РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) Волшебный клубочек
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ.ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор учреждения
О.В.Покладова_________________
(Ф.И.О,подпись)
протокол педагогического совета
от «_1__» __09____ 2016 г. № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)
_______________Волшебный клубочек ______________________
(наименование объединения)
____________________________1 года________________________
(срок реализации программы)
________________________модифицированная_________________
(вид программы)
_________________________9-12 лет_________________________
(возраст обучающихся)
_____________Фисенко Анна Сергеевна____________
(Ф.И.О. педагога дополнительного образования, составителя)
ст.Петропавловская2016 г
Пояснительная записка
Художественное вязание является исконно-народным ремеслом. Ни один человек с самого раннего возраста не обходится в своем гардеробе без вязаных вещей. Трикотаж ручной работы не выходит из моды, лишь меняются виды вязок, элементы кроя, украшение изделий. Программа объединения по художественному вязанию включает в себя систематический курс занятий, навыков, приемов работы. Она рассчитана на два года, носит конструктивный и практический характер, помогает обучающимся освоить нехитрую премудрость изготовления изделий для себя и своих близких. Приобщение обучающихся к художественному вязанию - это подготовка в рамках школы к будущей семейной жизни, формирование культуры семейного взаимоотношения.
Развитие таких качеств, как настойчивость, терпение, формирование хорошего вкуса, обогащение собственного досуга старинным и таким современным видом прикладного искусства как художественное вязание. В программе особое внимание уделяется освоению возможно большего количества интересных выпуклых, ажурных вязок, а также изготовление несложных изделий (варежек, носков, шарфиков и.д.) и отдельных элементов изделий. Так же уделяется особое внимание заботе малышам, близким, учащиеся учатся заботиться о них, изготавливая игрушки и сувениры.Программа «Волшебный клубочек» по направленности является – художественной, она обращена к культурному и историческому прошлому, этнографическим корням, передаче социально-культурного опыта, патриотического и нравственного воспитания обучающихся, умеющих жить в современных социально- экономических условиях, на основе культурных традиций декоративно-прикладного искусства.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный клубочек» состоит в том, что впервые освоение приемов вязания спицами и крючком идет через вязание игрушек, изделий для домашнего интерьера, что позволяет создавать изделия, не используя трудоемкой техники, а применяемая технология доступна, в основном, для обучающихся 8-13 лет. Основу программы «Волшебный клубочек» составляет вязание.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника была всегда в моде. С помощью вязания можно создать декоративные изделия, салфетки, одежду, аксессуары, игрушки и т.д. Занятия по вязанию являются благоприятной почвой для испытания обучающимися фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях по вязанию в существенной степени формируется характер обучающегося, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др.Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь обучающимся реализовать то лучшее, что в них есть. Большинство обучающихся находят ответ на вопрос: "Кем быть?", а также приобретают знания, специфические для области вязания, навыки в технике вязания на спицах и крючком.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение обучающимися разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры.
Программа хороша тем, что предлагает обучающимся освоение различных способов вязания изделий, а также затрагивает проблему гуманного отношения обучающихся к окружающему миру, знакомит с русским народным творчеством.
Обучение в объединении основано на принципах личностно - ориентированного образования обучающихся и педагогики развития, в центре внимания которых - личность обучающегося реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает индивидуальную работу с обучающимися, учитывает возрастные психофизиологические особенности обучающегося. Обучение по вязанию развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении изделий.
Цель программы. Формирование и развитие творческих способностей воспитанников посредством приобретения ими специальных знаний и умений по вязанию спицами и крючком.
Цель первого года обучения – адаптация обучающихся к условиям работы в группе, знакомство с вязанием крючком как видом декоративно-прикладного творчества, формирование умений и навыков при выполнении практических работ.
Цель второго года обучения – формирование положительного отношения к трудовой деятельности, максимальное развитие интереса обучающихся к данному виду вязания и дополнительно освоить ещё один способ вязания- спицами.
Задачи:
Обучающие:
обучить способам вязания крючком и спицами;
научить правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.
Развивающие:
развить познавательные процессы:
память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
развить чувство цвета, пропорции;
Воспитательные:
воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; приучать к аккуратности в работе;
сформировать умение работать в коллективе.
