Презентация к внеклассному мероприятию Знатоки природы
Цели:
Образовательные:
1.Обобщать знания учащихся по предметам естественнонаучного цикла;
2.Расширять знания учащихся о природе.
Развивающие:
1.Cпособствовать развитию интеллектуальных способностей;
2. Развивать познавательную активность учеников;
3.Формировать творческое воображение, как направление интеллектуального развития школьников.
4.Развивать коммуникативность, как одно из необходимых условий успешности учебной деятельности.
Воспитательные:
1.Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
2.Создать условия для реализации способностей, склонностей и интересов школьников.
3.Воспитывать умение работать сообща, согласовывать свои дей¬ствияОборудование: карточки с заданиями для участников, мультимедийная установка, презентация.
Структура викторины
I. Вводная часть
А) Представление участников
Б) Разминка
II. Основная часть
А) Географический конкурс
Б) Химический конкурс
В) Биологический конкурс
Г) Творческий конкурс
III. Подведение итогов
Ход викторины
I.Вводная часть.
1. (Вводное слово учителя). Знания о природе, любовь к ней облагораживают человека. Если человек любит, знает природу, он никогда не позволит себе варварски к ней относиться.
Французский философ Вольтер писал: «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека».
А русскому писателю Виталию Бианки принадлежат слова: «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». Наша игра поможет вам показать и пополнить свои знания о природе.
Ознакомление с правилами марафона. (Игра рассчитана на 6 участников. В каждом туре участник выбирает задание на необходимое для него количество баллов. Время на размышление – 1 минута).2Представление участников (имя, возраст, увлечения)
Разминка.
(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
Какое растение состоит из двух нот? (фасоль)
Как пронести воду в решете? (заморозить)
Летели три страуса. Охотник застрелил одного. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
На каких полях ничего не растёт? (на полях шляпы)
Как написать сухая трава четырьмя буквами? (сено)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
Шар невелик, лениться не велит. Если знаешь предмет, то покажет весь свет. (глобус).
Назовите реку с женским именем. (Лена)
II. Основная часть.
Географический конкурс. (Слайд 2)
1.(Слайд 3) Чертеж, который изображает земную поверхность на плоскости, в уменьшенном виде при помощи условных знаков. (Карта)
2.(Слайд 4) Линия, соединяющая места с одинаковой высотой. (Изолинии- изогипсы)
3.(Слайд 5) Воображаемая линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушария. (Экватор)
4.(Слайд 6) Условные линии, показывающие направление север – юг, запад – восток. (меридианы и параллели)
5.(Слайд 7) Расстояние по меридиану от экватора до нужной точки, выраженное в градусах (географическая широта)
6 (Слайд 8) В какой природной зоне расположена наша местность? (Лесостепь)
Вопросы стоимостью в 2 балла
1.(Слайд 9) Море, где находятся Соловецкие острова. (Белое)
2.(Слайд 10) Город, начавший в России выпуск своего, а не заграничного оружия. (Тула)
3.(Слайд 11) Незамерзающий порт России за полярным кругом. (Мурманск)
4.(Слайд 12) Как называют участок в пустыне поросший густыми зарослями? (Оазис)
5.(Слайд 13)Эти озера нашей родины называют еще морями. Одно из них самое большое на Земле, другое – самое глубокое. Одно отличается самыми низкими берегами, лежащими ниже уровня океана, другое окружено горными хребтами. Назовите эти озера. (Каспийское море и озеро Байкал).
6.(Слайд 14) Какому городу посвящены эти слова А.С.Пушкина.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой гордый, строгий вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит....( г. Санкт-Петербург).
Вопросы стоимостью 3 балла
1. (Слайд 15) Один из полуостровов нашей страны назван страной вулканов. Множество огнедышащих гор протянулись на сотни километров с с-з на ю-в. У подножий вулканов бьют сотни горячих источников. Какой это полуостров? (П-ов Камчатка).
