Разработка урока по теме: «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые», 7 класс
Тема : «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые».
Тип урока: усвоения новых знаний, интегрированный.
Цели: образовательная: познакомить учащихся с растениями пасленовых, особенностями строения их вегетативних и репродуктивних органов; сформировать общее понятие о них; закрепить ботанические знания о строении, размножении, сформировать представление об их практическом и экологическом значении.
развивающая: продолжить формирование умения составлять морфологическую характеристику растения, развивать интеллектуальные умения (анализировать, выделять главное, обобщать), культуру речи учащихся.
воспитательная: способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания
Оборудование: учебник «Биология» 7 кл., карты полушарий; контурные карты, атласы, мультимедийное оборудование, презентационный материал, образцы свежих овощей. Комплекс использованных методов: мозговой штурм, домашняя заготовка, биологический практикум, игровые приемы, индивидуальная работа с карточками- заданиями.
МПС: география, история, литература.
Список литературных источников: А. Ю. Белотелая "Педагогические находки на уроках биологии", Х. Основа, 2009 г., С В. Милюкова "Интерактивные уроки по биологии растений", К. Школьный мир, 2012, Ю. Г. Гамуля "Биология 7 класс. Дидактические материалы к курсу ", Х. Основа, 2012 г.
Структура урока: Ι. Организационный момент. ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся. ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся. ΙV. Изучение нового материала. V. Закрепление изученного материала VΙ. Подведение итогов урока. VΙΙ. Домашнее задание.
Ход урока
Учитель Мы продолжаем знакомиться с цветковыми растениями, но прежде давайте отгадаем, о каких растениях пойдет сегодня речь.Он наливался, он толстел,Пил влагу корешков,Сперва желтел, потом краснел,Он лопнуть был готов!(Помидор). Неказиста, шишковата,А придет на стол она,Скажут весело ребята:“Ну, рассыпчата, вкусна”.(Картофель). Растение с несочными крупными красными плодами,которые применяются как пряность. (Перец). Все эти растения относятся к семейству пасленовых. Я предлагаю вам отправиться в путешествие, чтобы выполнить наше задание.
Предоставляем слово путешественнику.
ПутешественникКогда юная древнеримская богиня Флора, согласно легенде, расселила растения по Земле, она выбрала каждому из них то место, которое в наибольшей степени подходило для его развития.Мы долгое время путешествовали и заметили, что растениям семейства пасленовых достались Мексика, Чили, Перу, Гватемала, Турция, Индия, Китай. Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезенные нами из дальних стран, как диковинные растения, они сначала выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоевывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.УчительПознакомившись с расселением растений по земному шару ученые задумались, по какому принципу их нужно распределить на группы.
В семействе пасленовых насчитывается около 3000 видов растений. Оно включает следующие группы растений:
пищевые растения – картофель, томат, перец, баклажан;
технические – табак, махорка;
декоративные – душистый табак, петунья;
ядовитые – белена, дурман, белладонна.
УчительСвое название семейство пасленовых получило от однолетнего травянистого сорного растения – паслена черного. Стебель его прямостоячий, листья простые, очередно расположенные. Цветут летом и осенью до самых заморозков. Многие растения из этого семейства вам уже знакомы.