Задачи первого года обучения:
вовлечь обучающихся в коллективную деятельность;
создать у них положительный настрой на занятиях;
вызвать интерес к вязанию;
развивать самостоятельность.
Задачи второго года обучения:
продолжить развивать самостоятельность обучающихся;
дать знания, умения, навыки по вязанию крючком и спицами.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Волшебный клубочек» состоит в том, что освоение приемов вязания спицами и крючком идет через вязание игрушек, изделий для домашнего интерьера. Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком и на спицах. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы со спицами и крючком, Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности.
Возраст обучающихся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы рассчитан на обучающихся от 8 до 13 лет. В объединение принимаются все желающие без специального отбора и первоначальных навыков вязания. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью от 15до 20 человек. Объединение могут посещать как девочки так и мальчики. При этом оптимальное число обучающихся составляет:
для первого года обучения: 20обучающихся;
для второго года обучения: 15обучающихся.
Сроки реализации программа рассчитана на 2 годаобучения, 1 год 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа. 2 год 216 часов, 3 раза в неделю по 2 часа. Виды вязания преподаются обучающимся по степени возрастания сложности: на ознакомительном уровне вязание крючком, затем на базовом уровне вязание спицами.
Для осознания значимости труда обучающихся организуются выставки детских работ, мастер-классы. Чтобы развивать у обучающихся эстетический вкус, творческое воображение, чувство гармонии организуются экскурсии в музеи, на выставки декоративно-прикладного творчества, изучается литература по декоративно-прикладному искусству. Большое значение имеет обсуждение выставок.
Занятия проводятся в МБОУ ООШ № 25 кабинет №23 .В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования обучающихся (Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей /внешкольные учреждения/. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.4. 3172-14 ).
Форма и режим занятий:
Режим занятий:144 часа в 1-й год, 216 часов во 2-й год. 1но занятие :45 мин.- занятие, 15 мин.- перерыв, 45 мин. – занятие.
Формы организации деятельности:
индивидуальная;
групповая (или в парах);
фронтальная.
Формы проведения занятий:
экскурсия;
конкурс;
выставка;
беседа;
викторина;
рассказ;
моделирующие игры;
коллективные творческие проекты.
Основной вид занятий – практический.
Методы обучения
Объяснительно – иллюстративный; репродуктивный; проблемный; частично поисковый или эвристический; исследовательский.
Педагогические приемы:
формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия); организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка);
сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в процессе образования;
свободного выбора, когда обучающимся предоставляется возможность выбирать для себя специализации, степень сложности задания и т.п.
Положения образовательного процесса
обязательное формирование у обучающихся положительной мотивации к творческой деятельности;
получение обучающимися новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе обучения, но и в не обучения, в условиях межличностного общения;
обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
занятость каждого обучающегося в течение всего занятия.
В процессе изготовления работ большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают обучающиеся. Большие работы выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает обучающимся навыки совместной работы.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце обучающийся видел результат своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ.
Методы проведения занятия
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к обучающимся. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность обучающим закрепить их в творческой деятельности. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает обучающим о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Основные составляющие занятий
Воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет). Обучающие учатся быть внимательными, добрыми и вежливыми в общении с педагогом и друг с другом.
Организация рабочего места. Рабочее место обучающийся организует для себя сам. На рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками.
Повторение пройденного материала. Используется фронтальный опрос. При необходимости применяются тесты и кроссворды.
Организация и проведение учебного занятия включает следующие структурные элементы:
1.инструктаж (вводный, текущий, заключительный);
2.практическая работа;
3.физкультминутка;
4.гимнастика для глаз;
5.подведение итогов (анализ и оценка работ, подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка);
6.приведение в порядок рабочего места.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль.Цель: диагностика имеющихся знаний и умений воспитанников.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование.
Текущий контроль.Цель: оценка качества усвоения материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование. В практической деятельности результативность оценивается как количеством, так и качеством выполненных работ, участием в конкурсах и выставках разного рода.
Анализ самостоятельной работы обучающих проводится по следующим критериям:
правильность и оригинальность выбора материала для конкретной работы;
соответствие способа выполнения технологическим требованиям;
способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от имеющегося материала;
соответствие конечного результата творчества поставленной задаче и выбранному художественному замыслу.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в студии. Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые текстовые задания, диагностическое анкетирование, выставка творческих работ обучающихся, выполнение комплексных работ по единой предложенной схеме и творческих работ по собственным эскизам с использованием различных материалов.
