Рабочая программа по химии 11 класс (очно-заочная форма обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Химия 11
Рабочая программа по химии для 10-12 классов составлена на основе:
- авторской программы Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Программа курса химии», изданной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений: Химия 8-9, 10-11 классы/ автор: Н.Н. Гара, издательство «Просвещение», 2008 год»;
-Примерной программы среднего (полного ) общего образования по химии (базовый уровень) 2013 год
. Рабочая программа ориентирована на использование учебника
Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений Г.Е Рудзитис, Ф.Е Фельдман М «Просвещение»
- учебного плана общеобразовательного учреждения на 2016-2017 уч.г.
Цели программы:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение химии на базовом уровне среднего общего образования в объеме 70 часов в 10 -11классе -35 часов (1час в неделю, в каждом классе).
В ГКОУ Дудинской ВСШ получение среднего общего образования рассчитано на 3 года, химия изучается в 10-12 классах: в 10 классе - 18 часов (0.5 часа в неделю), в 11 классе - 18 часов (0.5 часа в неделю), в 12 – 35 часов (1час в неделю).Данная рабочая программа по химии в 11 классе рассчитана на 18 часов в год (из расчета 0.5 учебного часа в неделю, 36 недель).
Данная рабочая программа адаптирована к учебному плану ГКОУ Дудинской ВСШ на 2016-2017 учебный год.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения химии 11 класса на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
УМК
1.Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений Г.Е Рудзитис, Ф.Е Фельдман М «Просвещение» 2011 г
Методическая литература:
Программы общеобразовательных учреждений. Химия 10-11 классы. Издательство «Просвещение» 2008. Автор – составитель Н.Н.Гара. – 54 с.
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений
Журнал «Химия в школе»
Газета «Первое сентября»
Дидактический материал по химии для 10 класса. Пособие для учителя / А.М. Радецкий- М.Просвещение ,2011г..
№ Тематическое планирование 11 класс
Тема урока Ко-во Дата
урока
1-2 Предмет органической химии.Основные положения теории химического строения органических веществ. 2 3 Классификация органических соединений по строению углеродного скелета и кратности связи. Изомерия и номенклатура алканов. 1 4-5 Строение , изомерия и номенклатура алкенов , алкадиенов, алкинов, аренов. 1 6-7 Спирты 2 8 Контрольная работа по теме: «Спирты». 1 9 Фенолы 1 10 Альдегиды и кетоны 1 11 Карбоновые кислоты 1 12 Практическая работа №1 1 13 Сложные эфиры. Жиры. Синтетические моющие средства 1 14 Контрольная работа № 2 «Карбоновые кислоты. Жиры» 1 15 Углеводы , их значение и классификация . 1 16 Практическая работа №2 1 17 Амины. Анилин 1 18 Аминокислоты. Белки .Нуклеиновые кислоты. 1 Содежание программы 11 класс
Раздел 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Тема 6. Спирты и фенолы
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами. Лабораторные опыты. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II). Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты
Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. Ацетон — представитель кетонов. Применение. Односоставные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II).
Демонстрации. Растворение в ацетоне различных органических веществ. Практическая работа. «Свойства карбоновых кислот».
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 8. Жиры. Углеводы
Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение. Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно. Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Демонстрации. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению
Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Раздел 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Тема 9. Амины и аминокислоты
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства, применение. Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Тема 10. Белки
Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Демонстрации. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).
Образцы лекарственных препаратов и витаминов. Образцы средств гигиены и косметики.
Раздел 5. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Тема 11. Синтетические полимеры
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО химии 11 КЛАСС. Классно – аудиторное изучение учебного материала
№ Тема урока Коли-
чество
часов Дата прове-денияурока Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки
учащихся Эксперимент Виды контроля.
Измерители
1-2 Предмет органической химии.Основные положения теории химического строения органических веществ. 1 Комбинированный Теория строения органических соединений.
