Развитие художественно — творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на занятиях в изостудии декоративного рисования


Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на занятиях в изостудии декоративного рисования

Белова Э.С.
руководитель изостудии декоративного рисования
Джанкойской общеобразовательной
школы-комплекса I-III ступеней № 2

В настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.
Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой – менее. Память, мышление внимание могут быть самыми различными у разных детей. Для того, чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память. Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. Поэтому и ведущее направление в обучении и воспитании – развитие художественно-творческих индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоения им методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами музыки, ИЗО, хореографии.
Ведущей педагогической идеей моей работы в изостудии декоративного рисования можно назвать идею личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская). Цель данного обучения: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
У И.С. Якиманской образовательный процесс строится на диалоге «ученик-учитель». Причем обязательно учитывается индивидуальное кредо ученика. Ведущей педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению и полноценного развития личности.
В творческом развитии проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.
Продукт художественной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности. Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на занятиях кружка, независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.
Основной задачей основной задачей занятий в изостудии является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.
Творчество- высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития, а реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы, создать новый продукт. Естественной основой развития творческих способностей человека является возможности его физического развития, развитость психических функций. Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт.
Развитие творческих способностей в нашей школе-комплексе осуществляется на кружковых занятиях по хореографии, вокалу, художественному чтению, внеклассных мероприятиях (чаще всего это коллективно-творческая деятельность ребят), и соответственно, на уроках МХК, изобразительной деятельности и пения. Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на занятиях в изостудии, школа-комплекс тем самым вооружает школьников и представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики.
В младших классах рисовать любят все, тогда как в 7-9 классах – лишь 8-10% учеников занимаются в изостудии. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.
Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей я сделала вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
На занятиях в изостудии руководитель кружка первый, кто наблюдает психическое состояние ребенка по рисунку. Можно определить его настроение, тревожность и что является причиной тому. Л.С. Выготский писал, что « детский рисунок научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, учит психику восхождению. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым победил, преодолел и поднялся выше над непосредственным переживанием».
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения. Индивидуальный подход в учебном процессе – это действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.
В работах ученых выделяются 2 направления индивидуального подхода к школе:
1) предупреждение и устранение пробелов в успеваемости учащихся;
2) формирование индивидуально «своеобразных способностей, индивидуального стиля учения»
Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают педагога (и это при том, что этот кружок они выбрали по своему желанию); четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.
На основании анализа детских работ можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, определить, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками. Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам. Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе. Эмоциональное воспроизведение ребенком окружающего, всего нового, вызывает у него потребность выразить это в своем творчестве на занятиях по лепке, аппликации, рисованию. Активируя деятельность детей, не следует их опекать и, приучать к механическому выполнению указаний педагога. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подготовка готовых материалов, которые направляют детей на выполнение трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие.
Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания. Привлечение внимания ребят к основным признакам того, предмета, который они должны изображать, активное его обследование, являются стимулами воспитания и проявления активности. Следует всячески пробуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять детям действовать самостоятельно, несмотря на то, что их работы на первых порах будут неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые выполняются с постоянной помощью педагога и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальный подход к учащимся имеет большое образовательное и воспитательное значение, он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности. При индивидуальном подходе надо организовать работу так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Для проведения индивидуальной работы можно условно разделить учащихся) на три группы:
- в первую группу (слабую) включают школьников, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. Эти дети хотят научиться рисовать. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением.
- во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. Эти дети имеют способности к изобразительной деятельности, но ленятся. К этой группе также относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением.
- третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Они имеют огромное желание заниматься изобразительной деятельностью. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные педагогом, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.
Структура занятий может иметь три и более варианта:
Вариант 1:
Занятие начинается с изложения нового материала для всех учащихся, затем педагог оказывает первоначальную помощь в работе слабой группе. Во время наблюдения за работой даются индивидуальные советы учащимся средней и сильной групп. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.
Вариант 2:
После объявления темы задачи занятия предлагается задание для самостоятельной работы сильной и средней группам учащихся, проводится индивидуальная работа со слабой группой. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.
Вариант 3:
Учащиеся сильной группы сразу самостоятельно приступают к выполнению задания, в то время как с учащимися слабой и средней групп проводится индивидуальная работа с более подробным объяснением порядка работы, выбора вариантов выполнения задания, повторения правил композиции, цветовых сочетаний и т.д.. В конце занятия – анализ детских работ.
Результаты моей деятельности – это:
1) участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок, стенгазет);
2) участие в городских мероприятиях (выставках);
3) ежегодные призовые места на городских, республиканских и всеукраинских конкурсах «Космические фантазии», «Рисуют дети на планете мир», «Налоги глазами детей», «О, спорт, ты мир!», «Мы - за безопасность дорожного движения», «Лоскутная мозаика», «Будущее леса в твоих руках», «Молодежь выбирает здоровье», «Мир русской сказки» и многих других.









13PAGE 15


13PAGE 14715