«Личностно-ориентированный подход к организации воспитательно-образовательной работы с детьми В объединения «Волшебный клубочек» и «Ниточка-иголочка»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества ст-цы Петропавловской
«Личностно-ориентированный подход к организации
воспитательно-образовательной работы с детьми
В объединения «Волшебный клубочек» и «Ниточка-иголочка»».
Педагог дополнительного образования
Фисенко Анна Сергеевна
ст. Петропавловская
2016г.
Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному школьнику необходимо шагать в ногу с этими переменами. Традиционный педагог уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход к ним. Как и все педагоги я стараюсь идти в ногу со временем и поэтому повышаю свой уровень профессиональной компетентности, стремлюсь к получению новых знаний, к самовыражению, к развитию творческого потенциала, в своей работе стараюсь постоянно внедрять что то новенькое или давно забытое старенькое, но в новом, интересном исполнении .Я работаю педагогом дополнительного образования в Центре Детского Творчества совсем недавно, являюсь руководителем объединений «Волшебный клубочек» и «Ниточка-иголочка». Работа с детьми осуществляется по следующим направлениям: «Вязание крючком и спицами», «Вышивка лентами, счётный крест и бисер». Такое разнообразие позволяет сделать процесс обучения интересным и динамичным.
Сколько неповторимых и оригинальных сувениров можно сделать с детьми на занятиях. Важно показать и рассказать детям, как с помощью несложных приемов можно изготовить замечательные вещи. Главное – желание, терпение, трудолюбие. Курс обучения построен на последовательности – от простого к сложному, он систематизирует знания, полученные на теоретических занятиях с применением их на практике. Просто объяснить и показать, конечно, мало.
Очень помогает то, что в системе дополнительного образования мы общаемся с детьми неформально, часто ведем беседы на самые разные темы, которые волнуют детей. Занятия проводятся с элементами здоровьесберегающих, игровых, развивающих и других технологий.
Успех обучающегося во многом зависит от умения педагога организовать занятия. Нельзя ему отказывать, если обучающийся хочет чему-либо обучиться. Педагог должен уважать личность ребенка, от природы все дети психологически разные, неповторимые. Только индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению его духовных запросов.
Творческая работа в объединении «Волшебный клубочек» и «Ниточка-иголочка» требует труда с полной отдачей физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных сил. К такой работе надо бережно относиться. Просмотр и анализ детских работ в конце занятий – очень важный этап для творческого развития обучающегося и здесь мне, как педагогу необходимо тактично подойти к оценке вложенного труда каждого обучающегося. Кого-то нужно похвалить, а кого-то поддержать за его неудачу, тем самым вызвать у него стремление выполнить следующую работу намного лучше.
Переживая духовное удовлетворение от творческого труда, обучающийся, по настоящему ощущают счастье в жизни. Пусть такого счастья творческого труда будет больше, и тогда он поймет, что труд, состоящий из творчества, является источником человеческого счастья. Ему захочется обогатить свою жизнь не просто трудом, а трудом творческим – так вырастает творческая личность, которая в итоге способна достичь больших успехов в жизни.
Я на своих занятиях не только выявляю творческие способности обучающихся, но и развиваю их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход является одним из важнейших условий творческого развития ребенка. Через индивидуальный подход я поддерживаю одаренных и талантливых детей, а также детей отстающих. В работе я использую личностно-ориентированный, деятельностный подход. Для того чтобы личностно-ориентированный подход был результативным, я учитываю личностные особенности детей.
Личностно ориентированное занятие в отличие от традиционного в первую очередь изменяется типом взаимодействия "педагог - обучающийся". От командного стиля я перешла к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучающегося. Изменённая позиция обучающегося - от прилежного исполнения к активному творчеству, заметно стало его иное мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Поменялся и характер складывающихся на занятии отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности обучающихся.
Проводя диагностику, воспитанности я узнаю, а в дальнейшем корректирую определенные личностные качества ребенка посредством, как образовательной программы, так и воспитательных мероприятий, проводимых в объединении.
В своей практике я использую основные виды взаимодействия в образовательной среде:
Педагог - обучающийся:
Необходимы партнерские взаимоотношения между педагогом и обучающимся, основанные на обоюдном доверии. Только при таком подходе ребенок сможет поверить и дополнить ценности, формируемые в среде сверстников, направить их на взаимное обогащение и развитие своей творческой индивидуальности;
Педагог-педагог:
Велика роль личного примера педагога в воспитании подростков. Необходимо учитывать, что дети внимательно наблюдают, как педагоги общаются между собой. При этом дети усваивают и переносят в среду своих сверстников приемы общения взрослых;
Обучающийся-обучающийся:
В коллективе необходимо всячески поддерживать доброжелательную атмосферу. Неуклонно соблюдение двух основных правил: во-первых, твои права не должны ущемлять прав других людей; во-вторых, осуществление твоих прав должно зависеть не от других людей, а от самого себя. Педагогу нужно строить так учебный процесс, чтобы у старших обучающихся возникло естественное желание помогать младшим обучающимся;Педагог- родители:
Образовательная среда должна создавать предпосылки и целевые установки, направленные на удовлетворение потребностей детей и их родителей в:
стремление выбрать вид деятельности соответственно интересам;
трудовой активности и творческом самовыражении;
социальном контакте с людьми;
соревновательности и положительных эмоций;
самосовершенствовании;
технике безопасности поведения.
Таким образом, занятия по декоративно – прикладному искусству в объединениях «Волшебный клубочек» и «Ниточка-иголочка» являются стартовой площадкой для формирования творчества обучающихся, помогают детям реализовать свои задуманные творческие проекты с помощью педагога и представить их на городских, республиканских, всероссийских выставках детского творчества. Постепенно из маленького человека вырастает творческая личность, способная созидать, что, в свою очередь, благотворно влияет на развитие личности ребёнка.