Конкурсный урок УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Тема: «Выполнение художественного окрашивания платка в техники узелкового батика»


Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области
«Новошахтинский технологический техникум»
Конкурсный урок
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Тема: «Выполнение художественного окрашивания платка в техники узелкового батика»
Разработала мастер
производственного
обучения Тимофеева Марина Вячеславовна
г. Новошахтинск
Тема: «Выполнение художественной росписи платка в техники узелкового батика»
Цели урока:
Обучающая:
обучить техническим приемам в художественном окрашивании ткани – узелковый батик, позволяющий творчески решить проблемы единства композиции.
Развивающая:
развить декоративно-прикладные умения и навыки вхудожественном окрашивании ткани – узелковый батик у обучающихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании шейного платка.
Воспитательная:
воспитывать наблюдательность,  интерес к   изобразительному искусству, прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран
Тип урока: практическая работа.
Методы обучения:Словесный, наглядный, практический
Методы проверки знаний, умений, навыков
Устный опрос;
Самоконтроль;
Взаимоконтроль;
Текущее наблюдение;
Материально-техническое оснащение урока и дидактический материал:
Ткань для платка, краски по батику, нитки, ножницыкисть беличья №3, №6, вода,перчатки, клеенка для стола, распылители с водой технологические карты.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
компьютер;
веб - камераХОД УРОКА
Этапы урока Время, мин. Действия мастера Действия обучающихся Результат
Организационный момент. 0.5 Приветствует обучающихся.
Проверяет готовность обучающихся и рабочих мест к работе. Приветствуют мастера. Включение обучающихся в рабочую атмосферу.
Вводный инструктаж.
Целевая установка.
Текущий инструктаж
Заключительный инструктаж
Уборка рабочих мест. 0.5
0.5
4
0.5
4
2
1
7
2 2.1.1 Сообщение темы урока.
Тема урока: «Выполнение художественного окрашивания платка в технике узелкового батика».
2.2.1 Разъяснение цели урока.
Научиться выполнять художественное окрашивание платка в популярном виде искусства – узелковый батик.
2.2.2 История развития батика
Сегодня я предлагаю Вам заняться творчеством, которое принесет несомненное удовольствие - художественное окрашивание ткани.
Слово «батик»  - индийского происхождения и в переводе обозначает «капля воска». Искусство батика развивали с глубокой древности многие народы мира - индейцы, китайцы, египтяне,   но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Существует несколько способов создания батика:
Техника холодного батика.
Контуры рисунка резервируются горячим парафином.
Техника холодного батика.
Чтобы краска не растекались контуры рисунка обрабатывают специальным резервирующим составом.
Техника набивного батика -
получается при помощи штампа на ткань.
Техника свободной росписи. Создаётся без резервирующих средств - сразу кистью.
Техника узелкового батика.
Создаётся при помощи связывания ткани.
Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ.
Своеобразный узор на ткани возникает вследствие того, что краска не проникает в те участки ткани, которые связаны в узел или обработаны шнуром.
В художественной росписи тканей используются красители, хорошо растворимые в воде. В зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и естественные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для росписи ткани предпочтение отдаётся натуральным красителям, которые получают изприродных материалов. (Охра, басма, хна)
В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера.
В 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды». Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки…
Батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире, в том числе и в России.
Существуют множество способов складывания и связывания ткани для создания узелкового батика
Прошивание ткани нитью и стягивание,
Обвязывание мелких камешков тканью,
Связывание ткани узлом,
Обматывание ткани нитью для получения узора. Этим способом сегодня мы и будем окрашивать платок.
2.2.3.Безопасные условия труда
Накрыть стол плёнкой;
Волосы собрать;
Надеть фартук
Не ставить краски на край стола;
Приокрашивании работать в перчатках
Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.
Ножницы передавать кольцами вперед
2.2.4 Объяснение характера и назначения предстоящих учебно-производственных работ.
ЗАДАНИЕ
Выдача заданий на учебную практику.
Сейчас я расскажу и покажу технологическую последовательность выполнения художественного окрашивания платка в техники узелкового батика:
1. Располагаю платок для окрашивания, перед собой.
2. Складываю платок пополам. (Для того чтобы узор получился семеричным)
3. Наношу рисунок в виде половинки сердца при помощи трафарета на платок.