Углеродный скелет Знать: теорию
строения органических соединений; понятия : валентность ,степень окисления, углеродный скелет Шаростержневые
модели
молекул, таблицы 3 Классификация органических соединений по строению углеродного скелета и кратности связи. Изомерия и номенклатура алканов. 1 Комбинированный Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: линейного и разветвленного строения Изомеры и изомерия. Предельные и непредельные соединения: алкены , алкадиены , алкины. Номенклатура алканов. Знать: основы классификации органических соединений по строению углеродного скелета и кратности химической связи
Уметь : составлять структурные формулы углеводородов разных гомологических рядов, их изомеров и называть их Шаростержневые
модели
молекул
Составление структурных формул углеводородов и название их
4-5 Строение , изомерия и номенклатура алкенов , алкадиенов, алкинов, аренов. 2 Комбинирован
ный Гомологические ряды алкенов, алкадиенов, алкинов , аренов. Строение углеводородов ,их свойства Знать: Гомологические ряды алкенов, алкадиенов, алкинов , аренов. Строение углеводородов ,их свойства
Уметь : составлять структурные формулы углеводородов разных гомологических рядов, их изомеров и называть их . характеризовать их химические свойства Шаростежневые
модели
молекул
Составление структурных формул углеводородов и название их
6-7 Спирты 2 Комбинирован
ный Классификация спиртов.
Изомерия и номенклатура
спиртов. Влияние строения
спиртов на их физические и химические свойства.
Химические свойства
спиртов. Основные способы
их получения. Применение спиртов. Влияние спиртов
на организм человека. Многоатомные спирты. Знать: понятие о функциональной группе, основные принципы классификации спиртов, основные химические свойства спиртов , способы их получения.
Уметь: давать названия спиртам по «тривиальной» и международной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства спиртов. Таблицы «Строение спиртов». Шаростержневые
модели
молекул.
Этанол,
глицерин , этиленгли-
коль,
гидроксид
меди , щелочь Выполнение тренировочных упражнений. Решение расчетных задач. Карточки.
8 Контрольная работа № 1по теме: «Спирты». 1 Контрольный урок Классификация спиртов.
Изомерия и номенклатура
спиртов. Влияние строения
спиртов на их физические и химические свойства.
Химические свойства
спиртов. Основные способы
их получения. Применение спиртов. Влияние спиртов
на организм человека. Многоатомные спирты. знать: понятие о функциональной группе, основные принципы классификации спиртов, основные химические свойства спиртов , способы их получения.
Уметь: давать названия спиртам по «тривиальной» и международной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства спиртов. Письменная работа. 9 Фенолы 1 Комбинирован
ный Класс фенолов.
Строение , физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле. Основные области их применения. Знать: отличие фенолов от ароматических спиртов. Основные химические свойства и применение фенола.
Уметь: объяснять взаимное влияние атомов в молекуле фенола . составлять уравнения реакций ,характеризующие химические свойства фенола. Шаростержневая
модель
молекулы
фенола.
Фенол
кристаллический, раствор
щелочи ,
раствор
хлорида железа(111) Выполнение тренировочных упражнений.
10 Альдегиды и кетоны 1 Комбинирован
ный Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Физические свойства альдегидов и кетонов, важнейшие их представители и способы их получения. Химические свойства альдегидов. Знать: Строение молекул альдегидов и кетонов , особенности строения карбонильной группы, основные физические свойства ,способы получения. Химические свойства альдегидов: реакции окисления и присоединения.
Уметь: составлять формулы изомеров и называть их, составлять уравнения реакций, характеризующие свойства альдегидов. Шаростержневая
модели
молекул альдегидов
и кетонов.
Отдельные представи-
тели:
ацетон,
раствор
формальдегида. аммиачный раствор
оксида
серебра, свежеосажденный гидроксид
меди. Выполнение тренировочных упражнений, карточки , решение расчетных задач
11 Карбоновые кислоты 1 Комбинирован
ный Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот , их биологическая роль и распространенность в природе. Химические свойства и способы получения карбоновых кислот. Знать: Строение молекул карбоновых кислот, особенности строения карбоксильной группы, основные классы карбоновых кислот, основные физические свойства ,способы получения. Химические свойства карбоновых кислот.
Уметь: называть карбоновые кислоты разных классов, составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства карбоновых кислот. Шаростержневые
модели
молекул карбоновых кислот.
Образцы карбоновых кислот.
Растворы уксусной
кислоты , гидроксида натрия ,
гранулы
цинка , оксид
магния., карбонат
кальция Выполнение тренировочных упражнений, решение расчетных задач
12 Практическая работа №1 1 Практикум 1.Распознавание альдегидов и многоатомных спиртов
2. Свойства карбоновых кислот Знать : качественные реакции на многоатомные спирты и альдегиды, химические свойства карбоновых кислот.
