Занятие с родителями.Мотивация учения — основное условие успешного обучения».


Тема: ««Мотивация учения - основное условие успешного обучения».
Цель:
1.Повышение психологической компетенции родителей по вопросам эффективного взаимодействия с детьми.
2.Расширить знания родителей о влиянии мотивации на успешность обучения.
3.Приобретение навыков развитие учебной мотивации у собственных детей.
Время 1-1.5 часа.
Материалы к занятию:
1.Лист регистрации
2. Бумага и карандаш каждому участнику
3. Фотографии, ярко передающие чувства изображенных на них людей
.4. Лист рефлексии
Ход занятия:
Приветствие
Примечание: Во время приветствия, психолог проговаривает тему занятия, регламент встречи.
В основе любой деятельности, в том числе и учебной, лежит какой-либо мотив. Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности. Роль мотива в жизни заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели. Мотив выступает в качестве компонента сложной системы – мотивационной сферы личности.
Именно по мотивации учения можно судить об уровне школьной адаптации ученика, степени овладения им учебной деятельностью и удовлетворенности ею. Изучение мотивов у школьников показало, что их учебная деятельность побуждается целой системой разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными и не имеют самостоятельного значения. Второстепенные мотивы всегда подчинены ведущим. Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а самым высоким (самым сильным) мотивом в структуре мотивационной сферы. Такой мотив активируется, становится действенным, т.е. участвует в мотивации поведения. На предыдущем занятии, после исследования мотивации вам выдавались таблицы. Если вы обратили внимание, то там указывались несколько мотивов: первый – ведущий мотив, и другие в порядке убывания значимости.
Психолог кратко останавливается на особенностях развития мотивации в среднем школьном возрасте.
Благоприятные особенности мотивации:
«Потребность во взрослости» – нежелание считать себя ребенком.
Стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе.
Особенная восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека.
Общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками.
Потребность в самовыражении и самоутверждении; стремление подростка к самостоятельности.
Негативные характеристики учебной мотивации:
Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы.
Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению.
Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу.
Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности. Неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании.
Слабость процессов целеобразования. Активность подростков при постановке целей опережает умение их реализовывать и достигать. Не могут связать цели и мотивы своей учебной деятельности с целями и мотивами других видов деятельности.
Познавательные мотивы. Их развитию способствуют многие внеклассные и внешкольные увлечения. Укрепляется интерес к способам приобретения знаний, хотя он редко осознается учащимися.
Мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными, на первый план выступают близкие цели. Активное стремление к самостоятельным формам учебной работы.
Социальные мотивы. Совершенствуются. Качественный сдвиг в позиционных мотивах учения, так как подросток стремится занять новую позицию (позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими. Мотив овладения способами налаживания сотрудничества с другими людьми в учебном труде.
Динамика мотивов учения в подростковом возрасте заключается в их большей избирательности, локализации, а также во все усиливающейся их связи с практической деятельностью.
Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, - мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.
Упражнение на развитие учебной мотивации.
Упражнение «Рекомендации к сдаче экзамена»
Цель: Научиться давать рекомендации в позитивном виде, формировать у детей мотивацию достижения успеха.
Представьте ситуацию: один из ваших близких (ребенок, муж, родственник) прямо сейчас отправляются на очень серьезный экзамен. Необходимо дать ему рекомендации (как себя вести, как отвечать и т.д.)
Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают "из-под палки", ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приводит к появлению лени - универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность. Взрослые (учителя, так и родители ) способны помочь им преодолеть эту трудность.
Как заинтересовать ребенка учебой?
Пусть задание представляется ребенку осуществимым. Определите цель (что нужно сделать), разделите задание на маленькие части, приготовьте все необходимое для работы и приступайте к ее выполнению.
Сделайте задание интересным («Соревнуйся сам с собой», «когда мне нужно составить предложения из трудных слов, я выдумываю смешные фразы», Я буду чередовать чтение трудного учебника и веселой, интересной книги»).
Попробуйте показать ребенку прикладной характер задания, объясните, как в жизни пригодятся его новые знания и умения. Например, если ребенок познакомился с новым законом физики, расскажите ему, где он может «встретиться» с ним в жизни, какая от него польза.
Особое значение для успешности обучения в школе имеют его познавательный интерес, любознательность. Далеко не у всех детей в школе, развита познавательная мотивация, и далеко не всегда школа способствует ее формированию и сохранению.
Ценность игр:
Во-первых, такие игры вызывают интерес детей к решению умственных задач, делают умственную работу увлекательной, что создает познавательную мотивацию к учению.
