Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на занятиях изобразительного искусства.


Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства.
Выполнила  учитель ИЗО, МХК  Кайсина Ирина  Юрьевна.
П л а нУсловия возникновения и актуальность опыта
Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея
Технология обучения
Результативность
Приложение
Литература
Условия возникновения опыта
В соответствии с законом РФ “Об образовании”, с требованиями перестройки системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.
Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут быть самыми различными у разных детей.
Для того, чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.
Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. Поэтому и ведущее направление в обучении и воспитании – развитие художественно-творческих индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоения им методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами музыки, ИЗО, хореографии.
Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно-ориентированного подхода ( И.С.Якиманская). Цель данного обучения: максимально выявить, инициировать, использовать, “окультурить” индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
У И.С. Якиманской образовательный процесс строится на диалоге “ученик-учитель”. Причем обязательно учитывается индивидуальное кредо ученика.
Таким образом, изучив ряд литературы по данной проблеме: “Возраст и индивидуальные особенности образного мышления учащихся” (под ред. И.С. Якиманской) технологию личностно-ориентированного обучения в моей работу был заимствован опыт Б.М. Неменского, учителей ИЗО г. С-Петербурга (описан в книге “ИЗО” в школе продленного дня”).
Ведущей педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности.
В творческом развитии проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.
Продукт художественной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности. Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.
Основной задачей уроков изобразительного искусства и мировой художественной культуры является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.
Творчество- высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития . реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт.
Естественной основой развития творческих способностей человека является возможности его физического развития , развитость психических функций. Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт.
Развитие творческих способностей в нашей школе осуществляется на уроках технологии, уроках по развитию речи, музыки, факультативных занятиях по хореографии, вокалу, внеклассных мероприятиях чаще всего это коллективно-творческая деятельность ребят, и соответственно на уроках МХК и ИЗО.
Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО, школа тем самым вооружает школьников и представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики.
В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-7 классах – лишь 7-8 % учеников. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.
На занятиях ИЗО учитель первый, кто наблюдает психическое состояние ребенка по рисунку. Можно определить его настроение, тревожность и что является причиной тому. Л.С. Выготский писал, что “… детский рисунок научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, учит психику восхождению. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым победил, преодолел и поднялся выше над непосредственным переживанием”.
Индивидуальный подход.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Индивидуальный подход является одним из важных принципов педагогики. Он помогает вовлечь всех детей в активную ИЗО деятельность.
Индивидуальный подход в учебном процессе – это действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.
В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысль, свои представления об окружающей жизни.
В работах ученых выделяются 2 направления индивидуального подхода к школе:
предупреждение и устранение пробелов в успеваемости учащихся;
формирование индивидуально “своеобразных способностей, индивидуального стиля учения”
Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.На основании анализа детских работ ( Приложение № 1), можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, определить, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками. Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам.
Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.
Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. В данном случае мастерство педагога состоит в том, чтобы, учитывая
индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимая его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический вкус и благородные нравственные черты. Эмоциональное воспроизведение ребенком окружающего, всего нового, вызывает у него потребность выразить это в своем творчестве на занятиях по лепке, аппликации, рисованию.
Активируя деятельность детей, не следует их опекать и, приучать к механическому выполнению указаний учителя. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подготовка готовых материалов, которые направляют детей на выполнение трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие.
Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания. Привлечение де внимания ребят к основным признакам того, предмета, который они должны изображать, активное его обследование, являются стимулами воспитания и проявления активности. Следует всячески пробуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять детям действовать самостоятельно, несмотря на то, что их работы на первых порах будут неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые выполняются с постоянной помощью педагога и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальный подход к учащимся имеет большое образовательное и воспитательное значение, он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности.
При индивидуальном подходе надо организовать работу так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Для проведения индивидуальной работы можно разделить учащихся (условно) на три группы:
в первую группу (слабую) включают школьников, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением.
во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. К этой группе относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением.
Третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.
Для нахождения общего равновесия можно использовать также способы работы с детьми:
а) подготовить карточки-задания для трех групп учащихся (Приложение № 3)
б) применять дополнительные задания после выполнения обязательных фронтальных заданий;
в) проводить беседы с учащимися, с учетом их индивидуальных особенностей.
Основные задания обязательны для всех учащихся, дополнительные – для более способных, а также для слабых с целью восполнения пробелов в знаниях.
Структура занятий может иметь три и более варианта:
Вариант 1:
Занятие начинается с изложения нового материала для всех учащихся, затем выдаются карточки-задания слабой группе. Во время наблюдения за работой даются индивидуальные советы учащимся средней и сильной групп. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.
Вариант 2:
После объявления темы задачи занятия предлагается задание для самостоятельной работы сильной и средней группам учащихся, проводится индивидуальная работа со слабой группой. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.
Вариант3 :Учащиеся сильной группы сразу приступают к выполнению задания , о теме которого слышали на прошлом уроке. С учащимися слабой и средней групп проводится индивидуальная работа с выдачей карточек заданий. В конце занятия – анализ детских работ.
Результатом моей деятельности могут служить:
участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок);
участие в городских мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на конкурсе “Веснушка””;
количественный контроль на уроках, где учатся на “4” и “5” составляют в среднем 87-95 % от всего класса.
Индивидуальные карточки-задания.
5 класс. 1 четверть
Тема: “ Народная праздничная одежда”
Для учащихся первой (слабой) группы:
“Обведи фигурку человека по шаблону, нарисуй карандашом внутренний контур и распиши по образцу”. Добавь свои элементы.
Для учащихся второй (средней) группы:
“Нарисуй людей в русском народном костюме. Наклей рисунки на картон и составь из них панно”.
Для учащихся сильной группы:
Литература
И учеба, и игра: изобразительно искусство. М.В.Трофимова, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2001
Изобразительное искусство в школе продленного дня. Я.Я.Чернецкий – М., “Просвещение”, 1991
Современные образовательные технологии. Г.К.Селевко. – М. “Народное образование”, 1998
Педагогические теории, системы и технологии обучения. Т.В.Машарова – Киров , 1997
Формирование личности: проблем комплексного подхода в процессе воспитания школьника. ( под.ред. Г.Н.Филонова – М., “Педагогика”, 1983 . стр.50
Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Я.И. Ковальчук – М., “Просвещение”, 1981
//Изобразительное искусство в школе, 2001 , № 3. Стр. 59 . Развитие творческого воображения учащихся художественного класса школы искусств. Н.И.Пронина.
// Искусство в школе. 2001, № 1. Как пройти в город Художников. Ю.Полуянов.
// Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства. И.Красильников.
Программно-методические материалы . Изобразительное искусство 5-9 классы. М., Дрофа, 19
98