Выступление на педсовете. Мотивация учения – основное условие успешного обучения.


Выступление на педсовете.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
…тем легче будет учиться ученику».
Л.Н. Толстой
Подготовка думающих молодых людей высокой гуманитарной культуры, способных принимать самостоятельные решения, невозможно без воспитания в учениках осознанной любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему как к одному из школьных предметов.
Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
Есть такое мудрое высказывание: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». (Дороти Паркер).
Это высказывание можно применить и для нашей школы, основной контингент которой не желает получать знания.
Как же можно в таких условиях у учащихся развить внутреннюю мотивацию, от которой зависит успешное обучение?
В работе мне помогает мой 33 –летний опыт педагогической деятельности. Я считаю, что важнейшим условием заинтересованного отношения ребенка к обучению является личность педагога, увлеченного своим делом .Учитель, ориентированный на личные достижения, верящий в себя, является примером у учащихся и доказательством состоятельности методов его работы. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку , и ты воспитаешь их».
Считаю, что учитель для ученика выступает в трех ипостасях : знаток - артист-врач. Знаток-сообщает, артист- преподносит, а врач-советует. Отсутствие одного из компонентов автоматически нивелирует ,а нередко и вовсе перечеркивает два других. Лишь на фундаменте собственных знаний учитель обратит ремесло в мастерство. Без артистизма невозможно завоевать внимания учащихся . «Что впечатляет, то и окрыляет. Опытных - усваивают, а ярких, изобретательных - впитывают» (Е.Н .Ильин).Учитель-«врач» не давит сроками, не пугает оценками , не пригибает головы к парте зловещим фронтальным опросом.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса. Необходимо,
чтобы ученик забыл, что это урок и что он на уроке. В своей работе часто обращаюсь к методике преподавания литературы известного педагога-новатора Евгения Николаевича Ильина, который считал, что плохих, инертных учеников, если с ними работать изобретательно, нет и не может быть.
Вот некоторые приемы , которые я использую для мотивации учащихся к усвоению знаний:
1.Технология творческих мастерских.
Задачи технологии творческих мастерских:
Активное восприятие учащимися учебного материала;
Творческое осмысление учебного материала;
Саморазвитие ученика;
Повышение интереса к процессу обучения;
Развитие креативности;
Повышения уровня грамотности;
Повышение навыков аргументированного разговора и письма;
Развитие социальной компетенции.
Главной задачей этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребёнка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума.
Давайте представим урок, проведённый согласно технологии творческих (французских) мастерских. Почему же мастерские? Здесь и кроется одна из главных основ технологии – учитель на этих уроках перестаёт быть учителем, "назидателем", лектором и "урокодателем". Он становится Мастером, а это меняет и его поведение, и цели, и тактику урока. Он создаёт специальные условия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного, книжного ответа на вопрос. Мастер является скорее консультантом, помощником, который организует урок, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию.
По мнению французских педагогов, объяснение учебного материала учителем мешает ребёнку непосредственно познавать предмет, самому приходить к каким-то итогам и умозаключениям.
Задача учителя-мастера создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика в творца. Используя личный опыт, ребёнок совершает открытие в предмете. Он делает это сам, а учитель создаёт условия, катализирует процесс познания.
Девиз французских мастерских – «Делай по-своему».
2.Интригующее многоточие урока. Домашнее задание минимально , органически вытекает из урока, сулит открытия , спорные решения, волнует новизной, ради которой радостно и интересно напрягать ум. Оценивать работу каждого будет весь класс, всякий прочитает приготовленное вслух, опрос приобретет форму турнира.
3.Урок дублера позволяет каждому ученику ощутить себя учителем.
4.Древо предсказания при работе с текстом художественного произведения. Зачитываю до кульминации текст (например, рассказ И. Бунина «Роман Горбуна») и прошу учащихся продолжить повествование, ответив на вопрос : «Что произойдет дальше?» , основываясь на анализе прочитанного учителем текста.
5.Дидактическая игра (для учащихся среднего школьного возраста).
Игру ввожу в определенную часть урока русского языка в соответствии с его дидактическими задачами, чаще всего при повторении темы.(Например, «Помоги Пете Ошибкину») На доске запись словарного диктанта с ошибками в орфограммах. Задача обучающихся – помочь Пете найти ошибки и объяснить ему правильное написание орфограмм.
6.Составление кластеров.
7.Инсерт.
8.Составление синквейна.
9.Домашнее задание должно быть разнообразным:
- пересказ от имени сказочного героя или общественного деятеля;
-пересказ эпизода;
-рассказать сказку одним предложением;
-готовиться объяснить сказку другим ученикам;
- представить ,что состоится зачет, составить краткую шпаргалку ;
- выучить и рассказать, как учитель на уроке.
10.Определение темы и целей урока самими учениками. (Например, по записи на доске: Строить нельзя рушить. Казнить нельзя помиловать.
Или
Пришел ко мне товарищ , посЕдел (посИдел) у меня.
11.Во внеклассном мероприятии дать задание всем учащимся.
12.Использование на уроках современных информационных технологий.
13.Поощрение.Умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи. Быть гуманнее, добрее – иногда не ставить оценку, а сказать: «Ты работал, как Гераклит».
Важным считаю следующие установки и действия: учет возрастных особенностей; выбор действия в соответствии с возможностями учащихся ; использование коллективных и групповых форм работы; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; использование развивающих заданий на уроках; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; создание ситуации успеха; применение поощрения и порицания; формирование адекватной самооценки у учащихся.
Каждому учителю необходимо помнить ,что смысл учительской жизни – Ученик!