2 (Слайд 16) На льду какого озера в апреле 1242 года состоялось Ледовое побоище? (Чудского)
3 (Слайд 17) На каком из материков нет ни одной реки? (Антарктида)
4 (Слайд 18) Какой полуостров на севере нашей страны сам говорит о своей величине? (Ямал)
5 (Слайд 19) По названию какого германского города, именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку?
(Гамбург - гамбургер)
6 (Слайд 20) Скопление мелких городов – пригородов вокруг большого города- центра. (Агломерация)
Химический конкурс. (Слайд 21)
Вопросы, стоимостью в 1 балл.
1 (Слайд 22) Какой великий русский химик был поэтом, физиком, географом, геологом, сталеваром? (М. В. Ломоносов).
2 (Слайд 23) Какому веществу Анна Ахматова посвятила эти строки?
«… Есть просто газ легчайший – водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах…»
(Вода)
3(Слайд 24) Название какого химического элемента состоит из названий двух животных? (Мышьяк)
4(Слайд 25) Сложное вещество из класса алкалоидов, содержится в табаке. (никотин)
5 (Слайд 26) Какая вода мутится от дыхания? (Известковая вода)
6 (Слайд 27) Чем пахнет после грозы? (Озон)
Вопросы, стоимостью 2 балла.
1. (Слайд 28) Название какого элемента произошло от названия полуострова? (Скандий)
2. (Слайд 29) Какой газ в избытке находится на Венере, а на Земле он применяется для получения газированной воды? (Углекислый газ).
3. (Слайд 30) Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. Так что „светофор“ — лингвистически то же самое, что и „Люцифер“. О каком элементе идет речь? (Ответ: Фосфор)4. (Слайд 31) С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь? (Ответ: хлор)
5. (Слайд 32) Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает „жёлтое“ и родственно с „Авророй“ — утренней зарёй. (Ответ: Золото) 6. (Слайд 33) Два простых вещества состоят из атомов одного и того же химического элемента. Одно ценится во много раз дороже, чем золото, а чтобы избавиться от другого, люди ещё и платят деньги. Назовите их. (Алмаз и сажа).
Вопросы, стоимостью 3 балла.
1. Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах изготовленных из этого металла или просто в контакте с изделиями из него, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь? (Серебро) (Слайд 34)
2. Кислота, необходимая для пищеварения (Соляная кислота) (Слайд 35)
3. Как обуглить дерево без огня (С помощью концентрированной серной кислоты) (Слайд 36)
4.Какой металл входит в состав хлорофилла (Магний) (Слайд 37)
5. Он любил переплетать книги и делать чемоданы. Однажды он покупал материал для работы. Кто-то спросил: «Кто это такой?»-«Неужели вы не знаете?- ответил продавец.- Их все знают – это известный чемоданных дел мастер, господин…» Кого имел в виду продавец. (Д.И. Менделеев) (Слайд 38)
6. Важнейший антисептик, который используется для получения кислорода? (марганцовка). (Слайд 39)
Конкурс «Чёрный ящик». (Слайд 40)
В чёрном ящике находится ветка вечнозелёного дерева с жесткими ароматными листьями. С ним связан античный миф о прекрасной нимфе Дафне, которую отец её, речной бог Пеней, превратил в это дерево, спасая от преследований полюбившего её Аполлона. Венком из листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях – поэтов, музыкантов, художников. Ветвь этого дерева изображена на гербах многих государств как символ победы народа, его величия и славы. (лавр благородный).
Биологический конкурс. (Слайд 41)
Вопросы, стоимостью в 1 балл.
Вопрос 1. Самое крупное млекопитающее. (синий кит) (Слайд 42)
Вопрос 2. Каким образом широкие дамские юбки в прошлом стали причиной массового истребления китов? (китовый ус) (Слайд 43)
Вопрос 3. Кто сгубил вещего Олега? (змея гюрза) (Слайд 44)
Вопрос 4. Как дикая кошка попала в сообщество автомобилей? (ягуар – британская марка автомобилей) (Слайд 45)
Вопрос 5. В суровые зимы, когда в озёрах и непроточных водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы от недостатка кислорода. Что необходимо сделать, чтобы не допустить этого? (делать проруби)
(Слайд 46)
Вопрос 6. Страницы летописей доносят до нас рассказы о её чёрных делах. В 125 г до н.э. голодная её армада обрекла на голодную смерть 800000 человек. В 1478 в Венецианской республике от голода погибло более 30000 человек. Причина та же – голод от её нашествия. В 70 г XX столетия в Африке бушевал голод не только от засухи, но и от её набегов. Кто это? (саранча). (Слайд 47)
Вопросы, стоимостью в 2 балла.
