Сценарий художественно — литературного интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка «Родной язык — моё богатство» (для детей старшей, подготовительной группы) (авторская работа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны
”Детский сад комбинированного вида №44 “Золушка”
Сценарий художественно - литературного интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка «Родной язык - моё богатство»
(для детей старшей, подготовительной группы)
(авторская работа)
Подготовили и провели:
Сунгатуллина Ризидя Фаиковна
воспитатель по обучению детей
татарскому языку высшей квалификационной категории,
педагогический стаж работы
в ДОУ 34года,
Шайхутдинова Рауза Сулеймановна
воспитатель по обучению детей
татарскому языку 1 ой квалификационной категории,
педагогический стаж работы
в ДОУ 43года
Гильманова Лилия Геннадьевна
воспитатель
педагогический стаж работы
в ДОУ 7лет.
Набережные Челны
2015 г.
Сценарий художественно - литературного интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка«Родной язык - моё богатство»
( для детей старшей, подготовительной группы)
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей нравственно-патриотические чувства, национальное самосознание.
Образовательные задачи:
- закреплять представления и знания детей о культуре и языке русского и татарского народа. Способствовать повышению интереса к родному языку, звучанию слов на языках разных народов.
- продолжить знакомить с жизнью и творчеством татарского поэта- патриота Муса Джалиля
Развивающие задачи:
- развивать навыки общения между детьми разных национальностей.
- способствовать формированию художественно - эстетических, интеллек-туальных способностей. любознательности, стремления к новым знаниям и интереса к языкам.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою Родину
-ориентировать на общечеловеческие ценности и толерантность.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности.
- Познавательное развитие: формирование представлений о малой Родине и Отечестве, о многообразии стран и народов мира.
- Речевое развитие: владение речью, как средством общения и культуры
- Художественно – эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.
Оборудование и материалы: национальные костюмы для ведущих и для детей, костюм для роли Мудрая сова; пособия для игр (барабан «Поле чудес», платки для игры «Юрта», лента, ручки и листы бумаги для интеллектуальной игры).
Предварительная работа с детьми: распределение между группами драматизаций сказок. Разучивание стихов, песен, народных игр. Оформление центральной стены.
Подготовка воспитателя: подготовить сценарий. Провести беседу с педагогами и родителями о предстоящем празднике.
Ход мероприятия: В центр выходят 2 ведущих и дети в татарских и русских национальных костюмах. 1-ведущая на татарском языке, 2- ведущая на русском языке -здороваются с детьми («Исәнмесез», «Здравствуйте»).
1ведущая:
И, туган тел, и, матур тел,
Әткәм- әнкәмнең теле.
Дөньяда күп нәрсә белдем
Син туган тел аркылы.
2 ведущая:
О язык мой, мы навечно
Неразлучные друзья
С детства стало мне понятно
Радость и печаль моя.
Дети, не зря мы сегодняшний праздник начали со стихотворения Габдуллы Тукая “Родная речь”. Ведь мы отмечаем праздник - “День родного языка”. У человека самые близкие и родные люди - это его родители. Значит и язык, на котором они говорят, называется родным.
Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции. И, конечно же, язык. Сберечь его очень важная задача. Так, как язык нам дорог, как родная мать, как Родина. Наши предки назвали его родной язык. Ведь только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком.
1 ребенок:
Есть у каждого язык,Что родной навеки,Без родного языкаНету человека!
2 ребенок:
Дөньяда иң - иң матур ил
Ул - минем туган илем.
Дөньяда иң - иң матур тел
Ул минем туган телем.
3 ребенок:
Уму и сердцу язык твой проводник,Без него попадёшь ты в тупик.Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,Ты без него уже не ты.4 ребенок:
Туган телемдә сөйләшеп
Яшим мин туган илдә.
“Туган ил” дигән сүзне дә
Әйтәм мин туган телдә.
5 ребенок:Мы поем им, говорим,С самого рожденья,И к родному языкуЕсть большое рвенье!
6 ребенок:
Тел кешене дус итә
Бер- берсенә беркетә
Бел, дустым, син рус телен
Һәм онытма үз телеңВсе выступающие дети вместе:С Днем родного языкаМы вас поздравляем,Констатируем тот факт,Что язык мы знаем!
2 ведущая:
Шарами детский сад украшен
Гостей встречаем и зовем
И песню на родном языке
Мы звонко, радостно поем.
Песня “Дружат дети всей земли ”В. Викторов.
2 ведущая:
Писатели, поэты нашей многонациональной Родины любили, воспевали, обогащали язык. Предавали из поколения в поколение красоту богатство родного языка. Каких вы русских и татарских писателей, поэтов знаете? (ответы детей).
(В зал заходит Мудрая Сова под позывные передачи “Что, где , когда” в руках перо, держит большую папку).
Мудрая Сова:
Да, да, да, я тоже знаю об этом. В большой лесной энциклопедии я прочитала много произведений этих писателей. А еще там написано...
(Ведущая прерывает её)
2 Ведущая: постойте- постойте, позвольте узнать: Вы кто такая?
Мудрая Сова: Я самая мудрая, премудрая, начитанная сова, которая знает все обо всем, потому что всем интерисуется. Например, я знаю, что 21 февраля - Международный день родного языка. Я знаю о том, что на земном шаре существует около шести тысяч языков Среди них русский язык и татарский язык считаются одним из богатых и красивых языков.
В нашей Родине - России русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения между людьми других национальностей.
