Конспект опыты для детей старшего дошкольного возраста
«Воздух невидимка?»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности № 2
Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Научить детей выполнять элементарные опыты.
Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать начальные экологические представления. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность.
Составить у детей преставление о воздухе, о ветре. Изучить свойства воздуха на основе опытов и игр. Помочь детям ответить на вопрос, для чего нужен ветер.
Материалы и оборудование:газовые платки, прозрачные стаканы на каждого ребёнка тазы с водой, пластиковые стаканчики на каждого ребёнка, трубочки, губки, стеклянная банка с ванилином ,свеча, веера, кораблики.
Словарь: воздух – невидимка, ветер, ураган, смерч, буря, метель, штиль, шторм, кораблекрушение, опыт, эксперимент.Ход занятия.
Организационный момент
(Звучит лёгкая приятная музыка).
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!
Нам легко и приятно.
- Дети, внимание! Начнём с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.
- Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (Ответы детей).
В-ль: Я загадаю загадку и, возможно, вы найдёте ответ на ваше состояние.
Через нос проходит в грудьИ обратно держит путь,Он невидимый, но всё жеБез него мы жить не можем! (Ответ детей - воздух).
В.: мы дышим воздухом, который находится вокруг нас, всюду, но мы его не замечаем, что он не видим. Как вы думаете, почему мы не видим воздух? (он прозрачный)
Игровое упражнение «Поймай воздух» (Все дети берутся за концы газового платка, одновременно поднимаем его вверх и опускаем его вниз, получается купол, наполненный воздухом)
В.: как вы думаете где есть воздух? Чем дышат рыбы? Значит, воздух растворён в воде. Земля тоже окружена воздухом со всех сторон. Он бесцветный и прозрачный, но толстый слой воздуха имеет цвет – голубое небо, освещенное солнцем. Воздух называют невидимкой, но всё таки можно и увидеть и ощутить. Проделав много опытов и экспериментов попытаемся, это доказать. Все тела природы занимают место. А воздух? Сейчас мы это проверим.
Основная часть
Опыт № 1: рассмотрим пустой стакан, как вы думаете, что находится в стакане. Но оказывается стакан не пустой, а в нём, что – то есть, сейчас мы в этом убедимся. Детям предлагается в ёмкость с водой опустить стакан дном вверх. Вода в стакан не входит. (стакан нужно держать ровно и погружать в воду медленно.) Что происходит? Почему вода не заполняет стакан?
Вывод: в стакане есть воздух он – то и не пускает воду, значит, воздух тоже занимает место.
В.: а можно ли воздух увидеть? Для этого повторяем опыт № 1. Опускаем прямо перевёрнутый стакан в воду, а затем осторожно наклоняем стакан так, что бы пузырьки воздуха выходили постепенно, уступая своё место воде.
Вывод: воздух можно увидеть.
Опыт № 2: «Буря в стакане воды» Дуем через трубочку воду. Воздух выдохнули, и он виден в воде ввиде пузырьков
Опыт № 3: рассмотрим губку, что видите?( Дырочки, отверстия) Как вы думаете, что находится в этих дырочках? Что случится, если губку положить на воду? (Наблюдаем) Затем предлагаем детям погрузить губку в воду и сжать её. Вводе появляются пузырьки воздуха. Воздух из дырочек выходит в воду. Что происходит? (Губка тонет) Вынуть губку из воды, подержать на воздухе, опыт повторить сделать вывод.
В.: воздух также может перемещаться в пространстве. Дети садятся на ковер кругом, закрывают глаза. В центр круга поставить стеклянную банку на дне которой находится любое пахучее вещество (ванилин). Предложить детям сообщать о своих ощущениях.
Вывод: воздух способен переносить запахи.
Физкультурная минутка. Проводится игра “Четыре стихии”.
Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.
Земля - опускают руки вниз.
Вода - вытягивают руки вперёд.
Огонь - прячут руки за спину.
Воздух - поднимают руки вверх. (Повторить игру 3-4 раза).
В.: а каким может быть воздух? Тёплым, холодным.
Опыт № 4: зажечь свечу приоткрыть дверь подержать свечу внизу, затем вверху. Что наблюдаем? (Пламя внизу отклоняется внутрь комнаты, а вверху наружу). Почему так происходит? В комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползет холодный воздух. Холодный воздух, тяжелый, неповоротливый, предпочитает оставаться внизу. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а в низу от холодного воздуха. Получается, что теплый воздух движется вверху, а навстречу ему, внизу ползет холодный воздух. Там где встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.
Опыт № 5: машем веером перед лицом, что мы чувствуем? Для чего нужен веер? Чем мы заменяем веер в быту?
Опыт № 6: “Буря на море” На море штиль. Опустить медленно кораблики на море. Предлагается подуть на кораблик, кораблик плывет.Так и большой парусный корабль плывет благодаря ветру. Что происходит с кораблями, если ветра нет. Если сильный ветер, то начинается буря и корабль может потерпеть крушение.
В.: какие ветры бывают? Все ли ветры одинаковые? Ветры разные по силе и характеру.
- сильный, слабый, тихий, порывистый
- нежный, ласковый, веселый
Какие бывают ветра? Летом ураган, смерч (сильный, страшный ветер в виде воронки, поднимает машины, срывает крыши с домов, всё в себя засасывает, а когда ослабевает, все предметы падают на землю – «лягушачий дождь»). Зимой буран, метель.
В.: какую пользу приносит ветер?
- Гоняет тучи дождь идёт везде.
- переносит семена, помогает, распространятся растениям
- проветривание помещений.
Заключительная часть
Беседа с детьми.
В-ль: Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?
Дети: Мы им дышим!
В-ль: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами?(Ответы).
Какой воздух нам нужен?
Дети: Чистый, свежий!
В-ль: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.
В-ль: А что значит чистый воздух?
Дети: Это когда легко и свободно дышится.
В-ль: Всегда ли нам воздух друг?
Дети дают разные ответы.
В-ль: А где бывает грязный воздух?
Дети: Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т.д.
В-ль: А что значит грязный воздух?
Дети: Это когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.
В-ль: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям?
Дети: Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.
В-ль: У меня есть интересный кроссворд (на доску вывешивается плакат с пустыми клетками кроссворда). В красных клетках зашифровано слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное слово.
Загадки
1. Я берёзку качну,Я тебя подтолкну,Налечу, засвищу,Даже шапку утащу.А меня не видать,Кто я? Можешь угадать? (Ветер)
2. Кто это такой садовник,Полил вишню и крыжовник,Полил сливу и цветы,Вымыл травы и кусты? (Дождь)
3. Запорошила дорожки,Разукрасила окошки,Радость детям подарилаИ на санках прокатила. (Зима)
4. С горы сбегая без трудаОна гремит, как гром.В морозный день она тверда,Руби хоть топором.Нагрей её и к облакам,Она взлетит тогда.Теперь ты мне ответишь сам -Зовут её (Вода)
5. Подходила, грохотала,Стрелы на землю метала,Нам казалось шла с бедой.Оказалось шла с водой.Подошла и пролилась,Вдоволь пашня напилась. (Туча)
6. Ветер дует “ух-ух-ух”…С тополей сбивает (Пух)
Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда. Затем читают зашифрованное слово – воздух.
Вывод: сегодня мы с вами убедились в том, что воздух называют невидимкой, но мы его увидели, почувствовали и поняли, что он повсюду.