По завершению всего курса обучения обучающиеся должны уметь свободно владеть крючком и спицами, самостоятельно вязать любые изделия, согласно схемам и описаниям. Применять полученные навыки, знания и умения в повседневной жизни.
К концупервого года обучения обучающиесядолжнызнать:
инструменты и материалы для вязания крючком;
основные приёмы вязания крючком, технику вязания;
основные способы вывязывания петель;
условные обозначения и понятие «раппорт»;
основы цветоведения;
способы вязания по кругу; квадрат; многоугольник;
плотность вязания;
последовательность изготовления изделий.
К концупервого года обучения обучающиеся должныуметь:
правильно подбирать соответствующие номера крючков и ниток;
выполнять основные приёмы петель;
вывязывать петли несколькими способами;
свободно пользоваться схемами;
вязать по кругу;
вязатьквадрат;
вязать многоугольник;
гармонично сочетать цвета;
вязать по кругу;
вязание квадрата;
вязать салфетку, игрушки, шарфик, шапочку, сумку, воротнички;
выполнять заключительную отделку готовых изделий;
определять горизонтальную или вертикальную плотность вязания.
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:
общие сведения из истории вязания;
виды материалов, их свойства, инструменты и приспособления при вязании спицами;
правила безопасной работы;
знать о пропорции, цветовом решении изделий;
условные обозначения, используемые при вязании спицами;
последовательность технологических операций при вязании изделий спицами;
знать новые технологии изготовления вязаных изделий;
правила ухода за вязаными изделиями.
К концу второго года обучения обучающиеся должныуметь:
подбирать инструменты и материалы в соответствии с требованиями для вязания изделий спицами;
рассчитывать количество петель в зависимости от номера спиц, пряжи, узора и количество пряжи для изготовления изделия;
вязать простые изделия спицами;
выполнять творческие работы с использованием разных техник вязания;
пользоваться схемами и другими описаниями для выполнения изделий;
выполнять окончательную отделку и мелкий ремонт вязаных изделий;
соблюдать правила безопасной работы.
Формы подведения итогов:
проведение выставок работ обучающихся, тематических конкурсов;
участие в областных, районных и городских выставках декоративно – прикладного творчества.
№ Наименование темы Вид контроля Формы контроля Сроки контроля
I год обучения
1. Вводное занятие. входной Беседа,
практика сентябрь
2. Основные приёмы вязания крючком. текущий Беседа, практика сентябрь
3. Техника вязания крючком. текущий Беседа, практика октябрь
4. Итоговые занятия. текущий выставка ноябрь
5. Вязание игрушки-подушки Солнышко. текущий Беседа, практика декабрь
6. Круглое полотно. текущий Беседа, практика февраль
7. Квадратное полотно. текущий Беседа, практика март
8. Итоговое занятие. промежуточный выставка март
9. Предметы быта и интерьера. текущий Беседа, практика апрель
10. Итоговое занятие. итоговый выставка май
2 год обучения
1. Вводное занятие. входной Беседа, тестирование сентябрь
2. Поделки из пряжи и картона. текущий Беседа, практика сентябрь
3. Основы материаловедения по вязанию спицами. текущий Беседа,
практика октябрь
4. Схемы и описания вязания спицами. текущий выставка ноябрь
5. Основы техники вязания спицами. текущий Беседа, практика декабрь
6. Основные приёмы вязания спицами. текущий Беседа, практика Декабрь, февраль
7. Итоговое занятие. промежуточный Беседа, практика февраль
8. Вязание узоров спицами. текущий выставка март
9. Вязание орнаментов спицами. текущий Беседа, практика апрель
10. Итоговое занятие. текущий Беседа, практика апрель
11. Круговое вязание спицами. текущий Беседа, практика май
12. Вязание спицами мягких игрушек. текущий выставка май
13. Итоговое занятие. итоговый Беседа, практика май
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№п/п Тема Общее
кол-вочасов В том числе:
теория практика
1. Вводное занятие. 2 2 2. Основные приёмы вязания крючком. 14 3 11
3. Техника вязания крючком. 20 3,5 16,5
4. Итоговое занятие. 2 1 1
5. Вязание игрушки – подушки Солнышко. 18 2,5 15,5
6. Круглое полотно. 24 3,5 20,5
7. Квадратное полотно. 26 3,75 22,25
8. Итоговое занятие. 2 1 1
9. Предметы быта и интерьера. 34 5 29
10. Итоговое занятие. 2 1 1
ИТОГО: 144 26,25 117,75
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теория. История развития художественного вязания. Инструменты и материалы. Правила техника безопасности при работе с колющими, режущими предметами .ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ
Теория. Подбор при вязании соответствующих номеров крючков и ниток.