Вопрос 1. Как назывался обычный боевой порядок немецких рыцарей, которые воевали в 1242 году на Неве с русскими войсками под руководством Александра Невского? (свинья) (Слайд 48)
Вопрос 2. Лягушка никогда не нападает на неподвижно сидящих животных. Почему? (лягушка видит только движущиеся предметы). (Слайд 49)
Вопрос 3. Всегда ли самцы и самки комаров питаются одинаковой пищей? (Обычно комары питаются соком растений. В период созревания яиц самки переходят на питание кровью). (Слайд 50)
Вопрос 4. Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде. Вопрос: как, согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?
(«Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Именно тогда ты сможешь быстро принимать решения и трезво мыслить, быстро двигаться, и точно не заработаешь простуду, если ноги содержишь в тепле». Именно эта пословица была любимой у известного полководца А. Суворова). (Слайд 51)
Вопрос 5. Почему птицы, попадая в глубокий колодец, не могут вылететь из него?
(Птицы не могут летать вверх по прямой линии, поэтому, попав в колодец, они погибают). (Слайд 52)
Вопрос 6. Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц, живущих в умеренном климате? (уши имеют большую теплоотдачу). (Слайд 53)
Вопросы, стоимостью 3 балла
1Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Вопрос: назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир.
(Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией в Европу был завезен табак. С курением люди борются по сей день.) (Слайд 54)
2. Назовите эту птицу и объясните, почему на коллаж с этим высокоскоростным поездом мы поместили именно её? (Сапсан) (Слайд 55)
3. Какая часть тела человека лучше всего воспринимает ту же информацию, что и усы у кошки? (Пальцы) (Слайд 56)
4. Как могут африканские слоны услышать своих собратьев, кроме как с помощью своих больших ушей? ( С помощью подошв ног) (Слайд 57)
5. Почему многие животные стараются не трогать это насекомое? Не забудьте его назвать (Божья коровка) (Слайд 58)
6. На фотографии вы видите представителей трех царств живой природы. Назовите эти царства (Слайд 59)
Дружеский конкурс.
Участник называет имя одного из игроков и задаёт ему заранее подготовленный вопрос, оценивая его в баллах от одного до 3.
III. Подведение итогов интеллектуального марафона, награждение победителей.
Используемая литература
Б.Д.Стёпин, Л.Ю.Аликберова “Книга по химии для домашнего чтения”. М.: Химия,1995г.
1.“Энциклопедия для детей: биология”. М.: “Аванта +”,1994г.
2.В.А.Алексеев “300 Вопросов и ответов о животных”. Ярославль, “Академия развития”,1997г.
3.В.А.Алексеев “300 Вопросов и ответов о животных океана”. Ярославль, “Академия развития”,1997г.
4.А.Теремов, В.Рохлов “Занимательная зоология”. М. “Аст-Пресс”, 2002г.
5.Е.А.Черкасова “Хрестоматия по истории древнего мира”. М.: “Просвещение”, 1991г.
6.Н.Н.Трухина “История Древнего Рима”. М.: “Мирос”,1994г.
7.А.Безруков, Г.Пивоварова “Занимательная география”. М.: “Аст - Пресс”, 2001г.
8.В.И.Сиротин, И.В.Сиротин “Школьная география в вопросах и ответах”. М.: “Арсти”,2001г.
9.Ц. Б.Кац “Биофизика на уроках физики”. М.: “Просвещение”, 1988г.
10.И.Г.Кириллов “Книга для чтения по физике”. М.: “Просвещение”, 1988г.