Программа кружка ТО Клубочек
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Бабынино
Программа кружка творческого объединения «Клубочек»
Кочанова Е.В.
2016 год
1.Пояснительная записка.
В.А. Сухомлинский писал, «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы
Программа «Клубочек» носит социально-педагогическую направленность и включает социализацию ребенка в образовательном пространстве, адаптацию личности в школьном социуме, развитие у младших школьников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности через изготовление объемных цветов и игрушек из помпонов.
Актуальность данной программы заключается в том, что искусство изготовления игрушек из помпонов и создание объемных цветов – один из видов декоративно-прикладного творчества, которое является частью искусства народа и представляет значительную ценность для нравственного воспитания детей, также в нем сочетаются различные элементы рукоделия, навыки работы с разными материалами и инструментами, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки пряжи. Кроме того у детей совершенствуется мелкая моторика рук, формируется чувство уверенности в свои силы.
Самые дорогие и близкие ребенку предметы искусства – игрушки. Создание игрушки – это творчество. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Ее изготовление - это своеобразная школа, которая активизирует чувства, мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному. В процессе занятий, накапливая практический опыт, учащиеся при изготовлении игрушек и объемных цветов постепенно переходят от простых изделий к освоению более сложных образцов.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что такие занятия дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной организации работы.
Программа включает в себя два направления:
- создание объемных цветов ;- создание игрушек из помпонов.
Таким образом, разнообразие деятельности помогает более эффективно повысить и удержать интерес школьников к занятию.
Программа «Клубочек» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической. Вид программы – модифицированная.
Цели и задачи программы
Цель программы – раскрытие потенциальных творческих способностей каждого ребенка через создание игрушек из помпонов и объемных цветов своими руками.
Задачи программы:
Обучающие:
-приобщать школьников к народным традициям,
-обучать школьников приемам работы с шаблонами, вязальными нитками,
- обучить правильному положению рук при наборе петель на спицах,
-учить приемам безопасной работы с ножницами, иглой,
-создавать условия для творческой самореализации личности ребенка,
- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Воспитательные:
-прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества,
-воспитывать эстетическое отношение к действительности, аккуратность, трудолюбие,
усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономическое отношение к используемым материалам,
-прививать основы культуры труда;
Развивающие:
-развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству,
-развивать художественный вкус, фантазию, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность, аккуратность в изделии умение анализировать,
-развивать творческие способности,
-формировать эстетический и художественный вкус, потребность в самопознании, саморазвитии,
-укреплять психическое и физическое здоровье детей.
1.3. Особенности программы
У школьников в процессе освоения программы «Клубочек» формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. У детей появляется уверенность
в свои силы, возникает желание добиваться планируемого результата.
Занятия способствуют приобщению детей к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.
Самодельные игрушки из помпонов и объемные цветы не просто могут украсить интерьер дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантище» в области декора.
Игрушки и цветы , выполненные руками детей, становятся забавными, неповторимыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек и цветов постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки или цветка и воплотить его в материале.
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации дополните программы.
Данная программа предполагает занятия с детьми 9-10 лет.
Дети комплектуются в группу одного возраста, что позволит построить занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для практических работ.
Наполняемость группы 15 человек. Набор детей осуществляется без ограничений в плане мастерства и таланта детей, принимаются все желающие.
1.5. Режим организации занятий
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 3 часа (занятия также проводятся и в каникулярное время) по воскресеньям с 10 .00 до 12.35. Общее количество часов в год - 96 ч.
1.6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Данная программа имеет большое воспитательное значение для развития у художественного вкуса, интереса к искусству, традициям. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учиться видеть прекрасное, познает окружающий мир.
Вся работа направлена на достижение развития творческой активности детей. В конце освоения программы «Клубочек» школьники могут:
-владеть приемами работы с пряжей,
-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки при изготовлении игрушек из помпонов и объемных цветов,
-соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой, спицами и крючком,
-организовывать свое рабочее место.
Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи.
