Конспект коррекционно-образовательной деятельности «Приключения цыпленка Цыпа» для детей старшего дошкольного возраста


Конспект коррекционно-образовательной деятельности «Приключения цыпленка Цыпа» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: обучение детей приемам сохранения здоровья, стимуляция работоспособности, мышления и речевой активности.
Коррекционно-образовательные задачи: уточнить произношение звука [ц]; развивать фонематическй слух, совершенствовать звуко-слоговой анализ слов. Коррекционно-развивающие задачи: развивать интонационную выразительность речи, мышление, слуховую память, зрительное восприятие, связную речь, речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательная задача: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, предметные картинки, пальчиковые куклы «цыплята», тростевые куклы: лошадь, цыпленок, лиса, заяц, медведь, сюжетная картинка «Во дворе».1. Организационный момент.
Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Дети, отгадайте загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. Кто это?» (Цыпленок)Психогимнастика: Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем – левое. Цыпленок под дождем, цыпленок греется на солнышке.Послушайте, какая история приключилась однажды с цыпленком Цыпом. Вывела курица своих цыплят во двор погулять, червячков поискать. А цыпленок Цып был самый непослушный, сначала он выглянул из-под ворот, увидел клумбу с цветами (показываю большой цветок: цветотерапия – голубой цвет) и решил пойти понюхать цветы, потом он поиграл в догонялки с кузнечиком, потом долго изучал путь гусеницы и … заблудился.Появляется кукла цыпленкаЦып: Что же мне делать, как найти дорогу домой.(Звучит аудиозапись стука копыт лошади ц-ц-ц) Цып: Ой, вы слышите, что это за странный звук?Логопед: Дети, как вы думаете, кто это скачет? (Лошадь) Как стучат ее копыта? (Ц-ц-ц) Сегодня мы с вами будем изучать звук [ц] и поможем Цыпу вернуться домой.
3. Характеристика звука
Произнесите звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.Логопед: -Какой звук [ц]? Дети: (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой.)
4. Упражнение в произношении с элементами су-джок терапии, развитие моторики, просодических компонентов речи.
Логопед: Лошадка Царица покажет нам путь
а.) Произношение стихотворенияПроговаривание стихотворения с отстукиванием каждого слога пальцами обеих рук поочередно с большого до мизинца (аппликаторные слепки).Цок-цок-цок!Ты лошадка, серый бок.Ты копытцем постучи,Нас домой скорей домчи.
б.) произношение слоговскачет весело по камушкам: ца-цо-ца-цоаккуратно перескакивает через ручейки: ац-оц-уцтяжело поднимается в гору: цва-цву-цвыЛошадка: Пройдите от колодца две клеточки вправо и одну вниз. Там под елкой сидит яц-за, он вам дальше дорогу покажет. (Один из детей выполняет ход на листе разлинованном в клеточку) Логопед: Дети, а кто это яц-за? (Заяц).
5. Произношение звука в словах, развитие фонематических представлений.
Заяц: Подскажу дорогу, если вы мне поможете слова назвать а). Игра «Будь внимательным». - Рассмотрите картинку «Во дворе». Назовите слово со звуком [ц], в котором один слог (два слога, три слога).
(Цепь; яйца, крыльцо, цветы, овца, скворец; лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец.)Заяц: Пройдите две клеточки вниз и три влево, там возле старой мельницы вас кто-то ждет (Дети отгадывают по первым звукам слово лисица)
6. Развитие слухового внимания и памяти, звуко-слоговой анализ и синтез слова «курица».
Лисица: Ах, какие замечательные дети. Вы хотите со мной поигратьИгра «Запомни-повтори» с элементами самомассажаОткрывайся, третий глазНаучи скорее нас. Массажируем точку на переносицеЛучше станет наша памятьВы проверьте это сами. Массажируем точки на висках.Предлагаются слова цапля, кольцо, ножницы, цветыСкворец, певец, леденец, молодецЛисица: Скажите, как зовут маму у цыпленка?Дети: Курица.Звуковой анализ слова курица
Логопед:-Сколько слогов в слове курица? (Три)-Назовите первый слог. (Ку)-Сколько в нем звуков, назовите их. (К, у)Аналогично разбираются слоги «ри» и «ца».Дети самостоятельно выкладывают схему слова.Лисица: Молодцы, все правильно сделали. Пройдите четыре клеточки вниз и одну вправо, там на поляне кто-то сидит, леденцы ест.
Логопед: Отгадайте, кто сидит на поляне. В названии этого животного первый звук [мь], последний [а], её детеныши-маленькие медвежата.Медведица: Правильно отгадали, молодцы. Понюхайте, как пахнут мои цветы.
7. Формирование длительного речевого выдоха, релаксация.
Упражнение «Ах, как пахнет леденец!»
Теперь отдохните на моей полянке, а потом я вам дальше дорогу покажу. Мышечная релаксация «Волшебный коврик»
Вместе с логопедом дети берутся за края коврика. Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе- опускают коврик вниз, протяжно произносят: «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза.Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три – отдохни!» Затем дети проходят на коврик, делают круг(солнышко) и ложатся головами в центр круга (звучит спокойная музыка)
Ресницы опускаются…Глаза закрываются…Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)Сном волшебным засыпаем… Наши руки отдыхают…Тяжелеют, засыпают…(2 раза)Шея не напряжена,А расслаблена она…Губы чуть приоткрываются…Так приятно расслабляются. (2 раза)Дышится легко, ровно, глубоко.Мы чудесно отдыхаем.Сном волшебным засыпаем…Хорошо нам отдыхать,Но пора уже вставать.
8. Профилактика зрительного утомления и близорукости.
Логопед: Посмотрите, какая красивая бабочка летает над поляной.
Давайте глазками проследим полет бабочки. (Тренажер «Бабочка»)Дети следят глазами по заданной траектории.
Медведица: Ну, что, ребятки, отдохнули? Послушайте, куда вам дальше идти: пройдите три клеточки вправо и одну вверх, там на окраине села дом, в котором живет цыпленок.(Один из детей выполняет ход)
Логопед: А вот и дом, в котором живет цыпленок Цып. (Выставляется картинка «Цыплята во дворе») Увидели цыплята Цыпа, обрадовались и зовут с собой играть, сны-небылицы придумывать.
9. Развитие связной речи.
Дети придумывают сон-небылицу о том, что случилось с цыпленком и тем предметом, который нарисован на картинке.
10. Рефлексия.
Логопед: Мы сегодня с вами сделали доброе дело, помогли цыпленку найти дорогу домой. А кто нам помогал и показывал дорогу? ( Ответы детей