Уметь : с помощью предложенных реактивов распознавать вещества на основе качественных реакций. Растворы
Формальдегида , глицерина, свежеосаж
денный гидроксид
меди.
Растворы уксусной кислоты, гидроксида натрия,
гранулы
цинка , оксид
магния , карбонат кальция. Анализ практической работы
13 Сложные эфиры. Жиры. Синтетические моющие средства 1 Комбинирован
ный Строение и виды изомерии и номенклатуры сложных эфиров. Реакции этерификации и гидролиза сложных эфиров. Нахождение в природе , применение. Состав и строение молекул жиров, классификация жиров. Химические свойства жиров : реакции омыления и гидрирования жиров. Получение мыла. Знать: строение , виды изомерии и номенклатуру сложных эфиров, особенности реакций этерификации и гидролиза., строение и свойства жиров .как представителей класса сложных эфиров
Уметь: составлять формулы изомеров и называть их . составлять уравнения реакций этерификации и гидролиза сложных эфиров ,называть полученные вещества Шаростержневые
модели
молекул
сложных
эфиров Образцы раститель-
ных и животных жиров, маргарин. Выполнение тренировочных упражнений. Карточки Фронтальная беседа
14 Контрольная работа № 2 «Карбоновые кислоты. Жиры» 1 Контрольный урок Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот , их биологическая роль и распространенность в природе. Химические свойства и способы получения карбоновых кислот. Химические свойства жиров : реакции омыления и гидрирования жиров Знать: Строение молекул карбоновых кислот, особенности строения карбоксильной группы, основные классы карбоновых кислот, основные физические свойства ,способы получения. Химические свойства карбоновых кислот. Уметь составлять уравнения реакций этерификации и гидролиза сложных эфиров ,называть полученные вещества 2 варианта заданий
15 Углеводы , их значение и классификация . 1 Комбинирован
ный Углеводы-представители кислородсодержащих соединений. Их состав и классификация, представители каждого класса. Биологическая роль углеводов их значение в жизни человека. Представители моносахаридов- глюкоза и фруктоза, их физические свойства, нахождение в природе. Строение молекулы глюкозы. Химические свойства и применение глюкозы. Знать: классификацию углеводов по числу атомов углерода и по способности к гидролизу. строение глюкозы и фруктозы, химические свойства глюкозы как альдегидоспирта.
Уметь: определять класс углеводов, составлять уравнения реакций , характеризующие, химические свойства глюкозы. Образцы углеводов.
Шаростер-
жневые
модели
молекул углеводов. Раствор
глюкозы,
аммиачный раствор
оксида
серебра , свежеосаж-
денный гидроксид
меди.
углеводов..Фронтальная беседа Выполнение тренировочных упражнений , карточки.
16 Практическая работа №2 1 Практикум 1. Свойства глюкозы.
2.Качественная реакция на крахмал. Уметь: применять знания теории в решении экспериментальныхзадач Раствор
глюкозы,
аммиачный раствор
оксида
серебра , свежеосаж-
денный гидроксид
меди.
Крахмаль-
ный клейстер, йод.
Анализ практической работы
17 Амины. Анилин. 1 Комбинирован
ный Строение , классификация , изомерия , номенклатура аминов. Физические свойства и способы получения. Химические свойства аминов ,применение в быту и промышленности. Знать : строение , классификацию . изомерию и номенклатуру аминов. Физические и химические свойства аминов.
Уметь: объяснять взаимное влияние атомов в молекулах аминов и анилина, составлять формулы изомеров аминов и называть их, составлять уравнения реакций , характеризующие химические свойства аминов и анилина. Шаростер-
жневые
модели
молекул
аминов и
анилина Выполнение тренировочных упражнений.
Карточки
18 Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты. 1 Комбинирован
ный Состав аминокислот, изомерия и номенклатура, свойства, получение и применение.. реакция поликонденсации. Понятие о пептидах . полипептидах и пептидной связи. Белки- природные полимеры, их состав, строение, свойства. ДНК И РНК .Знать : строение , классификацию . изомерию и номенклатуру аминокислот. Физические и химические свойства аминокислот. Реакция поликонденсации
Уметь: составлять формулы изомеров аминокислот и называть их, составлять уравнения реакций , характеризующие химические свойства аминокислот и объяснять амфотерность их свойств Шаростержневые
модели
молекул
аминокислот. Фронтальная беседа . Тесты. Самостоятельная работа по карточкам.