Формой подведения итогов являются участие школьников в конкурсах, выставках различного уровня.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе :Теоритических Практических
1. Раздел 1 «Введение» 1 1 1.1 Вводное занятие 1 1 2. Раздел 2 «Осенние фантазии» 15 2.1. Астры 3 1 2
2.2. Панно «Корзинка» 6 3
2.3. Гербера 3 1 2
2.4 Хризантема 3 3
3. Раздел 3 «Игрушки из помпонов к Новому году» 18 3.1. Снеговик 3 1 2
3.2. Елочка 6 1 5
3.3. Новогодний шар 3 3
3.4. Снежинка 3 3
3.5. Петушок 3 3
4. Раздел 4 «Подарки для друзей и близких» 21 4.1. Закладки «Слоник», «Котик» 3 1 3
4.2. Гусеница 3 3
4.3. Мышонок 3 3
4.4. Овечка 3 3
4.5. Коровка 3 3
4.6. Котенок 3 3
4.7 Цыпленок 3 3
5. Раздел 5. Пасхальные сувениры 8 5.1. Пасхальное яйцо 4 4
5.2. Зайчик 4 4
6. Раздел 6 «Украшаем интерьер» 21 6.1. Фиалка 3 3
6.2. Тигровая лилия 3 3
6.3. Роза 3 3
6.4. Фуксия 3 3
6.5. Гибискус 6 3
6.6. Антуриум 3 3
7 Раздел 7 «Весеннее настроение» 12 7.1. Подснежники 3 3
7.2. Нарцисс 3 3
7.3. Сирень 3 3
7.4. Одуванчик 3 3
8 Творческий отчет учащихся 3 3
Итого 99ч 7ч 92ч
Содержание программы
Раздел 1. Введение (1ч.)
Вводное занятие
Из истории создания игрушек из помпонов и объемных цветов. Основные сведения об инструментах и материалах. Виды пряжи.
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
Анкета “Расскажи о себе”.
Раздел 2. Осенние фантазии (15ч.)
1.Знакомство с основными элементами, из которых состоит цветок: лепестки, сердцевинка, листочки, стебель.
2.Создание отдельных элементов цветов.
3.Создание композиции из цветов.
4.Творческий отчет учащихся.
5.Оформление выставки.
Раздел 3. Игрушки из помпонов к Новому году (15ч.)
1. Игрушки из помпонов: «Елочка», «Снеговик», «Петушок», «Снежинка».
2. Создание новогодних шаров.
3. Оформление выставки.
Раздел 4. Подарки для друзей и близких (18 ч.)
Закладки «Слоник», «Котик».
Игрушки из помпонов: «Гусеница», «Мышонок», «Овечка», «Коровка», «Котенок»
Раздел 5. Пасхальные сувениры (8ч.)
Сувениры «Пасхальное яйцо», «Зайчик»
Раздел 6. Украшаем интерьер (21ч.)
1.Создание цветов: Фиалка, фуксия, антуриум, гибискус, тигровая лилия, роза.
2.Создание отдельных элементов цветов.
3.Создание композиции из цветов.
4.Творческий отчет учащихся.
5.Оформление выставки.
Раздел 7 «Весеннее настроение» (12ч)
1.Создание отдельных элементов цветов.
2. Создание цветов –подснежник, нарцисс, сирень, одуванчик.
3.Создание композиции из цветов.
4. Методическое обеспечение программы
Форма организации учебной деятельности :индивидуальная;
групповая (или в парах);
фронтальная;
конкурс;
выставка.
Основной вид занятий – практический.
Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, образцов изделий, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в творческой деятельности.
Для реализации программы необходимы следующие материалы: пряжа, вязальные крючки, нитки для шитья, иголки, пуговицы, ножницы, бусины, проволока, тетрадь, в которую учащиеся будут вносить необходимую информацию.Список литературы
1.Ж.Ю. Шквыря Объемные цветы из шерстяных ниток, 2012 г
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Вязанная игрушка своими руками. - М: Рольф, 2013.
3. Журнал «Рукоделие для всех»,2013,2014г
4. Блондель А. , Деон С. Игрушки-помпоны своими руками, 2015
5. Галанова Т.В. Игрушки из помпонов, 2012г
6. Мария Лысенко . Забавные игрушки из помпонов, 2014г
7. Г.П. Панина .Уютное хобби, 2015 г
8. Сандрин Армани . Деревенские помпоны-зверушки, 2013г