Во-вторых, они развивают познавательные способности ребенка: сосредоточенность на задаче, умение мобилизоваться, быть внимательным. Очевидно, что такая умственная и познавательная готовность совершенно необходима для обучения в школе.
В-третьих, такие игры учат ребенка правильно оценивать свои возможности. Признать свои ошибки и промахи, увидеть свое неумение очень трудно для многих школьников, но без этого никакое обучение невозможно. В игре все это достигается естественно и без психологических травм. Ведь умение проигрывать, как и стремление выигрывать, - главное условие игры, и его надо воспитывать.
В-четвертых, эти игры учат ребенка владеть собой, развивают произвольность поведения.
Игра «Догадайся!»
Цели: Наша любознательность расцветает, когда мы чувствуем, что жажда знаний приносит свои плоды, т.е в тех случаях, когда мы получаем интересные и полезные ответы на свои вопросы. Некоторые дети не доверяют своей способности находить разумные ответы. Если они чего- то не знают точно, то чаще всего молчат или говорят: «Я не знаю». Они могут опасаться неточного ответа. Такой склонностью к перфекционизму страдают многие дети и, возможно, школа в целом. Если мы хотим иметь раскованных и любознательных детей, мы должны подкреплять их веру в свою способность догадываться. Догадка- это превосходный способ верного решения многих проблем.
В этой игре поощряется способность детей чаще полагаться на свои предположения, догадки интуицию. Если мы будем с уважением относиться к догадкам и предположениям детей, они начнут чаще попадать в точку.
Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.
Можете ли вы сказать мне что-нибудь, что вы знаете абсолютно точно? Можете ли вы сказать мне что-нибудь, что вы знаете приблизительно? Можете ли вы сказать мне что-нибудь, о чём вы не знаете и можете только догадываться?
Иногда бывает лучше, если мы не зная ответа на заданный вопрос, не отказываемся сразу на него отвечать, не говорим: «Я не знаю», а пытаемся догадаться. Поэтому я хочу поиграть с вами в угадывание. Мы начнем играть прямо здесь, в нашей классной комнате. Закройте, пожалуйста, глаза. Я буду задавать вопросы, ответы на которые вы должны будете угадать. Сразу, как только вам в голову придет ответ, громко отвечайте мне:
Сколько столов стоит в нашей классной комнате? Теперь откройте глаза и посчитайте.
Сколько у нас в классе мальчиков и сколько девочек? Теперь откройте глаза и снова посчитайте
Сколько человек из нас пришло сегодня в джинсах?
У скольких детей в нашем классе светлые волосы?
Сколько детей пришло сегодня в школу в отличном настроении? Теперь откройте глаза , спросите друг у друга и сосчитайте.
Можете ли вы мне сказать, в каком настроении я пришла сегодня в класс. Теперь откройте глаза и спросите меня.
Не кажется ли вам, что угадывать интересно? Сейчас вам надо будет догадываться о более сложных вещах, требующих, вероятно, некоторого времени для размышления. Возьмите бумагу и карандаш и напишите имена двух детей из нашего класса. Или, если хотите, можете написать мое имя и имя одного ребенка. Потом придумайте по одному вопросу, который бы вам хотелось задать каждому из этих людей. Возможно, это будет вопрос, который давно не дает вам покоя, а может быть вопрос, который пришел вам в голову только сейчас. Под каждым вопросом оставьте достаточно места. (Дождитесь, пока все дети запишут свои вопросы). Теперь опять закройте глаза и представьте себе, что вы подходите к человеку, которому адресован ваш вопрос. Постарайтесь увидеть в воображении, как он смотрит на вас и дружелюбно вам отвечает. Затем откройте глаза и запишите ответ. Потом проделайте все то же самое со вторым человеком. В заключении дайте возможность желающим зачитать свои вопросы и ответы. После этого могут высказаться те, кому были адресованы вопросы.
Игра «Придумай вопрос»
Цели: Когда дети в рамках какой-нибудь темы учатся задавать хорошие вопросы, они нередко так сильно проникаются этой темой, что пытаются сами найти ответы на волнующие темы.
Данная игра привлекает внимание детей к искусству задавать вопросы. Выберите тематику, соответствующую уровню детей, и отнеситесь серьёзно к каждому их вопросу, а не только к тем, которые действительно сложны и требуют размышлений. Кроме того объясните им, что в жизни умение задавать хорошие вопросы, по меньшей мере, столь же важно, как и умение находить правильные ответы.
