Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре (1-4 класс) ФГОС
Муниципальное КАЗЕННОЕ общеобразовательное учреждение
«БУКАНСКАЯ средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
методическим советом школы
протокол от «____» ___ 201__г. № _____
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________ Р.В.Овчаров Приказ от «___»____201__г. № _____
Рабочая программа
по физическая культура 2-4 класс
Составитель:
Сопина Наталья Федоровна
учитель физической культуры
первой квалификационной категории.
Буканское 2014 г.
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа предназначена для изучения физической культуры на уровне начального общего образования для 1-4 класса в МКОУ «Буканская СОШ» в 2014 – 2015 учебном году.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
федерального Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования в соответствии с ФГОС НОО, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009№373;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 (утвержденного Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от29.12.2010№ 189)
Плана – графика мероприятий по обеспечению ФГОС НОО в Алтайском крае
Плана по введению и реализации ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях Мамонтовского района
Приказа директора МКОУ «Буканская СОШ» № 65/1 от 24.08.2011г.
Программа рассчитана на 306 часов учебного времени с нагрузкой 3 часов в неделю.
2 класс-102часа, 3 класс – 102 часа, 4 класс-102 часа.
Основная образовательная программа начального и общего образования определяют содержание и организацию учебного процесса на ступени начального и общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ первоначальных представлений о значении физической культуры и ее влиянии на развитие человека.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Данная программа направлена на решение следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому и социальному развитию, успешному обучению детей;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазаньи, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в начальной школе выделяются 270 часов, из них в 1 классе 66 ч, во 2, 3 и 4 классе 68 ч. Кроме того предусмотрено проведение 3 –го часа физической культуре продиктовано необходимостью изменения физической подготовки детей в школе.
На основании Примерных программа Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и счетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В программу внесении изменения в соответствии с приказом Минобрнауки РФ, от 30.08.2010г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений…». На уроках физической культуры в 1 классе выделяется 99 часов. 2-4 класс 102 часа.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс, включающий в себя
Лях В. И. физическая культура. 1 -4 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2011.
Лях В. И. Физическая культура. 1-4 классы. Рабочие программы В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2012.
Формы обучения: индивидуальный, индивидуально-групповой, классно-урочный, групповой.
Формы организации образовательного процесса
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.
Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.
Для полной реализации программы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.
По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.
.
Методы и приёмы обучения:
Стимулирования и мотивации (наказания и поощрения).
Контроля и самоконтроля (устный, за выполнением упражнений).
Репродуктивный (учитель показывает, как выполнять то, или иное задание, а ученик повторяет по образцу).
Проблемного изложения (учитель ставит проблему и при этом показывает, пути его решения, ученик может увидеть противоречия, которые служат решением задач; учитель ставит проблему и решает ее с учеником; учитель ставит проблему и показывает пути ее решения).
Эвристический (учитель приближает учащихся к самостоятельному решению проблемы, учит выполнять отдельные элементы).
Собственного воспроизведения (создание проблемной ситуации, анализ, выдвижение идей и игровая ситуация).
Восприятия и усвоения (рассказ, показ, объяснение и демонстрация).
Виды деятельности учащихся на уроке: Физкультурно-оздоровительная, спортивно-оздоровительная, самостоятельные игры, самоанализ, освоение знаний.
Технологии, используемые при проведении уроков: личностно – ориентированная, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества
Планируемые результаты
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
– подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
– выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Структура курса
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знание о физической культуре», «Способы физкультурной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности). Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся. Содержания раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающие упражнений с различной функциональной направленностью.
Содержание курса
Содержание программного материала урока состоит из двух основных частей: базовый и вариативный (дифференцированной).
Освоение базовых основ физической культуры необходимо для каждого ученика.
Базовый компонент составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры связана с учетом индивидуальных способностей учащихся, с учетом местных особенностей работы школы.
Программа состоит взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного, внеурочного направления, продленного дня; внеклассная работа и физкультурно-массовые мероприятия.
В базовую часть входят:
Знания о физической культуре.
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Возникновение первых спортивных соревнований. История зарождения древних Олимпийских игр. Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. История развития физической культуры в России в XVII-XIX вв., ее роль и знания для подготовки солдат русской армии. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. Физические упражнения, их отличия от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Виды физических упражнений: подводящие, общеразвивающие, соревновательные. Спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол. Физическая нагрузка на ее влияние на чистоту сердечных сокращений (ЧСС). Физическая подготовка ее связь с развитием дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Режим дня, личная гигиена. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма: воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах.
Способы физической деятельности.
