Статья Создание ситуации успеха на уроке — одно из важнейших условий мотивации школьников к учению
Будникова Ольга Николаевна – учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Льгова» Курской области
Краткое описание работы : статья освещает мой опыт работы . В ней рассмотрен один из приемов оценивания учебной деятельности школьников , влияние первых отметок на мотивацию к учебной деятельности . Рассмотрена взаимосвязь типа общения учителя с учениками и родителями и мотивации к учению. Кратко освещены результаты применения данного приема на практике. Статья предназначена для учителей начальных классов.
Создание ситуации успеха на уроке - одно из важнейших условий мотивации школьников к учению.
Каждый ребенок приходит в первый класс с открытой душой, с искренним желанием учиться. он радуется всему: новеньким школьным принадлежностям, новой обстановке, новым друзьям. Каждый родитель идет с большой надеждой на успехи своего ребенка в учении. Это с одной стороны... А с другой , наряду с надеждой есть огромная неуверенность учеников и родителей в успешности обучения, которая со временем перестает в неоправданные ожидания , в претензии к ребенку и к учителю со стороны родителей, для ученика учение превращается в мучение, через несколько месяцев мотивация к учению уменьшается в несколько раз, а порой и исчезает вовсе. Тогда каждый урок - это не радость общения, познания нового, стремления чему-то научиться, а "война" между нежелающим учиться учеником и пытающимся заставить его учиться учителем.
Каждый учитель думает, прежде всего о том, как привить детям любовь к учению, какими методами вести обучение, чтобы не превращать детей в пассивный объект воспитания, чтобы жажда знаний никогда не покидала их.
Своей главной задачей я считаю создание в классе ситуации успеха для каждого ученика, эмоционального благополучия, комфортности, формирование правильной позиции родителей. Безотметочное обучение в 1 и 2 классах, технологии ФГОС второго поколения : деятельностное обучение, проблемный диалог, открытие нового знания способствуют открытости учащихся для общения , дети не боятся своих неправильных ответов , стремятся к познанию, но в то же время ждут оценки своего труда . Начала я использовать эти приемы в своей работе задолго до того, как они были сформулированы в ФГОС, опираясь на свои наблюдения. Я отмечала работы детей «солнышками» и «тучками», как того требовала методика, но видела, что школьник ждет настоящую оценку. Заметила также, что первоначально ребенок радуется любой отметке в дневнике, порой не осознавая, какая она - плохая или хорошая, радуясь вниманию со стороны учителя, часто получая плохие отметки , привыкает к ним и уже не стремится их улучшить, становится пассивным слушателем, либо нарушителем дисциплины, чтобы привлечь к себе внимание. Поэтому, как только появляется возможность оценить труд ученика, я с большой осторожностью выставляю только "пятерки", потому что ученик приходит в школу именно за ними, так родители сказали, при этом не "раздаю авансов", каждая "пятерка" является заслуженной. В такой ситуации ребенок стремится к самому лучшему своему результату, не получает психологической травмы и неудовлетворенности, он уверен, что рано или поздно у него все получится. Таким образом, одновременно формируется отношение к оценке, уважение к ней, постепенно исчезает неуверенность в своих силах, так как в первое время неудовлетворительных оценок не ставлю совсем, ведь дети только учатся учиться. Параллельно веду разъяснительную работу с родителями в индивидуальных беседах, на родительских собраниях, раздаю памятки, учу родителей, как помочь своему ребенку. В целом мой стиль работы можно назвать демократическим, так как чаще всего я использую косвенные формы побуждения к действию - совет, просьбу. Привлекая учащихся к принятию решений, стремлюсь, чтобы каждый отвечал за свои действия не только перед учителем, но и перед всем коллективом, стимулирую самостоятельность, активность. Стремлюсь, чтобы весь класс радовался успехам и огорчался неудачам друг друга, уважал за достижения каждого. В такой нравственной атмосфере естественная детская любознательность, тяга к знаниям перерастает в желание, потребность учиться всю жизнь. Поощрение использую гораздо чаще, чем наказание. Даже самому нерадивому и неспособному ученику внушаю, что дело у него пойдет, стоит лишь немного постараться, внимательнее отнестись к заданию, так неуверенность перерастает в надежду на успех. Выставление только положительных отметок помогает детям понять, что труд обязательно приносит положительные результаты. Постепенно начинаю выставлять и все остальные оценки , когда ученики понимают их значение .
Учитель должен знать, что первоклассник, получивший неудовлетворительную оценку, не только чувствует себя несчастным, но и испытывает чувство неприязни, а нередко и вражды к учителю. Учитель, ставящий двойку по существу за то, что ребенок что-то не понял, представляется детям несправедливым человеком. Ученик теряет уверенность в себе, доверие к учителю и желание хорошо учиться.
Уже несколько моих выпусков обучены по этой системе, в среднем и старшем звене успеваемость у моих учеников не падает, как это часто бывает в период адаптации, высокая познавательная активность и мотивация к учению сохраняется. Я только радуюсь, если на самостоятельной работе, предлагаю помощь ученику в решении задачи, а в ответ слышу: "Не нужно, спасибо, Вы только мешаете". По результатам мониторингов большинство учащихся отвечают, что идут в школу не потому что это их долг и обязанность, а потому что им нравится учиться.