Инструкция: Сегодня я хочу задать вам несколько вопросов:
- Кто из вас хотел бы стать учителем?
-А кто из вас хотел бы стать исследователем?
-Вам хотелось бы иметь лошадь?
-Вы хотели бы иметь дома собаку?
-Кто из вас хотел бы быть вопросом?
- Кто из вас хотел бы быть ответом?
Я хочу попробовать поиграть с вами в игру ,которая называется «Придумай вопрос». Вопросы -это своеобразные инструменты, с помощью которых мы можем лучше узнать других людей, открыть для себя их интересы и желания.
Но с помощью вопросов мы можем также глубже узнавать и самих себя, можем учиться, лучше понимать окружающий нас мир. Я сейчас дам вам ключевое слово и посмотрю, сколько вопросов к этому ключевому слову вы сможете придумать. Итак, первое ключевое слово- хлеб. Называйте вопросы, которые приходят вам в голову, а я буду записывать их на доске.
Другими важными ключевыми словами для младших школьников могут быть следующие: солнце, вода, воздух, тело, друзья, родители, работа, музыка, велосипед, сон и т.д. Позднее обсудите с детьми, какие вопросы оказались для них особенно интересными. Эти вопросы можно потом специально исследовать и обсуждать. Есть ешё один замечательный вариант этой игры. Принесите в класс несколько интересных фотографий, пробуждающих детское любопытство. Это могут быть фотографии, ярко передающие чувства изображенных на них людей, или же снимки каких-то интересных ситуаций. Попросите детей сформулировать вопросы, которые они хотели бы задать изображенным на фотоснимках людям.
Анализ упражнения:
Легко ли тебе придумывать интересные вопросы?
Почему вопросы так важны?
Какой важный вопрос тебя сейчас особенно волнует?
Как бы ты сам ответил на свои вопросы?
Для ответов, на какие вопросы тебе нужны другие люди?
Кто в нашем классе задает больше всего вопросов?
Бывают ли «запрещенные» вопросы?
Кто в твоей семье задает больше всего вопросов?
Игра «Волшебный Вилли»
Цели: Здесь любознательность ребенка пробуждается чувственно воспринимаемым действием. Играйте в «Волшебного Вилли» до тех пор, пока каждый из детей по очереди не поработает с ним. В результате у детей появится положительная мотивация и готовность к восприятию нового материала.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Я принесла вам сегодня нечто необычное. Этого нельзя увидеть, но можно потрогать руками. Вы можете размять это, как пластилин или глину, и сделать из этого все, что хотите – какую-нибудь вещь, игрушку, человечка. (Вытащите теперь «волшебного Вилли»-воображаемый комок пластичного материала- и покажите детям как вы из него лепите) Это «волшебный Вилли»- совершенно необыкновенный материал, который можно разминать и лепить из него, как из пластилина, глины или воска. Я сейчас из него что-нибудь сделаю, а вам надо будет догадаться, что я слепила. Кто догадается, должен мне об этом сказать.. (Начните лепить какой-нибудь простой предмет, имеющий очевидную форму, чтобы дети быстро могли понять, как играть в эту игру. Это может быть тарелка, стакан или футбольный мяч. Затем передайте «волшебного Вилли» сидящему рядом с вами ребенку. Всякий раз, когда воображаемый предмет угадывается, «волшебный Вилли» переходит к следующему ребенку.)Обсуждение
Легко ли было выполнять это упражнение.
Какие трудности возникали. Участники обмениваются впечатлениями. ,
Завершение занятие. Упражнение «Подарок»
Инструкция: Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таком же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет ваш подарок, - предназначено именно вам.
Каждый находит в комнате листок (в виде звездочки, цветка и т.д.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.
Примеры пожеланий.
Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
Отстаивайте свою точку зрения во время конфликта, но не давите на собеседника.
В споре умейте выслушать собеседника до конца.
Уважайте чувства других людей.
Любую проблему можно решить.
Будьте внимательны к людям, с которыми общаетесь.
Не сердитесь, улыбнитесь.
Начните свой день с улыбки.
Посмотрите на других: в вас и окружающих так много общего.
Взгляните на своего обидчика – может ему просто нужна ваша помощь.
Раскройте свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
Всегда внимательно выслушивайте своего собеседника.
После того, как все нашли свои «подарки», участники возвращаются в круг. Предлагается всем зачитать то, что написано на листочке, и подарить эти слова всем присутствующим.
Программа Ты- пятиклассник  Психологическое сопровождение процесса адаптации школьников к обучению в основной школе , Челябинск , май 2011 г. Автор Жукова Ольга Геннадьевна