Основные приёмы вязания : начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля. Столбик без накида, полустолбик. Столбик с одним накидом.
Практика. Подбор при вязании соответствующих номеров крючков и ниток.Основные приёмы вязания : начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля. Отработка приёмов вязания. Столбик без накида, полустолбик. Столбик с одним накидом. Вязание образцов.
ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ.
Теория.Правила вязания по кругу. Вязание по кругу. Отработка техники вязания. Правила вязания квадрата. Вязание квадрата. Отработка техники вязания. Правила вязания многогранника. Вязание многогранника. Вязание по схеме. Понятие «раппорт». Вязание по схеме.
Практика.Правила вязания по кругу. Вязание по кругу. Отработка техники вязания. Правила вязания квадрата. Вязание квадрата. Правила вязания многогранника. Вязание многогранника. Отработка техники вязания. Вязание по схеме. Понятие «раппорт». Вязание по схеме.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Теория.Выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
Практика.Выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
ВЯЗАНИЕ ИГРУШКИ-ПОДУШКИ СОЛНЫШКА.
Теория.Вязание игрушки-подушки солнышка. Расчёт петель. Вязание верхней части. Вязание нижней части. Вязание лучиков игрушки. Сборка и сшивание деталей. Отделка изделия.
Практика.Расчёт петель. Вязание верхней части. Вязание нижней части. Вязание лучиков игрушки. Сборка и сшивание деталей. Отделка изделия.
КРУГЛОЕ ПОЛОТНО.
Теория.Корзинка. Работа со схемами и их зарисовка. Порядок расчёта петель. Вязание нижней части. Вязание боковых частей. Вязание ручек. Сборка и сшивание деталей. Отделка изделия. Салфетка. Работа со схемами и их зарисовка. Расчёт петель. Вязание серединки. Вязание средней части. Завершение вязания . Накрахмаливание.
Практика.Корзинка. Работа со схемами и их зарисовка. Порядок расчёта петель. Вязание нижней части. Вязание боковых частей. Вязание ручек. Сборка и сшивание деталей. Отделка изделия. Салфетка. Работа со схемами и их зарисовка. Расчёт петель. Вязание серединки. Вязание средней части. Завершение вязания . Накрахмаливание.
КВАДРАТНОЕ ПОЛОТНО.
Теория. Прихватка. Работа со схемами и их зарисовка. Расчёт петель. Вязание верхней части. Вязание нижней части. Сборка. Работа над отделкой. Панно с карманами. Работа со схемами. Зарисовка схем. Вязание основы. Вязание карманов. Сборка и сшивание. Работа над отделкой.
Практика. Прихватка. Работа со схемами и их зарисовка. Расчёт петель. Вязание верхней части. Вязание верхней части. Вязание нижней части. Сборка. Работа над отделкой. Панно с карманами. Работа со схемами. Зарисовка схем. Вязание основы. Вязание карманов. Сборка и сшивание. Работа над отделкой.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Теория.Выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
Практика.Выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
ПРЕДМЕТЫ БЫТА И ИНТЕРЬЕРА.
Теория. Игольница. Работа со схемами и их зарисовка. Расчёт петель. Вязание верней части. Вязание нижней части. Работа над отделкой. Сборка и сшивание. Карандашница. Работа со схемами и их зарисовка. Вязание дна. Вязание боковых частей. Вязание отделки. Сборка и сшивание. Салфетка. Работа со схемами. Вязание серединки по схеме. Вязание средней части по схеме. Вязание верней части. Вязание нижней части. Работа схеме. Вязание по Завершение вязания. Накрахмаливание.
