Проект по литературе Самореализация психических состояний личности через поэзию А.С. Пушкина
Проект: «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
ЧЕРЕЗ ПОЭЗИЮ А.С. ПУШКИНА»
Цель: Исследовать поэтическое творчество А.С. Пушкина в ракурсе проблем самореализации психических состояний через поэзию.
Задачи:
Определить источники формирования эмоционального мира А.С. Пушкина.
Подобрать и сгруппировать по темам поэтические произведения А.С. Пушкина, помогающие справляться с эмоциональными проблемами.
Выяснить эффективность воздействия созданного варианта библиотерапии поэзией А.С. Пушкина в группе обучающихся 1- 2 курсов.
Каждому из нас приходилось сталкиваться в жизни с чувством одиночества, со страшной проблемой неуверенности в себе, с усталостью и депрессией, с неумением наладить отношения с окружающими. В наше напряженное время у людей редко бывает возможность расслабиться. Рост напряжения можно объяснить не только внешними факторами, но и нехваткой времени на то, чтобы использовать разнообразные психотерапевтические методики или обратиться за помощью к специалисту. Особенно трудно это сделать в юношеском возрасте, в период стабилизации личности.
Вне зависимости от времени, места, условий и окружения, лучшим терапевтом и лучшей терапией могут стать книги, поэтические в частности. Поэтический взгляд на мир органически присущ каждому человеку. Поэзия как составляющая часть жизни струится в общем жизненном потоке, облагораживая жизнь, добавляя необычные, яркие и неизведанные впечатления и ощущения, отвлекая, радуя, утешая, торжествуя над серой повседневностью. Стихи рождают причудливые ассоциации, своей глубинной музыкальностью восстанавливают гармонию в больной душе, обладают внушающим воздействием на человека. Стихи – это не просто речь, не просто говорение. Это – творение искусства, которое внушает нам что-то на своем особенном художественном языке и поэтому оказывает на нас неизъяснимое влияние. Выбор стихов становится делом очень ответственным. Выбранные стихи должны быть качественными во всех отношениях. А поэты станут для нас и утешителями, и руководителями, и консультантами, помогающими справляться с проблемами, которыми полна наша жизнь. Поэтому обращение и взрослых, и старшеклассников к поэтическому наследию А.С. Пушкина за советом и помощью весьма актуально в целях самосовершенствования, умения понимать себя, сознательно управлять своим поведением, эмоциональным состоянием.
Начало работы личности над собой, первый шаг на пути самосовершенствования, которое связано с умением понимать себя, сознательно управлять своим поведением, эмоциональным состоянием – это самопознание. Только понявший и принявший себя человек способен раскрыть и развить свой жизненный потенциал. Психологи разработали множество методов сознательной регуляции психических состояний, многими из которых мы пользуемся полуосознанно на бытовом уровне в реальных проблемных ситуациях.
Идея излечивать и корректировать настроение и эмоциональное состояние с помощью книг прослеживается в истории со времени возникновения первых библиотек Греции. Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, книги могут помочь в решении проблем.
Как и любая научная дисциплина, бибилиотерапия проявила себя гораздо раньше, чем получила официальный статус. Например, есть упоминание об Эразме Роттердамском, который лечил нарывы на лице чтением смешных книг. Исторический возраст библиотерапии подчеркивается ссылкой на сказки «1001 ночи», где в одной из сказок придворный врач рекомендовал своему властелину, страдавшему тяжелой болезнью и страхами, перелистывать страницы книги и этим его вылечил. А.С. Пушкин писал в своих бессмертных строках:
Коль мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».
Возникшая в конце 19 века на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения библиотерапия в настоящее время переживает период осмысления своего предмета, метода, целей. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей, избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию, в других – книги заставляют пересмотреть всю свою жизнь, изменить не только отношение к чему-либо, но и поведение.
В начале нашего века специально занялись исследованиями о мощном влиянии чтения на человека, начали рассматривать книгу в качестве средства для изменения мышления или поведения человека..
Библиотерапия привлекательна еще и потому, что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильное решение.
Использование книг в психотерапевтических целях по-разному воспринимается учеными, врачами, практическими психологами, родителями, педагогами. Исследователи пришли к выводу, что увеличение программ по психологическому самопознанию, саморазвитию и самокоррекции в последние десятилетия содействовало привлечению интереса к популярным книгам этого направления для самостоятельного изучения и использования. Интерес к использованию библиотерапии в последнее время значительно вырос. Этот процесс отражает увеличение числа семейных и социальных проблем во всем мире. Это выражается в увеличении числа разводов, отчуждении молодых людей, проблемах социализации подростков, алкоголизме, злоупотреблении лекарствами, наркотиками и т.д.