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнения упражнений, развивающие быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. Измерение длинны и массы тела. Освоение подводящих упражнений для закаливания и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Изменение чистоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований. Составление акробатических и гимнастических комбинации и разученных упражнений. Проведение игр в футболу и баскетболу по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колону; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команды «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!». Размыкание в шеренге и колоне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте направо, налево по командам «Направо!», «Налево!». Размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два!». Перестроение по двое в шеренге и колоне; передвижение в колоне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «пртивоходом».
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади). Седы (на пятках, углом). Группировка из положения, лежа и раскачиванием в плотной группировке (с помощью). Перекаты из упора присев назад и боком. Кувырок назад до упора на коленях идо упора присев. Мост из положения на спине. Акробатические комбинации, прыжки со скакалкой с изменением темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стеке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре. Ползание и переползания по пластунски. Преодоление полосы препятствий с элементами лазания, перелезания поочередно перемахи правой и левой ногой, переползания. Хождение по наклонной гимнастической скамейке. Упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью). Лазания по канату (3м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне. Опорный прыжок через козла-с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед. Из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в висе сзади согнувшись, опускание назад в вис, стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Легкая атлетика.
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорениями. С изменяющимися направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед). Из разных исходных положений и с различным положением рук.
Прыжки: на месте(на одной ноге. С поворотами направо, налево). С продвижением вперед и назад левым и правым боком, в длину и высоту с места. Запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее. В длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги. В высоту способом «перешагиванием».
Броски: большого мяча (1кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: метание малого мяча правой и левой рукой из – за головы, стоя на месте. В вертикальную цель, в стену.
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Лыжные гонки.
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи в руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!». Переноска лыж на плече и под рукой. Передвижение в колонне с лыжами.
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Одновременным двухшажным ходом, с чередованием одновременного двухшажного с попеременным двухшажным, одновременный одношажный ход. Чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.
Повороты переступание на месте.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение падением.
Подвижные игры.
На материале раздела «Гимнастика на основе акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей», «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча». Игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Становись – разойтись, «Смена места».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волки во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбаки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний», «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловушка, поймай ленту», «Метатели».На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: удара внутренней стороной стопы неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов, по мячу, катящемуся на встречу. Удар нагой с разбега по недвижимому и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5м, длинной до7-8м) и вертикальную (полоса шириной 2м, длинной до7-8м) мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам «Мини-футбол». Подвижные игры «Точная передача», «Передал – садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: ловля и мяча на месте и в движении: низко летящий и летящего на уровне головы. Бросок мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой). Передача мяча (снизу, от груди, от плеча). Прием мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками вперед вверх. Бросок двумя руками от груди после ведения и остановки. Прыжок с двух шагов. Эстафеты с ведением мяча и бросками его в кольцо. Подвижные игры «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта», «Брось – поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки». Игра баскетбол по упрощенным правилам («Мини – баскетбол»).
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками вперед, вверх. Нижняя прямая подача. Передача мяча через сетку (передача мяча двумя руками сверху, кулаком снизу). Передача мяча после небольших перемещений вправо, влево, вперед, в парах на месте и в движении правым левым боком, игра «Пионербол». Подвижные игры «Не давай мяч водящему», «Круговая лапта».
Общеразвивающие физические упражнения по базовым видам и внутри разделов.
На материале гимнастики с основами акробатики.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах. Ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами. Наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, седах; выпады полушпагаты на месте. «Выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой. Высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки при передвижениях. Комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и пригибание туловища (в стойках и седах). Индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление полосы препятствий. Передвижение с резко изменяющимися направлением и остановками в заданной позе. Ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющим темпом и длинны шага, поворотами и приседаниями. Воспроизведение заданной игровой позы. Игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положении стоя, сидя и лежа). Жонглирование малыми предметами. Преодоление полосы препятствий, включая в себя висы, упоры простые прыжки, перелезании через горку матов. Комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами. Равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия. Упражнения на переключение внимания и контроля с одним звеньев стоя, сидя, лежа. Упражнения для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1кг, гантели до 100г,гимнастические палки, булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышц групп и увеличивающимся отягощением. Лазания с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной скамейке в упоре на коленях и в упоре присев). Перелезании и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки. Подтягивание в висе стоя и лежа. Отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку. Прыжковые упражнения с предметами в раках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх с поворотами направо и налево), прыжки вверх, вперед, толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик, переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре. Про бегание коротких отрезков из разных исходных положений. Прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений, челночный бег, бег с горки в максимальном темпе, ускорение из разных исходных положений, броски в стеку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующая с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями. Повторный бег, с максимальной скоростью на дистанции 30 м. (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха). Бег на дистанцию 400 м., равномерный 6 –минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение преодоление препятствий (15-20м). Передача набивного мяча (1кг) в максимальном темпе, по кругу из разных исходных положений и различных исходных положений. Метание набивного мяча (1-2кг) одной и двумя руками кругу из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди). Повторное выполнение беговых нагрузок в горку. Прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров. Прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположены на разной высоте. Прыжки по разметкам в полуприседе и приседе, запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок.
