«Функционально-смысловые типы речи «Урок милосердия, посвящённый Международному дню пожилых людей», 5 класс
Технологическая карта урока
Урок: русский язык
Тема урока: Функционально-смысловые типы речи
Дата проведения урока: 30.09.2016 г.
Класс: 5а,бУчитель-предметник: Большакова Наталья Николаевна
УМКпо русскому языку для 5 класса авторов: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др., М., Просвещение, 2015
Цели для ученика
Обучающие:
1.Углубление представлений о типах речи.
2.Закрепление умения определять тип речи в тексте и доказывать свою точку зрения.
3.Совершенствование умения составлять текст определенного типа речи (описание).
Развивающие:
Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.
Воспитывающие:
Воспитание милосердия к старшему поколению Цели для учителя
Образовательные:
1.Создание условий для углубления представлений учащихся о типах речи.
2. Создание условий для совершенствования учащимися умений составлять текст определенного типа речи.
Развивающие:
Создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развития устной и письменной речи учащихся, мышления, формирования практических умений и навыков
Воспитательные:
Воспитание милосердия, сострадания, любви к ближним.
Тип урока
Актуализация знаний и умений (урок повторения) Форма урока
Урок милосердия
Опорные понятия, термины
Текст, тема текста, основная мысль текста, типы речи, описание, повествование, рассуждение.Формы контроля
Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос. Монологический ответ. Проверка созданного текста (индивидуальный контроль). Лингвистическая игра. Домашнее задание
Создание текста определённого типа по заданной теме, с учётом особенности его композиции, функций, стиля.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия
I. Мотивация.
Определение задач урока.
Включение учащихся в деловой ритм.
Мотивация учебной деятельности.
Объяснение порядка проведения самоанализа. Подготовка к работе.
Записать слова под диктовку, проверить их самостоятельно.
Слово учителя.
Самотестирование
Фронтальный опрос.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками. Психологический настрой учителя и учащихся.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Создание проблемной ситуации. Анализ текстов и теоретических сведений о типах речи.
Монологическое высказывание – доказательство.
Исследование. Личностные: самопроверка.
Познавательные:
- умение строить монологическое высказывание.
- умение определять сходство и отличия.
Регулятивные:
оценивание своих знаний по изучаемой теме. Определение недостающих знаний.
Понимание того, что в русском языке существуют способы выражения отношения автора к тому, о чем он рассказывает.
III. Повторение уже имеющихся знаний.
1.Работа с темой урока «Функционально-смысловые типы речи»
2. Первичное закрепление нового понятия на основе задания учебника.
Определение места нового понятие в системе изученного. 1.Организация работы с опорным конспектом.
Организация самостоятельной работы с по дополнению опорного конспекта.
2. Организация работы учащихся по заданиям Организация творческой работы учащихся по заданию. 1.Восстановление опорного конспекта. Чтение текстов. Ответы на вопросы. Нахождение и запись сведений в таблицу..2. Работа в группе по определению типов речи. В форме игры: «Заселяем домики»
1.Самостоятельная работа. Самопроверка.
Монологическое высказывание.
2. Фронтальная работа по вопросам.
Самостоятельная работа.
Групповая работа. Личностные:
- развитие устной речи,
-развитие памяти и логического мышления,
Регулятивные:
- умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- умение планировать самостоятельную работу;
- умение анализировать и контролировать свою деятельность
Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщение.
Усвоение теоретических сведений по теме, приобретение практических навыков узнавания нового понятия.
IV. Актуализация новых знаний.
Практическое применение приобретенных знаний.
Организация работы учащихся по анализу текста. Оказание индивидуальной помощи учащимся в ходе самостоятельной работе с текстом. Организация взаимодействия учащихся и учителя по обсуждению вопросов к тексту.
Работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение письменных упражнений. Фронтальная беседа.
Индивидуальная творческая работа. Коллективное обсуждение.
Личностные:
- совершенствование словарного запаса;
- развитие наблюдательности;
-преодоление речевого барьера при написании собственного текста
Регулятивные:
- умение составлять текст заданного типа речи.
- мнение пользоваться выразительными средствами при создании собственного текста.
Коммуникативные:
Сотрудничество в поиске и отборе учебного материала и обсуждении творческих работ. Приобретение умения практического использования нового понятия при создании собственного высказывания.
V. Рефлексивно-оценочный этап. Организация рефлексии. Осуществление самооценки учебной деятельности.
Сравнение результатов в начале и конце урока.
Размышление над увиденным видеофрагментом. Самостоятельная работа
Регулятивные:самооценка.Познавательные:
рефлексия.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Умение оценивать себя, знания и умения одноклассников.
VI. Д/ З, Объяснение домашнего задания. Запись ДЗ в дневник. Познавательные:
Умение работать с лексическим материалом.