Говоря о роли писателя в библиотерапевтическом процессе, необходимо подчеркнуть, что эта роль может быть осознанной и неосознанной. К первому случаю можно отнести авторов, заранее рассчитывающих на определенную аудиторию, в первую очередь в литературе для детей. Во втором случае – неосознанной библиотерапии – писатель не задумывается о лечебном эффекте книги, а его произведения относят в библиотерапевтический круг за их литературные и общечеловеческие достоинства.
Книга является стимулирующим началом, средством воздействия при использовании библиотерапевтической техники.
В 40-е годы начали активно пропагандироваться и внедряться в библиотерапевтическую практику лучшие образцы классической и современной художественной литературы. Психотерапевтическая ценность художественной литературы характеризуется пониманием авторской модели действительности, преобразующей личность. Терапевтический эффект книги может основываться на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в произведении образцам выхода из подобных ситуаций, их психологического преодоления. При этом, чем более похожа ситуация, описанная в книге и герой на обстоятельства и характер человека, тем сильнее выражен эффект воздействия.
Таким образом, выбор книг становится делом очень ответственным и сугубо индивидуальным. Выбранные книги должны быть качественными во всех отношениях.
Что дает нам право обращаться за помощью и утешением именно к поэзии? В чем сила, смысл и предназначение настоящей поэзии?
Власть стиха над нашими эмоциями состоит в том, что интонационное движение его мощно и своеобразно. В родном для нас русском стихе мы особенно ярко можем различить ритмико-интонационные воплощения раздумья и страсти, восторга и скорби, торжественности и влюбленности. Стих обычно произносится монотоннее, равномернее, более замедленно, чем любая речь, особым образом влияя на нашу психику. Подлинный стих воздействует на нашу память своим обаянием и красотой. Становясь новообразованием, начинает свою целительную для души работу.
Мы пытаемся помочь открыть взрослым и детям «изумительную духовную реальность, носящую имя Пушкин», как сказал С. Франк. Поэтическое творчество Пушкина – это мощное напряжение, сосредоточение сил, способностей, разума, души и воли поэта. Энергетика его стихов переливается в душу читателя, стимулируя его жизненный творческий потенциал, стремление к самопознанию, самореализации и самоактуализации.
Сохраняя в поэзии всю непосредственность личной душевной боли, Пушкин как никто умел объективировать собственное страдание, насыщая его энергией общечеловеческого опыта. Знал Пушкин и целительную силу страдания. Для него лирически высказать духовную муку во всей ее обжигающей силе – значило хотя бы на время овладеть ею, напитать душу мужеством, которое не признает над собой власти даже страдания, пересиливая его, обращая в материал для творчества. Самовыражаясь в творчестве, страждущий дух поэта соединялся с миром во всей ее духовной безбрежности и вновь воскресал для жизни. Знал Пушкин и соблазны сосредоточенной рефлексии, уединенную работу духа, прорывающегося в глубины бытия. Но все эти духовные силы приведены Пушкиным в равновесие.
Человек у Пушкина – идеальная мера всех вещей, свободный властелин всех своих духовных сил. Человеческое сознание всегда должно нести в себе память о гармонии и красоте. Ведь чем более расколото оно, тем более оно нуждается в них: «Болящий дух врачует песнопенье».
Оптимизм Пушкина рождался из преодоления страданий и сомнений, из преодоления разочарования и безнадежности «жизни мышьей беготни». Пушкинская формула «самостоянье человека – залог величия его» удивительна по объемности заключенного в ней смысла. Он предполагает в личности потенциал воли, сокровенные запасы добра, энергию сопротивления натиску внешних обстоятельств.
Эффект библиотерапии поэзией Пушкина достигается не просто за счет узнавания в текстах своей травмирующей ситуации, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем, за счет возможности стать психотерапевтом для себя и улучшить свою психологическую приспособленность. Человек становится более открытым, реалистичным и объективным в восприятии окружающих людей, эффективнее справляется с грустью и печалью, тоской и раздражительностью, тревогой и беспокойством.
В основе нашего подхода к исследованию проблем самоактуализации психических состояний личности через поэзию А.С. Пушкина – мысль академика Д.С. Лихачева о том, что «знание деталей жизни писателя удесятеряет силу воздействия его произведений». Нам и важна прежде всего «сила воздействия». Пушкинская муза искала душевного спокойствия и обретала силу в единении с природой, в опоре на исторический опыт культуры, в философии и религии.
Мы не устаем перечитывать Пушкина – словно и впрямь хотим разгадать некую тайну, которую, по выражению Достоевского, поэт унес с собой в могилу.