4. Собираю маленькие складочки по нарисованной линии.
5. Стягиваю складки нитками, с усилием для того чтобы узор был четким.
6. Отступаю приблизительно 4 см от первого узла обматываю следующий ряд.
7. Смачиваю платок водой; (Чтобы краска хорошо ложилась на ткань)
8. Надеваю перчатки. Приступаю к окрашиванию платка. Мягкими, но быстрыми движениями кисти наношу мазки красками.
9. Окрашиваю центр платка. (Цвет краски может быть любой в зависимости от вашего настроения и вкуса)
10. Расписываю следующий ряд. (Но не забывайте о гармоничном сочетании цветов)
11. Расписываю остальную часть (Сейчас лето поэтому старайтесь отдавать предпочтение ярким сочным краскам)
12. Осторожно обрезаю нити, раскладываю платок.
13 Следующий этап влажно-тепловая обработка при помощи утюга которую вы выполните дома, когда ваш батик будет сухим для закрепления красок на ткани.
2.2.2 Актуализации знаний обучающихся.
И так давайте вместе повторим основные этапы и последовательность выполнения окрашивания платка в техника узелкового батика
У вас на рабочих местах:
Эталон последовательности выполнения узелкового батика;
технологические кары по выполнению художественного окрашивания платка в техники узелкового батика.
Критерии оценивания вашей работы будут следующими:
Соблюдение технологии и безопасных условий труда;
Соблюдение времени выполнения работы – 7 минут;
Правильность закладывания складок;
Степень стянутости узла;
Чистота смешивания красок;
Гармоничное применение цветов;
Аккуратность.
3.1. Целевые обходы.
Проверка организации рабочего места в соответствии с правилами организации работы с батиком.
Проверка правильности выполнения рабочих приемов.
При необходимости мастер приостанавливает работу обучающихся и осуществляет повторный показ трудовых приемов.
Проверка правильности ведения самоконтроля.
4.1 Подведение итогов урока:
- оценивает учебно-производственные работы;
- анализирует типичные ошибки;
- сообщает оценки каждого обучающегося, комментирует;
- называет лучшие работы.
4.2 Выдача домашнего задания.
Выдает задание на дом и комментирует его:
Окрасить футболки в техники узелкового батика
Слушают, осмысливают слова мастера, настраиваются на активную работу.
Смотрят презентацию
Слуховое и визуальное восприятие.
Готовятся к выполнению задания
Предполагаемый ответ
1. Расположить платок для окрашивания, перед собой.
2. Сложить платок пополам.
3. Нанести рисунок в виде половинки сердца при помощи трафарета на платок.
4. Собрать маленькие складочки по нарисованной линии.
5. Стянуть складки нитками, с усилием для того чтобы узор был четким.
6. Отступить приблизительно 4 см от первого узла обмотать следующий ряд.
7. Смочить платок водой; 8. Надеть перчатки. Приступить к окрашиванию платка.
9. Окрасить центр платка. 10. Окрасить следующий ряд. (цветов)
11. Окрасить остальную часть (Сейчас лето поэтому старайтесь отдавать предпочтение ярким сочным краскам)
12. Осторожно обрезать нити, разложить платок.
13 Следующий этап влажно-тепловая обработка при помощи утюга для закрепления красок на ткани.
Выполняют задание согласно эталону.
Слуховое и визуальное восприятие.
Записывают домашнее задание.
Обозначена тема и цели урока.
Усилена мотивация обучения, дан заряд позитивного отношения к предметной деятельности.
Активизировались компоненты внутренней структуры урока: обучающиеся воспроизвели известные им знания, осознали их, обобщили факты, связали старые знания с новыми условиями.
Продолжено формирование позитивного отношения к учебной деятельности.
Проведена психологическая подготовка обучающихся: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку, творческой инициативы и предприимчивости.
Созданы условия для демонстрации уровня сформированности общих и профессиональных компетенций.
Проведена подготовка обучающихся к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.
Создан фундамент для будущей актуализации.
Определились степень усвоения изученного материала, готовность к использованию ранее приобретенных знаний и умений к самостоятельной деятельности.
.
Сформированы умения и практический опыт по теме урока. Урок подведен к логическому завершению
Мастер производственного обучения Тимофеева М.В.