Урок по ИЗО 6 класс Тема Имитация батика

План-конспект урока
по изобразительному искусству
"Роспись ткани в технике "Холодный батик"

ЦЕЛЬ УРОКА:
Образовательная
познакомить с техникой росписи ткани, с историей и особенностями этого древнего искусства;
Развивающая
расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства древнего искусства;
Воспитательная
Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

ЗАДАЧИ УРОКА:
Овладеть определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность творчески работать в технике “холодный батик»

ВИД УРОКА: творческий практикум

ОБОРУДОВАНИЕ:
Презентация, компьютер, проектор, экран.

Оборудование для учителя:
Авторские работы мастеров росписи ткани в технике “холодный батик”
Работы учащихся прошлых лет
Таблица хроматических и хроматических цветов
Таблица цветового поэтапного решения росписи.

Оборудование для учащихся:
Рама (пяльцы) и хлопчатобумажная ткань
кисти
набор акварельных красок, гуашь
резервирующий состав (клей ПВА)
карандаш
эскизы, зарисовки
кнопки
одностержневые булавки для крепления эскиза к ткани
цветная краска для декора

План урока

I. Вводная часть:
1 Организационный момент
2 Беседа и просмотр видеоролика о росписи ткани:
а) История батика

II. Объяснение нового материала:
1 Беседа о порядке росписи ткани:
а) Роспись ткани. б) От светлого к темному. в) Ошибки при работе с батиком.

III. Практическая работа

IV. Анализ детских работ

V. Подведение итогов

Ход урока
I. Вводная часть

1. Организационный момент
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
2. Беседа о росписи ткани
а) История батика
  «Если вам надоело рисовать на бумаге, что еще можно использовать, на чем рисовать?» (вопрос к учащимся).
 «Сегодня я предлагаю Вам заняться творчеством, которое принесет несомненное удовольствие. Роспись по шелку, а именно о ней идет речь, тем и хороша, что чем глубже ее узнаешь, тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что Вы наверняка найдете себе технику по душе (вопрос к учащимся).
Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.
Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».

Просмотр видео ролика «Индонезия – остров Ява»

Легенда появления техники батик:
Однажды один индонезиец окрашивал ткань, поднимает и опускает ткань в красители тщательно рассматривает ее и вот вовремя этого процесса на кань садиться пчела он ее изгоняет, пчела улетает и красильщик замечает, что на этом месте осталась капелька воска, он примечает это место и опускает ткань в краситель, когда же ее вытаскивает то замечает, что на этом месте осталось беленькое пятнышко. Так и зародилась техника батик.

БА – ХЛОБЧАТОБУМАЖНАЯ ТКАТЬ (изготовлением ее занимаются в Индонезии)
ТИК - воск

В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого.
Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.
В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).
История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.
В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.
В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы
В «холодном» батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением резерва и – свободная роспись.
Можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны».
Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

III. Объяснение нового материала

1. Беседа о порядке росписи ткани
а) Роспись ткани
Чтобы краска не растекалась, используем резерв. Он нужен, чтобы удерживать краску в заданных границах и таким резервом в нашей работе будет использование клея ПВА.

2. Переведи рисунок на хлопчатобумажную ткань с помощью копировальной бумаги и кальки или воспользуйся шаблоном. Дети определяют, как надо положить ткань, чтобы изображение получилось ровно посередине.

3. Натяни ткань на пяльцы или коробку.

4. На этом этапе необходимо нанести на контур резерв. В качестве резерва используют клей ПВА, он не будет пропускать краску. Резерв удобно наносить через узкую щель в крышке флакона с клеем ПВА или с помощью спички. Следи, чтобы линия резерва была непрерывной, иначе краска проникнет за контур. Когда клей высохнет, проверь, пропитал ли он ткань насквозь. Если ткань плотная, необходимо нанести резерв и с изнаночной стороны по линии контура. Дай клею высохнуть.

