«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»
структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»
Подготовила: воспитатель,
Синельникова Л.И.
Борское, 2016 год
Тема: «Животные наших лесов»
Форма организации детей: подгрупповая Указанные проблемы актуальны и для России, которая относится к первой группе постсоциалистических стран. Особенности исторического развития России, структура экономики обусловили длительный кризис в ходе рыночной реформации. Сокращение производства отразилось на уровне благосостояния населения. Произошло значительное сокращение уровня потребления и неравномерность распределения доходов. Современное состояние развития России сопровождается появлением острых социально - экономических проблем, которые вызывают серьезные изменения качества жизни населения, что проявляется в трудном экономическом положении населения страны, ухудшении физического здоровья, сокращении средней продолжительности жизни, увеличении дифференциации доходов различных групп населения, ухудшении социальной защищенности, социального обеспечения, снижении реальной заработной платы, средней пенсии, развития опасной ситуации в отраслях социальной сферы.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
«Речевое развитие»:
-формировать выразительность диалогической и монологической речи детей через театрализованную деятельность на стихотворном материале.
«Познавательное развитие»:
-использовать мультимедийную презентацию для эффективного восприятия информационного материала.
«Художественно-эстетическое развитие»:
-формировать дыхательно – голосовые навыки для развития просодических характеристик речи
«Социально-коммуникативное развитие»:
-формировать навыки умения договориться, как распределить роли в процессе инсценировки стихотворения «Звери в лесу»
Физическое развитие»:
-развивать координированные жестикуляторные движения, соответствующие повадкам лесных животных под музыкальное сопровождение.
Методы и приемы:
практические: демонстрация мультимедийной презентации, дыхательно – голосовые упражнения: « Заморозим подбородок», «Заморозим ладошки», проговаривание шепотом слогов: Ха, Фа. Артикуляция гласных звуков по опорным звуковым символам на длительном выдохе. Работа с мнемотаблицей «Звери в лесу».
наглядные: Мнемотаблица «Звери в лесу», театр «Рукавички», карточки-символы гласных звуков.
словесные: чтение стихотворения «Звери в лесу», беседа по содержанию проговаривание слов по ролям.
Материалы и оборудование: Мнемотаблица « Звери в лесу», презентация «Звери в лесу», театр «Рукавички», лингвистический материал: отрывок стихотворения В. Степановой « Звери в лесу», символы гласных звуков.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Динамическая пауза под музыкальное сопровождение
«Хлопаем – шлёпаем», «Тихо – громко», «Покачай – передай»
Игровая Инсценировка стихотворения «Звери в лесу»
Познавательно-исследовательская Просмотр мультимедийной презентации. Ознакомление детей с миром животных средней полосы России, местах обитания, характерных особенностях голосоведения, их повадках.
Коммуникативная Беседа по содержанию стихотворения, проговаривание диалогов и текста по ролям, соответствующим тембру и силе голосов зверей.
Музыкальная Выполнение логоритмических движений под музыкальное сопровождение, прослушивание музыкальных отрезков, соответствующих повадкам животных леса.
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Восприятие стихотворного материала «Звери в лесу».
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Организационный момент.
Демонстрация презентации «Звери в лесу»
Воспитатель знакомит детей со стихотворением, в котором рассказывается о том, как лесные животные готовятся к зиме:
По оврагам, по завалам
Шел медведь хозяйским шагом
- Отвечайте, звери, мне
- Вы готовы ли к зиме?
- Да, - ответили лисицы
Мы связали рукавицы
Рукавицы новые, мягкие, пуховые
-А у нас есть валенки,
Отвечали заиньки-
Что нам вьюга и метель?
Хочешь, Мишенька, примерь
Смотрит белка из дупла:
- Я орешки припасла
Высоко мое дупло
В нем и сухо и тепло
Обошел медведь весь лес И в берлогу спать залез
Лапу в рот засунул он
И увидел сладкий сон
Артикуляционные упражнения:
Воспитатель предлагает детям сделать несколько упражнений для того, чтобы их голоса звучали громко и звонко! Показывает упражнения: «Заморозим подбородок», «Заморозим ладошки», проговаривание шепотом слогов: «Ха», «Фа».
Произносит гласные звуки по опорным звуковым символам на длительном выдохе.
Работа над интонационной выразительностью речи
Воспитатель предлагает детям по очерёдно сказать слова животных:
- Скажите голосом медведя его слова
« Отвечайте, звери, мне
Вы готовы ли к зиме?»
-А теперь голосом хитрых лисиц:
«Мы связали рукавицы
Рукавицы новые, мягкие, пуховые»
- Голосом задорных зайчат:
«Мы связали рукавицы
Рукавицы новые, мягкие, пуховые»
- Голосом доброй белочки:
« Я орешки припасла
Высоко мое дупло
В нем и сухо и тепло»
Динамическая пауза под музыкальное сопровождение
Работа с мнемотаблицей
Воспитатель показывает детям мнемотаблицу со стихотворением «Звери в лесу» В.Степановой.
Театрализованная
деятельность.
Воспитатель предлагает детям
распределить роли, кто за кого будет говорить и показать сценку о том, как звери готовятся к зиме. Просит взять рукавички с изображением лесных животных.
Итог:
Воспитатель благодарит детей
за то, что справились с инсценировкой, и что теперь они узнали, как животные готовятся к зиме и правильно выучили стихотворение. Смотрят мультимедийную презентацию и слушают стихотворение «Звери в лесу»
Совместно с воспитателем выполняют упражнения:
«Заморозим подбородок», «Заморозим ладошки», проговаривают шепотом слоги: Ха, Фа.
Произносят гласные звуки по опорным звуковым символам на длительном выдохе.
Дети подражают соответствующим повадкам каждого животного, интонационно выделяют голосом, изображают лесных зверей. Хоровое проговаривание:
Медведь:
« Отвечайте, звери, мне
Вы готовы ли к зиме?»
Лисицы:
«Мы связали рукавицы
Рукавицы новые, мягкие, пуховые»
Зайчата:
«Мы связали рукавицы
Рукавицы новые, мягкие , пуховые»
Белочка:
« Я орешки припасла
Высоко мое дупло
В нем и сухо и тепло»
Выполняют логоритмические упражнения под музыкальное сопровождение:
« Хлопаем – шлепаем»
« Тихо – громко»
« Покачай – передай»
Повторяют сопряженно с воспитателем стихотворение по таблице.
Дети договариваются, какие роли будут исполнять и инсценируют стихотворение «Звери в лесу» посредством театра «Рукавички»
Формируется мотивация детей на совместную деятельность
Формируются навыки звучного и громкого произнесения речевого материала
Формируются навыки голосоведения, соответствующие различным животным,
интонационная выразительность чтения стихотворного материала.
Формируются координированные движения общей моторики и мышц речевого аппарата
Развитие мнемостических способности детей при запоминании стихотворного материала посредством опорных картинок
Формируются социально-коммуникативные, регулятивные, познавательные навыки, творческие способности детей.