О каком растении из семейства пасленовых идет речь?"Травянистое растение с рассеченными листьями. В подземной части стебля из пазух его зачаточных листьев отрастают подземные побеги – столоны. На концах они утолщаются и образуют побеги". (Картофель). УчительРодина картофеля – берега Чили и Перу. Здесь он возделывался самом начале нашей эры. Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране его называли по своему:англичане – потато,голландцы – аардаппель,французы – пом де терр,итальянцы – тартуфель.Но первое картошкино имя было папа — так ее называли индейцы в Южной Америке.Итак, будьте внимательны.(Звучит музыка, вальс И. Штрауса). ПутешественникФранция. Конец XVIII в. В стране голод, а королевском дворце бал. Королева Мария Антуанетта, как всегда, ослепительно хороша, ее украшения – сверкающие бриллианты. Но не на них были направлены взоры. Ее прическу украшали невиданные здесь прежде цветы. Их подарил королеве аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Он надеялся, что королева окажет покровительство растению, ведь в стране голод, а оно может заменить хлеб. Но Мария Антуанетта и слушать не стала.Чтобы заинтересовать этим растением крестьян Пармантье стал с помощью охраны караулить посевы. Но охрана была декоративной т.к. на ночь охранники уходили, и тогда окрестные крестьяне стали воровать это растение. Ведь, если его охраняют, значит, это что-то необыкновенное. Постепенно это растение было признано, а Пармантье поставлен памятник с надписью “Благодетелю человечества”.УчительИтак, 1 вопрос. О каком растении идет речь?Какие цветы украшали прическу королевы Марии Антуанетты? (Цветы картофеля). 2 вопрос.Какова была цель внедрения картофеля?3 вопрос.Нужно отгадать, что лежит в черном ящике. Внесите черный ящик.В этом ящике находится видоизмененный побег, на его поверхности находятся почки, большая часть находится на верхушке. Самая главная особенность – запасать питательные вещества. Этот видоизмененный побег используют при размножении. Что лежит в черном ящике? (Клубень). УчительРазмножают картофель с помощью клубней или их частей. Сажают заранее пророщенные клубни в почву, когда она прогреется до 8 -10 градусов.ПутешественникСлово помидор пришло к нам из итальянского и французского языка. Итальянцы именуют плод этого растения “помо д' оро”, то есть золотое яблоко. В Мексике помидоры называют туматль. Отсюда другое название – томат. В Европу томат попал в XVI в. Первыми его стали разводить португальцы и испанцы. Потом он попал в Италию. Первоначально томат получил известность как декоративное и лекарственное растение. Только в конце XVIII – начале IXX столетия это растение было признано как овощная культура.ПутешественникВнимание. Это растение очень известно. Более 400 лет оно прославило себя как военное средство. Рано утром осенью 1532 г. испанские конкистадоры вступили в сражение с индейцами. Завоеватели не сомневались в успехе битвы, на их стороне было превосходство в численности войска, в вооружении, в боевой выучке. И, наверное, бой действительно бы закончился победой испанцев, если бы южноамериканские индейцы не прибегли к помощи этого растения. Приблизившись к войскам завоевателей, индейцы на тлеющие угли жаровен сыпали порошок этого растения. В небо взвивались струйки белого едкого дыма. Ветерок понес их в сторону противника, и во вражеском войске началась паника. Солдаты кашляли, чихали, у них слезились глаза, горело лицо. Испанцы залегли, а затем, бросив оружие, бросились в бегство. Так это растение помогло одержать победу. О каком растении из семейства пасленовых шла речь? (Перец). УчительПерец привез из Америки в Европу Христофор Колумб. В России он впервые упоминается в 1616 г. Содержит витамины, на вкус бывает разный: сладкий, острый и жгучий. Чем больше в нем содержится вещества под названием капсанцин, тем острее перец.
УчительКакое растение называют “одурь”, “дурь-трава”, “бесиво”? Эти названия связаны с действием, которое оказывает на организм это растение. Сильное, нервное возбуждение делает поведение человека непредсказуемым: он бредит, бегает, истерически смеется, прыгает. У этого растения стебель и листья покрыты железистыми волосками. Об этом растении существует загадка: “У тропы стоит неряха, на ней липкая рубаха, на плече кулик узорный до краев с отравой черной”. Как называется это растение? (Белена). Да, это белена ядовитое растение семейства пасленовых. Отсюда народное выражение “белены объелся”, “взбеленился”.Английский драматург В.Шекспир в трагедии “Гамлет” описал действие яда белены, с помощью которого был убит отец Гамлета.“…когда я спал в садуВ свое послеобеденное времяВ мой уголок прокрался дядяС проклятым соком белены во флягеИ мне в ушную полость влил настой;Чье действие в таком раздоре с кровью,Что мигом обегает, словно ртуть,Все внутренние переходы тела,Створаживая кровь, как молоко,С которым каплю уксуса смешали.Так было и со мной…” — рассказывает Гамлету призрак отца.Ребята, в медицине в малых дозах белену используют как лекарственное средство. Она входит в состав лекарств как успокаивающее, обезболивающее средство. Так же к ядовитым растениям семейства пасленовых относят белладонну, дурман. Эти растения хорошие помощники в борьбе с насекомыми-вредителями.Презентация:
слайды 1-20 с фрагментами видеофильма
Работа с контурными картами. ( Проложить географический путь растений семейства Пасленовые с их родины в Донецкую область.)