Практика. Игольница. Работа со схемами и их зарисовка. Расчёт петель. над отделкой. Сборка и сшивание. Карандашница. Работа со схемами и их зарисовка. Вязание дна. Вязание боковых частей. Вязание отделки. Сборка и сшивание. Салфетка. Работа со схемами. Вязание серединки по схеме. Вязание средней части по схеме. Вязание по схеме. Завершение вязания. Накрахмаливание.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Теория.Выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
Практика. Выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ДА ОБУЧЕНИЯ
№п/п Тема Общее
кол-во
часов В том числе:
Теор. Практ.
Вводное занятие. 2 2 -
Поделки из пряжи и картона. 16 1,5 14,5
Основы материаловедения по вязанию спицами. 4 1 3
Схемы и описания вязания спицами. 4 1 3
Основы техники вязания спицами. 20 2,5 17,5
Основные приёмы вязания спицами. 20 2,5 17,5
Итоговое занятие. 2 1 1
Вязание узоров спицами. 28 3,5 24,5
Вязание орнаментов спицами. 22 3 19
Итоговое занятие. 2 1 1
Круговое вязание спицами. 50 7,25 42.75
Вязание спицами мягких игрушек. 44 6,25 37,75
Итоговое занятие. 2 1 1
ИТОГО: 216 33,5 182,5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го года обучения.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Теория. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Истории возникновения вязания.
ПОДЕЛКИ ИЗ ПРЯЖИ И КАРТОНА.
Теория. Инструменты и принадлежности для вязания спицами. Кукла из ниток. Фенечки: азы плетения. Макраме из мулине. Мулине на картоне. Аппликация: «Осень». Технология изготовления кистей и помпона. Технология изготовления витого шнура.
Практика. Кукла из ниток. Фенечки: азы плетения. Макраме из мулине. Мулине на картоне. Аппликация: «Осень». Технология изготовления кистей и помпона. Технология изготовления витого шнура.
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ ПО ВЯЗАНИЮ СПИЦАМИ.
Теория. Пряжа: особенности работы с различными типами пряжи. Правила соответствия спиц и нити. Вспомогательные инструменты, необходимые при вязании спицами. Сматывание пряжи для вязания спицами. «Вторая жизнь вязаных вещей» (правила распускания старых вязаных вещей и выпрямление такой пряжи).
Практика. Определение вида пряжи по видам и свойствам. Сматывание пряжи для вязания спицами.
СХЕМЫ И ОПИСАНИЯ ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ.
Теория. Представление узоров в виде схем. Понятие «раппорт» узора. Условные и графические обозначения в схемах и описаниях. Порядок чтения схем, редактирование и создание индивидуальных схем для вязания.
Практика. Запись обозначений. Чтение схем.
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ.
Теория. Техника набора петель различными способами: универсальный способ.Набор петель универсальным способом.Техника набора петель различными способами: болгарский способ. Техника набора петель различными способами: шнурообразный способ. Различные виды петель и способы их провязывания : лицевые. Различные виды петель и способы их провязывания : изнаночные. Различные виды петель и способы их провязывания :кромочные. Различные виды петель и способы их провязывания: петли снятые с накидом. Различные виды петель и способы их провязывания :петли из протяжки, отсутствующая петля. Провязывание петли из протяжки. Различные виды петель и способы их провязывания :петли, провязанные вместе.
Практика.Техника набора петель различными способами: универсальный способ. Набор петель универсальным способом. Техника набора петель различными способами: болгарский способ. Техника набора петель различными способами: шнурообразный способ. Различные виды петель и способы их провязывания : лицевые. Различные виды петель и способы их провязывания : изнаночные. Различные виды петель и способы их провязывания :кромочные. Различные виды петель и способы их провязывания: петли снятые с накидом. Различные виды петель и способы их провязывания :петли из протяжки, отсутствующая петля. Провязывание петли из протяжки. Различные виды петель и способы их провязывания :петли, провязанные вместе.
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ.
Теория. Чулочное вязание. Платочное вязание. Способы прибавления и убавления петель. Основные приемы закрытия петель. Плотность вязаного полотна. Расчет петель.
Практика. Вязание полотна чулочной вязкой. Вязание полотна платочной вязкой.Прибавление и убавление петель. Закрытия петель.Расчет петель. Определение плотности вязания.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Теория. Организация выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Практика. Организация выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
ВЯЗАНИЕ УЗОРОВ СПИЦАМИ.
