Доклад на тему: «Игровые методики на развитие психических процессов в коррекционно – развивающей деятельности воспитателя»

ГБСКОУ «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I, II вида»


Доклад на тему:
«Игровые методики на развитие психических процессов в коррекционно – развивающей
деятельности воспитателя»




Воспитатель I
квалификационной категории
Елена Борисовна Шамонина.


Межрегиональный семинар Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 VIII вида» на тему: «Современный урок в коррекционной школе как условие успешной социализации личности обучающихся»

г. Бугульма


Игра – это искра, зажигающая
огонек любознательности.
В.А.Сухомлинский.
Игра относится к числу явлений, которая сопровождает человека на протяжении всей жизни, она постоянно приковывает к себе внимание. Игры позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствуют развитию познавательных интересов, творческих способностей учеников, навыков самостоятельной работы, формируют взаимопомощь в коллективе и учитывают индивидуальные особенности детей с нарушением слуха.
Я работаю в 4 «А» классе, в котором учатся пять человек, уже четвертый год. Все дети очень разные по интеллектуальному, физическому и психическому развитию. Камиль - самый лучший ученик в классе. Он внимательный, ответственный, сосредоточенный, уравновешенный. У него – II-III степень тугоухости, после перенесенного менингита. Самига – контактная, аккуратная, отзывчивая и старательная девочка. Со II-III степенью тугоухости. Катя- очень медлительная, аккуратная девочка, внимание у нее быстро – отвлекаемое, часто подвержена физической агрессии по отношению к мальчикам и слабым ученикам. Со II группой глухоты(под влиянием наследственного фактора). Дамир – гиперактивный ребенок, с синдромом дефицита внимания. Не может посидеть спокойно даже несколько секунд. Сначала сделает, а потом думает. От этого страдает он сам и окружающие его люди. У него II группа глухоты, наследственная. Денис – ребенок с ДЦП. Тугоухость III, IV степени, последствия родовой травмы. Он с трудом привыкал к школьной жизни, у него патологическая привязанность к матери. У Дениса наблюдаются серьёзные нарушения в эмоционально –волевой сфере и умственном развитии. Вот такие разные дети учатся в одном классе.
В силу того, что все дети имеют нарушение слуха и побочные диагнозы, что сказывается на отставание в развитии психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения, речи, восприятия. И чтобы заинтересовать и активизировать таких детей к учебно – воспитательному процессу, здесь на помощь приходит игра, которую систематически использую и во внеклассных занятиях, в бытовых ситуациях и режимных моментах.
Проводя свои занятия, я использую игры, которые оказывают определенный положительный психотерапевтический эффект, что очень важно для детей с нарушением слуха. Остановлюсь на некоторых из них:
Игра «Цвета» - детям задается вопрос: Что бывает красного цвета? они должны ответить на него. Здесь начинает работать мыслительный процесс, развитие речи и творческое воображение. Дети самостоятельно называют предмет, потом закрепляется зрительное восприятие.
Игра «Опиши предмет» - детям дается определенный предмет, они делают его описание.
Игра «Угадай предмет» - по признакам – дети догадываются, что это за предмет.
Игра - упражнение «Бабочки» - она помогает обучать приемам ауторелаксации и развивать воображение и фантазию, снять эмоциональные и мышечные напряжения.
При обучении глухих детей большая нагрузка ложится на зрительный анализатор, поэтому я использую игры на расслабление и концентрацию. Игра – упражнения для глаз: «Жмурки», «Ходики», «Часики», физминутки для глаз на интерактивной доске.
Игра «Запомни и нарисуй» - детям предлагается рисунок с фигурами, они должны запомнить и нарисовать. Для этой игры дети должны выбрать любой карандаш по цвету. Это будет говорить о том, на сколько ребенок эмоционально настроен. Это игра тренируют зрительное восприятие и память, сосредотачивает внимание.
Игра - этюд «Обнималки» - для снятия мышечных зажимов и установления эмоциональных контактов, где дети раскрепощаются и свободно контактируют между собой, стараясь использовать речевые средства общения. Здесь же используются элементы артпедагогики и пантомимы.
Одной из главных задач обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей является работа над развитием слухового восприятия. Для реализации данной цели применяю игру «Слушай ритм», в процессе которой дети концентрируют слуховое внимание и стараются воспроизвести тот ритм, который задается ведущим.
Игра «Запретный номер» - формирует жизненно - необходимый навык – чтение с губ.
Перед проведением каждой игры четко ставлю для себя цель: над развитием какого психического процесса буду работать, а детям даю целевую установку, например, будем играть, будем рисовать- всем по разному, исходя из состояния слуховой функции. Камилю всегда на слух, Самиге, Кате и Дамиру – слухозрительно, Денису всегда слухо – зрительно и плюс использую табличку.
Т.к. все игры в основном предусмотрены для нормально – слышащих детей, мне приходится адаптировать их и подбирать весь речевой материал для наших детей, учитывая индивидуальные особенности.
Если Камиль поступил с небогатым словарным запасом, то сейчас у него развита активная речевая деятельность. Он активный участник общешкольных мероприятий, на которых выступает с исполнением песен.
Самига стала пластична, танцевальна, красиво выступает с жестовым пением. Речь ее обогатилась сложными фразами.
Дамир стал более усидчивым, ему нравится когда доверяют какое-нибудь выступление или поручение. Не всегда получается, но очень заметна положительная динамика.
Катя так же изменяется в положительную сторону: стала улыбчива, более уравновешенна, заметно огромное желание выступать на сцене в первых ролях.
Денис если раньше совсем плохо стоял на ногах, то сейчас на равнее со всеми выступает на сцене.
Итог:
В процессе проведения игр, обращаю внимание не только на обогащение словарного запаса, но и уделяю серьезное внимание произносительной стороне речи, исправляя дефектное произношение.
Совершенствую методические приемы работы, используя новые информационные технологии и для себя четко осознаю и понимаю, что именно в процессе игровой коррекционно - развивающей деятельности, создаются те ситуации, которые способствуют развитию основных психических процессов, речевой активности глухих и слабослышащих детей.
Поэтому игра является одним из способов формирования устной речи и гармонично развитой личности у детей с нарушением слуха и недостатками в развитии.










13PAGE 15


13PAGE 14315




15