Поэзия Пушкина притягивает не только благодаря своему совершенству, не увядающему со временем смыслу и звучанию. Она приглашает к размышлению, ставит непростые вопросы, и нам приятно размышлять над ними и отыскивать ответы, которые подчас совсем не однозначны. И кто знает, совпали бы эти наши ответы с тем, которые, может быть, предложил бы сам поэт, будь он сегодня среди нас. Но его среди нас нет – есть только его стихи. И нам самостоятельно приходится додумывать: почему же «тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман»? И вправду ли «гений и злодейство – две вещи несовместные»? Мы вправе усомниться в том, что
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Потому что
Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане
В конце 1829 года Пушкин написал небольшое, внешне не броское стихотворение, которое, однако, дает пищу весьма серьезным размышлениям:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, Бог - изобретатель
Глубокие размышления вызывает это маленькое стихотворение из пяти строк, родившееся в голове поэта почти двести лет тому назад. Конечно, Пушкин унес с собой тайну рождения этого стихотворения, как, впрочем, и тайну рождения других своих стихотворений. Возможно, эти тайны кроются в размышлениях поэта, о которых мы никогда не узнаем. Возможно, он сам намекает на них в следующих строках, слетевших с его пера бессонной болдинской ночью в октябре 1830 года. Поэт хранил это стихотворение в черновиках. При жизни Пушкина оно не было опубликовано. Нам остается лишь поражаться той глубине, с которой поэт стремился проникнуть в сущность человеческого бытия:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Много прекрасных стихотворений Пушкин посвятил дружбе. Общительный, умевший ценить людей, Александр Сергеевич имел много друзей. Дружба для него была силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей поэт приобрел ещё в Лицее, адресовал им свои послания, искренно и задумчиво откликался стихами на лицейские годовщины. Закончив лицей, выпускники решили встречаться ежегодно 19 октября, в день рождения лицея. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог быть вместе с друзьями, он не раз присылал им свои приветствия. В большом послании 1827 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминая дни жизни в лицее. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью: «Друзья мои, прекрасен наш союз!..»
«19 октября 1827 года» - это и стихотворная молитва за друзей юности:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!
Пушкин поддержал своих осужденных товарищей вовсе не политически, но христиански – молился о них. Конкретный источник этого стихотворения – Литургия св. Василия Великого.
Одним из важнейших источников творчества А.С. Пушкина были священные тексты христианства – Библия, жития святых, слова литургического обихода, слова молитв Пушкин чаще всего обращался к священным текстам, которые звучали на церковных службах. Соответственно, библейские цитаты в его поэзии легко узнавались читателями-современниками, ведь они были у всех на слуху.
Бальзам стихов, настоянный на травах впечатлений, пережитых страданий и страстей поэта, обладает огромной силой воздействия. Со стихами А. С. Пушкина легче справиться с чувством безысходности, преодолеть страхи и тревоги, чувство одиночества, понять себя и других, найти выход из проблем.
Использование созданной нами подборки поэтических произведений А.С. Пушкина целесообразно в работе со студентами, так как развивает их интерес к поэзии, снимает проблему одиночества и поиска близкого человека в трудный период жизни, является источником вдохновения и творчества.
Цель нашего исследования: выяснить эффективность воздействия созданного варианта библиотерапии поэзией А.С.Пушкина в группе обучающихся.
Методики исследования:
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона,
Методика экспресс – диагностики невроза К.Хека и Х. Хесса.
Наблюдения.
Беседы.
Проведенное исследование, выводы на основании анализа полученных результатов диагностики, бесед, наблюдений позволяет говорить о взаимосвязи между снижением уровня субъективного ощущения одиночества, вероятности невроза и использованием библиотерапии поэзией А.С. Пушкина. По сравнению с 1 курсом, у обучающихся 2 курса снизился уровень ощущения одиночества, эмоционального напряжения.
Участие студентов в работе актуализировало их потребность в самопознании, самодиагностике и самокоррекции, вооружило определенными навыками снятия психоэмоционального напряжения, стало основой их стабильного эмоционального состояния и действенного отношения к своему состоянию.
Кроме этого, созданная подборка поэтических произведений А.С. Пушкина, помогающая справляться с эмоциональными проблемами, литературные вечера, гостиные на литературном материале данной подборки.
Мы разработали рекомендации, которые по сути «стары, как мир», но предложены они по-новому, в виде необычного элексира для душевной боли – волшебного элексира поэзии А.С. Пушкина.
Литература
Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2-х т. Т. 1, 2. / Сост., биографические очерки и прим. В.В. Кунина. М.: Правда 1986.
Жизнь Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2 томах, Т. 1,2 / Сост., вступительные очерки и прим. В.В. Кунина. – М.; Правда, 1988.
Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики // Психолог в детской библиотеке. М., 1994.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Оганесян Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию. – М.: «Ось-89», 2002.
Последний год жизни Пушкина / Сост., вступит. очерки и прим. В.В. Кунина. – М.: Правда, 1989.
Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. – М.: Худож. лит. 1
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 515