Из опыта работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах


Из опыта работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего становятся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения безучастного отношения взрослых к поведению детей на проезжей части. Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т. д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие».
Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в дошкольном возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все эти требования отражены в программе «От рождения до школы» по которой мы работаем в ДОУ.
При обучении детей основам дорожной грамоты я придерживаюсь следующих правил: не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а формировать необходимые умения и навыки, вырабатывать устойчивые привычки и культуру поведения на дороге, сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности. Использовать все доступные формы и методы, не считая какую - то форму основной, а какую – то второстепенной. Рассказ, игра, викторина, беседа, рисование, практическое занятие и показ видео фильмов, чтение художественной литературы, целевые прогулки и экскурсии - все необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Детям необходимо усвоить, что выходить самостоятельно за приделы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослыми и обязательно держать его за руку.
В каждой возрастной группе предусматриваю свои задачи, темы и периодичность проведения. Начинаю обучение уже с младшего дошкольного возраста, постоянно усложняя знания воспитанников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения. В младших группах в уголках по ПДД дети играют и приобретают знания о том, что на улицах города есть дома, дорога и тротуар; понятия "улица" и «дорога». Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, знакомятся с правилами поведения в пассажирском транспорте, на тротуаре, при переходе через проезжую часть; узнают, что главным на дороге является «светофор», учатся узнавать значение его сигналов.
В проведении НОД использую наглядное моделирование дорожных ситуаций. В средней группе знакомлю детей с перекрестком. Играя, дети знакомятся с элементами разметки «зебра», «разделительная полоса», одностороннее и двустороннее движение. В объяснениях использую иллюстративный материал: плакаты, где изображены опасные ситуации во дворе и на дороге.
На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста начинаю обучение ориентированию на местности, а именно – на территории детского сада.
На прогулках за территорией ДОУ расширяются знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Также на целевых прогулках я показываю детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, где вместе со взрослыми можно переходить проезжую часть. Таким образом уже к пяти годам у детей расширяется представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим.
Основная работа продолжается в старшей и в подготовительной группах, ведь в ближайшем будущем дети пойдут в школу и им придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. В этом возрасте дети должны самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода, пассажира, предвидеть опасность на улице, оценивать дорожную обстановку (увидел сигнал светофора, услышал предупреждающий сигнал, подаваемый водителем автомобиля и т. д.).
Знания детей правил дорожного движения будут эффективны лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Интересной и эффективной формой работы является организация ролевых игр, в которых ребята доводят до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Играя, дети ставят себя в условия выполнения различных ролей. Они обыгрывают собственно человеческие роли и отношения, моделируя ситуации взаимоотношений людей в условиях дорожного движения. Ребенок играет в тесном контакте с другими детьми. Я активно использую следующие сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на автомобиле» (автобусе), «Поезд», «Моя улица», «Моя дорога в детский сад», «Перекресток». В группе также имеются дидактические и настольно печатные игры по ПДД, изготовили макет улицы где обозначены перекресток, указатели для пешеходов, пешеходные переходы, светофор.
Для выявления уровня усвоения правил дорожного движения в каждой возрастной группе я использую педагогическую диагностику, для того , чтобы планировать дальнейшую работу с детьми.
Работа педагога по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества с родителями. Стараюсь разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в обучении и соблюдении детьми правил дорожного движения. Считаю очень важно показать родителям всю серьезность проблемы, обозначить ситуации, которые приводят к трагедии. Для повышения интереса родителей к дорожной азбуке я изготовила уголок для родителей «Островок безопасности», где вывешивается наглядная информация в виде консультаций, брошюр и буклетов для родителей. Привлекаю родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно - ролевых и подвижных игр в группе и на участке детского сада. Хочу отметить, что, кто бы ни обучал детей правилам поведения на улицах и дорогах, будь то родитель или педагог дошкольного учреждения, - важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка имеет поведение взрослых. Ведь научить ребенка можно только своим примером.