряжение. Шум, вредно воздействующий на рефлекторную деятельность и зрение, является одной из причин частых головных болей и развития близорукости у детей школьного возраста.
Мы провели опрос учителей. Выяснилось, что все учителя, без исключения, отмечают сложность работы на уроке в шумных условиях (см. приложение). Дети отвлекаются, испытывают трудности с концентрацией внимания, вследствие чего ухудшается усвоение материала. Учителя сообщили, что устают значительно больше после работы в шумных классах. Ученики отметили, что наименьшее воздействие шума они испытывают на тех уроках, где мало используется устная работа, и нет необходимости подолгу внимательно слушать учителя.
По результатам анкетирования, для наглядной картины, составляем диаграммы: мнения о своем состоянии здоровья, количество времени прослушивания музыки в сутки, состояние после дискотеки, выполнение д-з, любимая музыка, благоприятная среда для отдыха педагогов.
Мы провели социологический опрос учащихся старших классов, которых попросили ответить на ряд вопросов. (см. приложение)
На основе полученных данных можно сделать вывод, что большинство учащихся 9-х классов намеренно подвергают себя воздействию излишнего шума. Прослушивая музыку на высоком уровне громкости, они наносят ущерб своему здоровью, не замечая этого и не задумываясь, каковы будут последствия в будущем. Подростки искусственно ускоряют процесс ухудшения слуха. Так растет поколение тугоухих, ведь расплата наступает не сразу, но это мало кого волнует в молодом возрасте.
После анализа этой анкеты можно сделать выводы о том, многим детям нравятся громкие звуки, учителя предпочитают тишину. Многих детей и учителей раздражают громкие разговоры, крики, свист, звучание музыки с мобильных телефонов. Большинство респондентов осознают негативное влияние звука на состояние здоровья. Многие согласились с тем, что шум вызывает усталость и может стать причиной болезни (см. приложение).
Изучив доступную литературу, можно выделить следующие последствия влияния шумов на человека:
1. Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8-12 лет.
2. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдает неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.
3. Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.
4. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка - профессиональное заболевание.
5. Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.
6. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.
7. Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).
Рекомендации:
1. Довести до сведения учеников, учителей результаты исследований.
2. Разработать и провести занятия и тренинги с целью разъяснения влияния шума, громкой музыки на растущий организм.
3. Каждому члену школьного коллектива напоминать о том, что разговор на переменах и уроках вполголоса поможет сохранить здоровье.
Влияние шума на здоровье человека
Козлова Наталья Алексеевна
Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Урай
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 4, 9-Б класс
ВЫВОДЫ
Итак, шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. Ослепительно яркий свет заставляет нас инстинктивно зажмуриваться. Тот же инстинкт самосохранения спасает нас от ожога, отводя руку от огня или от горячей поверхности. А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет. По статистике сегодня 20 из 150 млн россиян страдают тугоухостью. Группа ученых обследовала молодежь, часто слушающих громкую современную музыку. У 20% юношей и девушек, которые непомерно увлекались рок-музыкой, слух оказался сниженным так же, как и у 85-летних стариков.
Поскольку в последнее время повышенное внимание уделяется здоровье сберегающему обучению, не замечать проблемы воздействия шума нельзя.
Как же бороться с этой проблемой? Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, но относительного спокойствия, все же, надо добиться. А вот отсутствие шума на уроках - явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики смогут лучше сосредоточиться.
В связи с ростом шума можно представить состояние людей через 10 лет. Поэтому эта проблема должна быть обязательно рассмотрена, иначе последствия могут оказаться катастрофическими. Думаю, что должно проводиться экологическое просвещение и воспитание школьников через уроки по вопросам влияния на человека различных звуков, шумов.
Каждый из нас может и должен участвовать в борьбе с шумом. Если избегать ненужного шума, если родители будут действовать своим примером и воспитанием на детей, учителя – на школьников, если мы сумеем разъяснить важность этой проблемы всем, кто еще не осознал ее, битва с шумом будет наполовину выиграна. Это наша общая борьба, так как речь идет о нашем здоровье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журнал «НАУКА И ЖИЗНЬ» / Проблемы большого города. №1, 2012 год;
Доктор технических наук Николай Иванов
2 .Энциклопедия для детей. Т.18. Человек.- М., Аванта+, 2001г.
3. Все обо всем. – М., АСТ, 2000г.
4. Я познаю мир: Экология. –Изд-во АСТ, 1999г
5. Краткая медицинская энциклопедия.- М.,1996г.
6. Энциклопедия «От А до Я».- М., Просвещение,1988г.
7. Охрана труда. – М.,Просвещение, 1980г.
8. А.В.Пёрышкин. «Физика» 9 класс.
9. Свободная энциклопедия «Википедия»
10. Человек и природа: Шумовое загрязнение окружающей среды. – М.: Мир, 1980 г.
11. Тейлор Р. Шум. – М.: Мир, 1978 г.
12. Зиятдинов Ш. Шум как экологический фактор. – Научно-методический журнал «Физика в школе», №7 2005 г.
13. Аничин В., Павлов В. Профилактика вредного влияния шума на слух. - М.: Знание, 1983 г.
14. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сила звука в зависимости от источника
Громкость
звука, дБ
Источник шума
0
Предел чувствительности человеческого уха
10
Шелест листьев. Шепот на расстоянии 1 м
20
Тихий сад. Тихая комната
30
Средний уровень шума в зрительном зале
40
Негромкая музыка. Шум в жилом помещении
50
Слабая работа громкоговорителя. Шум, слышимый с улицы в учреждении через открытые окна
60
Громкий радиоприемник. Шум в магазине. Громкий разговор на расстоянии 1 м
70
Шум мотора грузового автомобиля. Шум внутри трамвая
80
Шумная улица. Машинописное бюро
90
Автомобильный гудок
100
Автомобильная сирена
110
Пневматический молот. Шум самолета
120
Реактивный двигатель на расстоянии 5 м. Сильные удары грома
130
Болевой предел, звук уже не слышен
На вопросы анкеты отвечали ученики 7-х классов (по мнению педагогов, это самая шумная параллель), 9-х, учителя. Всего в опросе участвовали 126 человек.
Анкетирование учащихся и учителей школы по вопросам:
1. На первый вопрос (какой шум мешает) дали следующие ответы:
громкие разговоры;
крики и галдеж;
громкая музыка;
телевизор;
дискотека;
шум бытовой техники.
Причем варианты ответов учеников и учителей были сходны.
2. В каких случаях тебе нравятся громкие звуки?
Дети отвечали следующее:
любимая музыка;
когда хорошее настроение, на праздниках, пение песен;
когда сами шумим;
музыка дискотек.
Учителя отвечали, что громкие звуки многим не нравятся, но можно послушать громко пение песен и любимую музыку.
3. В каких ситуациях тебе приятны тихие звуки или просто тишина?
Ответы детей:
когда засыпаю, сплю;
когда делаю уроки;
когда тишина в классе на уроке;
когда читаю;
когда думаю.
Учителям нравится тишина после работы, чтобы отдохнуть, при подготовке к урокам.
4. Какие шумы твои родители воспринимают как помеху?
громкая музыка;
смех, крики;
звуки игр – «стрелялок» на компьютере.
5. Какие шумы учителя воспринимают как помеху?
разговоры на уроке;
громкий смех, крики, свист, галдеж;
звук мобильного телефона на уроке;
шорканье ногами, шуршание бумагой.
Тест № 2
1. Веришь ли ты, что шум может стать причиной болезни?
Ответы учеников: Ответы учителей:
Да – 54 % опрошенных; Да – 100 % опрошенных.
Нет – 33 %;
Не знаю – 13 %.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
2. Чувствуешь ли ты себя усталым после уроков?
Ответы учеников: Ответы учителей:
Да – 78 %; Да – 90 % опрошенных;
Нет – 18 %; Нет – 10 %.
Иногда – 4 %.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
3. Является ли шум причиной твоей усталости?
Ответы учеников: Ответы учителей:
Да – 60 %; Да – 85 % опрошенных;
Нет – 35 %; Нет – 15 %.
Иногда – 5 %.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Тест № 3 Мы составили и провели анкетирование учащихся 7-х, 9-х классов.
1. Как вы считаете, хороший ли у вас слух?
1) да - 83%
2) нет - 3%
3) нормальный -11%
4) не знаю - 3%
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
2. Часто ли вы посещаете дискотеки?
1) да - 27%
2) нет - 60%
3) иногда - 13%
3. Какую музыку вы любите слушать?
1) поп - 21%
2) рок – 11%
3) реп – 32%
4) любая, по настроению - 36%
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
4. Часто ли вы слушаете музыку в наушниках?
1) часто - 70%
2) нет - 22%
3) иногда - 8%
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
5. Как громко она звучит?
1) тихо – 5%;
2) умеренно - 20%;
3) громко – 60%;
4) очень громко, дребезжат стекла – 15%.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
6. Сколько времени в сутки вы слушаете музыку в наушниках?
1) 1 час - 22%
2) 2-3 часа - 24%
3) неограниченно - 41%
4) редко - 13%
7. Что ты чувствуешь во время прослушивания музыки?
1) ощущение давления на барабанные перепонки – 20%;
2) наслаждение – 73%;
3) ощущение вибрации тела, внутренних органов – 3%;
4) сухость во рту, кожный зуд – 4%.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
8. Какие ощущения ты испытываешь после прослушивания музыки?
1) головокружение – 5%;
2) усталость, слабость -12%;
3) чувство тревоги и страха – 3%;
4) чувство радости, приподнятое настроение – 80%.
9. Ощущаете ли вы шум в ушах после продолжительного прослушивания громкой музыки?
1) да - 17%
2) нет - 83%
10. Как вы делаете домашнее задание, под музыку, телевизор, в тишине?
1) под музыку и за компьютером - 38%
2) перед телевизором - 11%
3) в тишине - 38%
4) по-разному - 13%
11. Знаете ли вы, что прослушивание громкой музыки пагубно влияет на ваш слух?
1) да - 63%
2) нет - 36%
13PAGE 15
13PAGE 14215
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1л
·
·не знаю