Дети могут предложить использовать в качестве резерва и другой материал, хотя клей ПВА более доступен. В качестве резерва и украшения можно использовать витражные краски,так как краски ярких, насыщенных цветов.

На классной доске представлена таблица:
Характеристика цвета:

Возбуждающий
   Активный 
Оживляющий
Согревающий 
Тёплый  
Привлекательный
Весёлый  
Бодрящий 
Весёлый
Добрый
Пламенный
 Радостный

Красный
 Жёлтый                       
 Оранжевый

Мирный
Приятный
Спокойный
Спокойный
Печальный
Серьёзный 
Грустный
Тоскливый


Зелёный  
 Синий                        
Фиолетовый


                                                                
                                        
                                 
После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Расписывая ткань, в технике холодного батика, краску наносят не по всей поверхности фрагмента рисунка, как во время рисования на бумаге. Достаточно нанести каплю в центр закрашиваемого пятна и слегка направить растекающуюся краску в сторону контуров. Работая, таким образом, вы избежите опасности затекания краски за контурную линию. Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.

б) От светлого к темному
Начинаем роспись с более светлых участков. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом. После росписи поверхности темными красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.

в) Ошибки при работе с батиком.
Даже при самой аккуратной работе возможны ошибки. Например, краситель по-разному расплывается на тканях не только разного состава, но и разного переплетения. В некоторых случаях краситель необходимо подводить вплотную к линии резерва, и он может перетечь на соседний участок. Устранить такой дефект можно несколькими способами.
Например, побыстрее размыть пятно чистой водой, используя ватную палочку или тампон. Если потек образовался на краю цветка, быстро обвести его резервом, добавив лишний лепесток. Такие лепестки придется дорисовать и к некоторым другим цветам, чтобы они выглядели как часть композиции. Так же можно поступить и в том случае, если потек находится в малозначимом месте, далеко от композиционного центра работы и не привлечет к себе внимания.
Еще один способ устранения ошибки - сделать участок росписи с потеком более темного цвета, попросту закрасив ошибку. Чтобы иметь такую возможность, всегда следует расписывать ткань от самых светлых цветов к темным. Затекание краски может произойти и из-за некачественного нанесения резерва. В этом случае краситель “пробирается” на соседний участок снизу.
Поэтому необходимо перед росписью проверить, как нанесен резерв. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, расположить раму перед источником света. Линии, проведенные резервом, будут казаться очень светлыми. Если какой-то участок линии будет выглядеть иначе, надо продублировать линию с обратной стороны. Во-вторых, можно проверить целостность резерва, капнув рядом с линией в подозрительном месте каплю чистой воды. Если она “пробьет” резерв, участок надо высушить и нанести новые линии с обеих сторон.
Возможно, затек произошел из-за того, что линии контура не замкнуты - тщательно проверьте, все ли линии замкнуты.
Иногда краска затекает и за качественные линии контура. Как правило, это случается, когда на маленький участок рисунка нанесено слишком много краски, и она перетекает поверх линий.
Сушите работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана с применением соли или мочевины.

IV. Практическая работа
Чтобы работа получилась интересной, яркой, ребятам предложено тщательно продумать цветовое соотношение деталей рисунка, сочетать цвета по контрасту и тону.

V. Завершение урока. Анализ детских работ.
Анализ результатов проводиться по трем направлениям:
1 Уровень овладения приемами декоративной росписи;
2 Выразительность придуманной композиции;
3 Аккуратность в выполнении работы.

VI. Подведение итогов.
Оценивание работ учащимися. Вернисаж.




















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Технологии росписи Л. Алферов Ростов – на - Дону “Феникс” 2000г.
Основы художественного ремесла В.А. Барабулина и О.В. Танкус Москва “Просвещение” 1978г
Основы художественного оформления текстильных изделий В. Н. Козлов Москва “Лёгкая и пищевая промышленность” 1981г.
Советское декоративное искусство №5 составитель Т.К. Стриженова Москва “Советский художник” 1981г.