Теория. Вязание образцов: резинка простая.Вязание образцов: резинка с вытянутыми петлями. Вязание образцов: резинка граненная. Норвежская вязка: жгуты, косы. Норвежская вязка: шишечки. Ажурное вязание: сетка, паутинка. Ажурное вязание:звездочки. Сведения о возникающих затруднениях при вязании (спущенные петли, растянутые края и т.д.). Мелкий ремонт вязаных изделий.
Практика. Вязание образцов: резинка простая.Вязание образцов: резинка с вытянутыми петлями. Вязание образцов: резинка граненная. Норвежская вязка: жгуты, косы. Норвежская вязка:шишечки. Ажурное вязание:сетка, паутинка. Ажурное вязание:звездочки. Мелкий ремонт вязаных изделий.
ВЯЗАНИЕ ОРНАМЕНТОВ СПИЦАМИ.
Теория. Техника вязания орнаментов. Схема орнамента. Способы выполнения орнамента на вязаном полотне. Подбор цветов пряжи. Жаккардовый орнамент. Основные правила утюжки (отпаривания) орнаментированного полотна.
Практика.Рисование орнамента. Подбор цветов пряжи. Вязание образцов орнаментов.Цветочек.Звёздочка. Олень.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Теория. Организация выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Практика. Организация выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
КРУГОВОЕ ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ.
Теория. Сведения о кольцевом вязании, чулочных и круговых спицах. Правила ухода за вязаными изделиями. Вязание изделий: следки. Вязание пяточки. Вязание основной части следочка. Отделочная работа. Вязание изделий: носки. Вязание резинки. Вязание резинки и расчёт петель на пяточку. Вязание пяточки. Вязание основной части носочка. Вязание носочка. Вязание изделий: варежки. Вязание основной части варежки. Расчёт петель на вывязывание пальчика. Вязание изделий: перчатки. Расчёт петель на вывязывание пальчиков. Вывязывание пальчиков.
Практика. Набор и распределение петель на 4-х спицах. Вязание пяточки. Вязание основной части следочка. Вязание носочка. Отделочная работа. Вязание резинки. Вязание резинки и расчёт петель на пяточку. Вязание пяточки. Вязание основной части носочка. Вязание основной части варежки. Расчёт петель на вывязывание пальчика. Расчёт петель на вывязывание пальчиков. Вывязывание пальчиков.
ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ МЯГКИХ ИГРУШЕК.
Теория. Из истории развития игрушечного производства в России. Вязание игрушки. Выполнение эскиза. Знакомство с технологией изготовления. Вязание игрушки «Львенок». Оформление игрушки. Вязание игрушки «Мышонок». Вязание игрушки «Машенька». Технология изготовления игрушек по описанию и схемам. Вязание игрушек: «Мухомор». Схема и вязание деталей. Вязание ножки. Вязание шляпки. Вязание шляпки и пятен. Вязание игрушки «Зайка». Вязание детали головы. Вязание детали туловища. Вязание деталей лапок передних. Вязание деталей лапок задних. Вывёртывание и набивка деталей. Соединение набитых деталей игрушки.
Практика. Творческое выполнение индивидуальных изделий. Выполнение эскиза. Вязание игрушки «Львенок». Оформление игрушки. Вязание игрушки «Мышонок». Вязание игрушки «Машенька». Технология изготовления игрушек по описанию и схемам. Вязание игрушек: «Мухомор». Схема и вязание деталей. Вязание ножки. Вязание шляпки. Вязание шляпки и пятен. Вязание игрушки «Зайка». Вязание детали головы. Вязание детали туловища. Вязание деталей лапок передних. Вязание деталей лапок задних. Вывёртывание и набивка деталей. Соединение набитых деталей игрушки. Оформление игрушки.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Теория. Организация выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Практика. Организация выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Методическое обеспечение.
Занятия по данному курсу состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
На занятиях, как правило, используются в сочетании различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. К словесным относятся: рассказ, беседа, объяснение. Наглядные – это демонстрация, показ; практические – упражнения, выполнение графических работ.
Также на занятиях проводится воспитательная работа обучающихся, воспитывается дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности.
Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. При высоком расположении светильников нужны настольные лампы с металлическими колпаками, защищающими глаза от прямых лучей света. Свет должен падать на руки с левой стороны.
Столы могут быть рассчитаны на два и более человек, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель мог подойти к каждому воспитаннику.
В помещении должен быть стол для руководителя, доска, шкаф для хранения незаконченных изделий, пряжи, методических пособий, стенды для оформления выставки работ воспитанников, гладильная доска, утюг.
Желательно иметь небольшой стенд, обтянутый холстом, к такому стенду легко прикреплять образцы из методического фонда, используемые в качестве наглядных пособий при объяснении руководителя, а также выполненные воспитанниками изделия с целью их просмотра и обсуждения.
В помещении для проведения занятий должно быть не только удобно, но и приятно работать. Поэтому размещению оборудования, оформлению витрин, окон занавесями, расстановке цветов надо уделить особое внимание.
Для успешного проведения занятий необходимо иметь учебно-методический материал. К нему относятся выставка изделий воспитанников, таблицы с образцами ниток, узоров вязания, показом приемов техники вязания, фотографии и рисунки моделей, чертежи, выкройки изделий, журналы и книги по вязанию, а так же наглядные пособия для занятия по цветоведению, выполненные в цвете. Образцы вязания должны быть выполнены эстетично из светлых, ярких ниток.
Методические пособия необходимо периодически обновлять и пополнять. Образцы могут выполнять воспитанники в плане общественно полезного труда. Для этого им выдаются нитки из фонда учреждения.
Рекомендуется иметь набор хорошо оформленных таблиц с образцами вязания для ознакомления с ними воспитанников.
Нитки и инструменты для выполнения работ воспитанники приобретают самостоятельно. Руководителю также необходимо иметь запасные инструменты и нитки. При необходимости они могут служить наглядным материалом на занятиях, а также использоваться воспитанниками.
Для занятий в кружке надо иметь также дополнительное оборудование: штопальные иглы, ножницы, сантиметровую ленту, а также общую тетрадь в клетку, тетрадь для рисования, линейку, краски, карандаши и др.
Дидактический материал:
таблицы,
картинки,
образцы вязания,
схемы изделий,
научная и специальная литература,
раздаточный материал.
Техническое оснащение занятий (Материально-техническое обеспечение) :вязальные крючки и спицы различной толщины;
ножницы;
сантиметровая лента;
электрический утюг;
гладильная доска.
наличие материалов:
пряжа и нитки разной толщины и цветов;
фурнитура.
Литература для педагога.
«Модели на скорую руку. Вяжем из остатков пряжи»./Пер. с англ.У. Сапциной –М.: Издательская группа «Контэнт», 2014.
«Вязание крючком для начинающих» /Паулин Тернер; пер. с англ. А.А. Солдатовой.-Москва: Астрель. Кладезь, 2012.
«Вяжем спицами цветные узоры.Полное руководство»; пер.с англ. Е. Лесовиновой-М: Издательство ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», 2014.
«Пошаговый самоучитель вязания спицами и крючком» пер.с укр.: Издательство ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», г. Белгород, 2014.
Литература для обучающихся.
Журнал «Лена -креатив», Издательство: ЗАО "Эдипресс-Конлига"2013-2016гг.
Журнал «Вязаный креатив»,спец.вып. «Вязание воротнички».Издательство: Н.Новгород "Газетный мир"№4 2013
Журнал «Вязание: модно и просто», Издательство: Газетный мир Качество 2010-2011.-28с
Журнал «Сабрина» ,Издательство: Эдипресс2013-2014 гг.
Интернет-ресурсы:
1.. HYPERLINK "http://www.uzelok.ru/" \h www.uzelok.ru› - Вязание крючком;
2.edu.ru › modules.php - каталог образовательных Интернет-ресурсов;
3.http://www.edu.ru - Российский общеобразовательный портал;
4.http://ru.pdf-document.com/ebook/ - Схемы+Вязания+Крючком;
5.http://blog.kp.ru/users/3993024/rubric/1758914/- аудио и видео.Вязаниекрючком ;6.www.sangela.de/wjasanie/wjasanie1.html- Основы вязания крючком;
7.http://crochet-story.ru– Вязаная история начинается.