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движение, прыжком с опорой на палки). Комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах, скольжение на правой (левой) ноге после двух - трех шагов. Спуски с горы с изменяющимися стойками на лыжах, подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями, прохождение тренировочных дистанций.
В процессе овладения учебной деятельностью на занятиях физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.
Основные требование к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате освоения программного материала по физической культуре выпускники начальной школы должны:
знать:
о взаимосвязи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о правилах составления комплексов утренней зарядки;
о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
о физической нагрузке и способах ее регулирования;
о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
уметь:
выполнить комплексы упражнений, направленных на формирование правильной осанки;
выполнить комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
демонстрировать уровень физической подготовленности;
вести дневник самонаблюдения;
выполнить простейшие акробатические и гимнастические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
выполнить комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;
выполнить передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях.
Учебно- тематический план
2 класс.
№ п/п Разделы программы Кол- во часов Кол- воконтрольных нормативов
1 Знание о физической культуре 6 2 Легкая атлетика 26 7
3 Гимнастика на основе акробатики 32 6
4 Подвижные игры 26 4
5 Лыжные гонки 12 1
Кол- во часов в неделю 3 Кол- во учебных недель 34 Итого 102 3 класс.
№ п/п Разделы программы Кол- во часов Кол- воконтрольных нормативов
1 Знание о физической культуре 6 2 Легкая атлетика 28 8
3 Гимнастика на основе акробатики 28 7
4 Подвижные игры 28 4
5 Лыжные гонки 12 2
Кол- во часов в неделю 3 Кол- во учебных недель 34 Итого 102 4 класс.
№ п/п Разделы программы Кол- во часов Кол- воконтрольных нормативов
1 Знание о физической культуре 5 2 Легкая атлетика 28 8
3 Гимнастика на основе акробатики 28 7
4 Подвижные игры 29 4
5 Лыжные гонки 12 2
Кол- во часов в неделю 3 Кол- во учебных недель 34 Итого 102 Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющие на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основам относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении
Значительные ошибки - это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движение, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого. К значительным ошибкам относятся:
Трат не из требуемого положения;
Отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
Броска мяча в кольцо, метание мяча в цель с наличием дополнительных движений;
Несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие. Которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки).
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущено две значительные ошибки и несколько грубых, но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной выполнения является наличие грубых ошибок.
В 1 -4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе, лазание. В остальных видах (беге, прыжки, метание, броски, ходьба). Необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Лист внесения изменений
Дата внесений изменений Содержание изменений, причин Причина корректировки
Примерные комплексы для учащихся 2 -4 классов
Комплекс № 1
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1. Круговые вращения головой вправо-влево.
2. Наклоны туловища в стороны.
3. Руки на поясе. Повороты вправо-влево.
4. Приседания, руки вперед.
5. Бег на месте.
6. Ходьба на месте.
Комплекс № 2
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз.
1. Круговые вращения головой вправо-влево.
2. Руки в стороны, круговые вращения руками вперед-назад.
3. Руки на поясе, наклоны туловища в стороны.
4. Приседания, руки вперед-вверх.
5. Руки на поясе, прыжки на месте.
Комплекс № 3
И.п.: ноги на ширине плеч, все мышцы расслаблены.
1. Наклоны головы вперед-назад.
2. Круговые вращения головой влево-вправо.
3. Правую руку поднять вверх, левая рука – внизу, кисти слегка сжаты в кулаки. Рывки руками назад со сменой положения рук.
4. Руки согнуты в локтях, поднимание колена к локтю.
5. Руки на поясе, прыжки (ноги в стороны – вместе) с хлопком вверху на каждый второй счет.
6. Ходьба на месте с высоким подниманием колена.
Комплекс № 4
И.п.: руки на поясе, ноги на ширине плеч.
1. Наклоны головы вправо-влево.
2. Руки на поясе, поднять руки к плечам, вверх, потянуться.
3. Руки на поясе, повороты туловища вправо-влево.
4. Руки подняты вверх, наклоны с вытянутыми руками вправо – вперед – влево.
5. Руки на поясе, прыжки на месте с хлопками на внимание: впереди – вверху – за спиной (с возвращением рук на пояс на каждый второй счет).
6. Ходьба на месте, колено поднимается до прямого угла, носок оттянут вниз.