Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста
Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста.
МЫШЛЕНИЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеют своё место. Очень важен выбор основания классификации. К может производится по существенным признакам (основная) и несущественным признакам (вспомогательная). Ребёнок старшего дошк.возр. должен уметь классифицировать предметы – относить их к определённой группе (одежда, мебель, растения и т.д.); называть группу предметов обобщающим понятием; выделять «лишний» предмет из группы предметов, объясняя, почему он не подходит к остальным; называть признак, объединяющий предметы («это всё белое, «это всё деревянное»); подбирать предметы к обобщающему понятию («малина, клубника, смородина – это ягоды»).
Назови обобщающим понятием слова каждой группы.
ЯНВАРЬ, МАРТ, ИЮНЬ, СЕНТЯБРЬ.
ВТОРНИК, ЧЕТВЕРГ, ПЯТНИЦА, СУББОТА.
ГРОЗА, СНЕГОПАД, РАДУГА, ВЬЮГА.
ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ.
СТРОИТЕЛЬ, СВАРЩИК, ДВОРНИК, ВРАЧ.
ПЕТРОВ, ИВАНОВ, ГУСЕВ, МАЛОВ.
МУРКА, ЖУЧКА, КЕШКА, ПОЛКАН.
ФЁДОР, ИВАН, АНАТОЛИЙ, СЕРГЕЙ.
Умозаключения - форма мыслительной деятельности, при помощи которой из одного или нескольких суждений делается заключение. Ребёнок старшего дошкольного возраста может уже самостоятельно делать простые умозаключения. Один из видов У. – умозаключение по аналогии, где предлагается установить связь между предметами, а затем по аналогии подобрать к другому подходящий предмет (например, собака-шерсть, рыба – чешуя).
Очень полезное упражнение – решение логических задач. Если ребёнок самостоятельно способен решать несложные задачи, значит, логическое мышление у него развито на достаточном уровне.
У СОБАКИ - БУДКА, у ПТИЦЫ - …, у МЕДВЕДЯ - …, у ЧЕЛОВЕКА - …
У КОШКИ – КОТЁНОК, у КУРИЦЫ - …, у СОБАКИ - …, у КОРОВЫ - …, У ЧЕЛОВЕКА - …
КОРАБЛЬ ПЛЫВЁТ - ПО ВОДЕ, САМОЛЁТ -…, АВТОМОБИЛЬ - …
ДЛЯ РУКИ - ПЕРЧАТКИ, ДЛЯ НОГИ - …,
ВИДЕТЬ – ГЛАЗА, СЛЫШАТЬ - …, ЖЕВАТЬ - …
У РЫБЫ - ЧЕШУЯ, У КОШКИ - …, У ПТИЦЫ - …, У ЧЕЛОВЕКА - …
АВТОБУС – ТРАНСПОРТ, ЯБЛОКО - …, ПИЛА - …, СТОЛ - …, КАЛОШИ - …
Задачи на логику.
Бабушка связала Нине две пары носков. Сколько носков связала бабушка Нине?
По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур?
У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?
Какое число самое маленькое?
В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев и сестёр. Сколько сестёр?
Из бочки взяли 2 раза по 2 полных ведра воды. Сколько вёдер воды взяли?
В корзине сидят котята. У всех котят 3 пары ушек. Сколько котят в корзине?
Игра: «Говори наоборот» (мышление, сообразительность)
«Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой -маленький.»
ШЕРШАВЫЙ – ГЛАДКИЙ
БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ
БЫСТРЫЙ - МЕДЕННЫЙ
ТЯЖЁЛЫЙ – ЛЁГКИЙ
ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ
УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ
Продолжи закономерность
Если сестра старше брата, то брат…
Если река глубже ручейка, то ручеек…
Если правая рука справа, то левая…
Если Саша вышел из дома раньше Маши, то Маша…
Если лиса бежала медленнее волка, то…
Если рюкзак тяжелее сумки, то …
Если Винни - Пух толще Пятачка, то…
Если слон больше коровы, то…
Развитие связной речи. Формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.
Бараночка.
Один мальчик захотел кушать. Пошёл в магазин, купил булочку, съел и не наелся. Съел еще одну булочку и опять не наелся. Денег у него осталось мало и он купил маленькую бараночку. Съел её и наелся. Вот мальчик и подумал: «Зря я покупал булочки. Надо было сразу купить бараночку, я бы сразу и наелся.
Вопрос: « Чем наелся мальчик»
Задания, направленные на развитие умения сравнивать. Выделение признаков или свойств одного объекта.
У Тани было несколько значков. Она подарила 2 значка подруге, и у неё осталось 5 значков. Сколько значков было у Тани? Какой схематический чертёж подходит к этой задаче?
Поиск различных признаков предмета:
Сколько углов, сторон и вершин у пятиугольника, семиугольника, треугольника?
Исправь ошибки и спиши текст.
Осинь влису . наступила залатая осинь. поопушкам лисов ещё растут гребы. Налисных палянах кроснеют гроздья рябины.
Совершенствование грамматического строя речи.
«Один - много» (Образование множественного числа существительных).
Ворона - вороны, снегирь-…, галка-…, воробей-…. Корова - коровы, Лошадь-… Осел -…. Собака-….
«Назови ласково» (Упражнение в словообразовании).
Воробей - воробушек, галка-…, снегирь-…, синица-…. Кошка-кошечка, собака- собачка, свинья- свинка.
«Когда это бывает?» (Уточнение глагольной лексики в связи с определенной частью суток, одновременно идет уточнение названия приёмов пищи в зависимости от части суток).
« Встаем, умываемся, завтракаем. Когда это бывает?» «Занимаемся, гуляем, работаем, обедаем. Когда это бывает?»
«Расправляем кровать, моемся, ужинаем. Когда это бывает?»
«Светит солнце. Когда это бывает?». («Утром, днем».)
« Светят звезды и луна. Когда это бывает?».
Задания для переключения внимания и отдыха.
Внимание. Сосчитай девочек с чёрными бантиками; сосчитай весёлых девочек; сосчитай грустных девочек…