Для закрепления предлагается выполнить тест:
Тестовое задание
1. Покрытосеменным растениям систематики дали второе название:а) многоклеточные;б) цветковые;в) ввозные;г) наземные.2. Все цветковые растения объединяют в два класса:а) однодольные и двудольные;б) голосеменные и покрытосеменные;в) крестоцветные и бобовые;г) пасленовые и бобовые.3. Растения семейства Крестоцветные:а) овес, рожь, пшеница;б) сурепка, капуста, репа;в) левкой, хрен, редька;г) соя, клевер, донник.4. Строение цветка семейства Крестоцветные:а) Ч4Л4Т4+2П2П1;б) Ч5Л2+3Т9+1П1;в) Ч5Л5Т6П1;г) Ч5Л5 Т5П1.5. Растения семейства Бобовые:а) редька, репа, капуста;б) астра, василек, одуванчик;в) горох, фасоль, бобы;г) томат, белена, дурман.6. Семейство Бобовые насчитывает:а) 3000 видов;б) 2500 видов;в) 2000 видов;г) 12000 видов.
7. Строение цветка семейства Бобовые:а) Ч5Л5 Т6П1;б) Ч4Л4Т4+2П1;в) Ч5Л5Т5П1;г) Ч5Л2+3Т9+1П1.8. Растения семейства Пасленовые:а) репа, капуста, редис;б) горох, бобы, фасоль;в) томат, белена, дурман;г) одуванчик, василек.9. Строение цветка семейства Пасленовые:а) Ч4Л4Т4+2П1;б) Ч5Л5Т5П1;в) Ч5Л5Т П1;г) Ч5Л2+3Т9+1П1.10. Растения семейства Розовые:
а) редька, репа, капуста;б) астра, василек, одуванчик;в) горох, фасоль, бобы;г) шиповник, яблоня, земляника.11. Тип плода семейства Розовые:
а) семянка,
б) костянка,
в) боб,
г) яблоко.
12. Тип плода семейства Бобовые:
а) семянка,
б) костянка,
в) боб,
г) яблоко.
Подведение итогов и домашнее заданиеВыставление оценок.
Д/з § 34, ответить устно на вопросы в конце параграфа. Творческое задание. Составить кроссворд по теме: «Растения семейства Пасленовые»
После теста предлагается учащимся разгадать кроссворд по теме “Пасленовые”. (Рисунок 1).Рисунок 1. Кроссворд.Вопросы к кроссворду:
Многолетнее травянистое ядовитое растение с черными плодами. (Белладонна).
Однолетнее растение с крупными белыми цветами. (Дурман).
Культурное травянистое растение, разводимое ради клубней, содержащих крахмал. ( Картофель).
Вид табака с желто-зеленоватыми цветками. (Махорка).
Однолетнее сорное растение с мелкими черными плодами-ягодами. (Паслен).
Однолетник с несочными красными плодами, которые применяются как пряность. (Перец).
Подведение итогов и домашнее заданиеВыставление оценок. Д/з § 34, ответить устно на вопросы в конце параграфа. Закончить оформление практической работы.Творческое задание. Узнайте, где родина картофеля, как картофель попал в Европу, как его начали культивировать, как картофель впервые попал в Россию. Кто из исторических личностей является инициатором ввода в культуру этого растения. Как это происходило?Составьте карту, на которой обозначьте центры происхождения культурных растений семейства пасленоваые.