2 Ведущая: Мудрая Сова, спасибо за столь важную информацию. Наши дети тоже очень любознательные, и тоже всем интерисуются. Мы любим и учим свой родной язык, уважаем людей других национальностей, ведь только в дружбе жить легко. Не даром говорят, что “Дружба и братство - дороже богатства”.
Мудрая Сова: Это очень хорошо. Тогда пусть отгадают мои загадки:
Сөяге юк, теше юк,
Сөйләмәгән сүзе юк. (тел)
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
Мокрый теленок, за оградой лежит. (язык)
А вы пословицы, поговорки о родном языке знаете? (Да).
(Мудрая Сова пером указывает на группу детей те по очереди рассказывают поговорки и пословицы)
- Язык - душа народа;
- Теле барның иле бар;
- Язык до Киева доведет;
- Тел - белем ачкычы;
- Не спеши языком, торопись делом;
- Аз сөйлә, күп тыңла;
- Слово не воробей, вылетит не поймаешь;
- Теле татлының дусы күп;
- Язык - ключ к знанию.
- Бәхетле баланың теле татлы.
Мудрая Сова: молодцы, для таких умных и любознательных детей предлагаю интеллектуальный конкурс.
Интеллектуальный конкурс ”Кто больше слов составит”.
(Из данных слов:1.”Карандаш”,2.”Дошкольник”,дети с педагогами вместе составляют как можно больше слов, через 1 минуту озвучивают по- очереди. Мудрая Сова определяет победителя).
Мудрая Сова: да, вы интеллектуалы. Вот собственно в этом я и хотела убедиться, потому что лесные жители вот эту папку передали для самых умных, любознательных детей.(Оставляет папку, уходит).
Ведущая: что же нам оставила Мудрая Сова? (Читает: для игры “Поле чудес”. Достает конверты из папки раскладывает на барабан поле чудес)...
Приступакем к игре “Поле чудес” крутит барабан.
игра “Поле чудес”
(в конвертах портреты писателей, чьи сказки дети будут драмматизировать, портреты поэтов, чьи стихи будут рассказывать.
Подготовительные группы: А. С. Пушкин, С.М.Маршак, М. Джалиль;
Старшие группы:К. Чуковский, Михалков, М. Джалиль.
После остановки барабана из конверта достать портрет писателя. Дети называют его имя и его произведения. Приглашается группа, которая предварительно готовила выступление (драмматизацию, стихи, музыкально – литературную композицию...)
Когда на барабане выпадет портрет Мусы Джалиля,
2 Ведущий: 15 февраля день рождения поэта - патриота Муса Джалиля. Он своих стихах призывал любить и защищать Родину. Сам с оружием в руках пошел освобождать Родину от врагов...
На его долю выпало очень много испытаний, но он не сломался, остался верным своей Родине и народу. В очень тяжелых, нечеловеческих условиях пришлось ему писать стихи.
Подвиг Мусы Джалиля нород увековечил. На самой главной площади города Казани, перед Кремлем, как символ патриотизма, любви к Родине и народу стоит памятник Муса Джалилю. Театр оперы и балета в столице Татарстана носит его имя.
В нашем городе одну из главных проспектов назвали “Проспект Муса Джалиля”... Мы помним поэта-патриота, гордимся им; любим его стихотворения. (Дети рассказывают стихотворения Муса Джалиля).
(Между выступлениями детей музыкальные и игровые паузы).
Музыкальные паузы:
1. Индивидуальная песня на татарском языке “Чикерткә” Л.Батыр- Болгари.
2. Русский народный танец”Кадриль”
Игровые паузы:
1. Татарская народная игра (на татарском языке): «Капкалы»
Дети держась за руки стоят по кругу, образуя ворота. Одна пара идет вереницей через эти ворота, дети все вместе проговаривают эти слова:
Әйдә безгә килегез (Приходите к нам)
Капкалардан керегез (Проходите к воротам)
Өебезгә үтегез, (Заходите к нам домой)
Кунак булып китегез (Погостите вы у нас)
Гөрләп бәйрәм итегез. (Праздник, весело у нас)
«Ворота» закрываются при последнем слове, и «ловит» эту пару детей. Игра повторяется. Пойманные дети образовывают «Ворота».
2. Русская народная игра: «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
3.Башкирская игра «Юрта».
Дети встают в круг. По углам стоят стульчики , накрытые расписными платками.
Дети ходят по кругу со словами:
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
Под веселую башкирскую музыку дети бегут врассыпную. Музыка останавливается – дети бегут к стульчикам, из платков изображают юрту. Побеждают те дети, которые быстрее сделали юрту.
2 ведущая: вы дети молодцы, справились со всеми заданиями Мудрой Совы. Вот только один конверт остался нераспечатанным, что же тут есть? (открывает). Там дипломы по номинациям: «Самая любознательная группа», «Самая эрудированная группа», «Самая артистичная группа», «Самая интеллектуальная группа». (Вручаются дипломы).
В центр выходят 2 ведущих
2 ведущая: наш сегодняшний праздник мы начали со стихотворения Габдуллы Тукая, заканчивать его хотим тоже с его же стихами и песней написанной на его слова.
«…С народом России мы песню певали,
Есть общее в нашем быту и морали…
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить
Нанизаны мы на единую нить».
1 ведущая:
Татарча да яхшы бел,
Русча да яхшы бел.
Икесе дә безнең өчен
Иң кирәкле, затлы тел.
Песня”Туган тел”, слова Г. Тукая, музыка народная
Использованная литература:
Закирова К.В.Балачак аланы:балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти – әниләре өчен хрестоматия.-Казан:РИЦ,2011.