Календарное планирование Литературное чтение (4 класс)


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. программой курса «Литературное чтение» , авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2011 г. к УМК «Школа России».
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих¬ся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Основные задачи курса
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в сооветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со¬ставления текстов в устной и письменной формах;9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и ху-дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;развитие художественно-творческих способностей,
8) умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
№ п/п Тема урока Страницы Дата Примечание
Вводный урок по курсу литературного чтения ( ч)
1 Введение. Знакомство с учебником. Летописи, былины, жития ( ч)
2 Знакомство с названиями раздела «Летописи, былины, жития». 3-6 3 Из летописи «И повесил Олег щит свой на ватах Царьграда» 7-8 4 События летописи – основные события Древней Руси. 8-9 5 Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» 10-11 6 Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» 12-16 7 Урок внеклассного чтения 8 «Три поездки Ильи Муромца». Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой 17-20 9 Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри» 21 10 Сергий Радонежский святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому» 22-31 11 «Житие Сергия Радонежского». 22-31 12 Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, жития» 32 13 Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий» 33-34 14 Урок внеклассного чтения Чудесный мир классики ( ч)
15 Знакомство с названиями раздела «Чудесный мир классики», прогнозирование его содержания. 35-38 16 П. П. Ершов «Конек-горбунок». Сравнение литературной и народных сказок. 39-47 17 П. П. Ершов «Конек-горбунок». Сравнение литературной и народных сказок. 48-61 18 А.С.Пушкин «Няне» 62-66 19 А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..» 67-69 20 А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев. 70-79 21 А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев. 80-91 22 Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина 23 М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека». 92-96 24 М.Ю.Лермонтов. «Ашик — Кериб». 97-102 25 М.Ю.Лермонтов. «Ашик — Кериб».Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. 103-111 26 Жизнь и творчество Л.Н.Толстого 112-114 27 Л.Н. Толстой. «Детство». 115-118 28 Л.Н. Толстой. «Детство». 115-118 29 Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень» (басня). 119 30 А.П. Чехов. «Мальчики». 120-134 31 А.П. Чехов. «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. 102-134 32 Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики» 33 Оценка достижений. 135-136 34 Урок внеклассного чтения Поэтическая тетрадь ( ч)
35 Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь», прогнозирование его содержания. 137 36 Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» 138-140 37 А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». 141-142 38 Е.А.Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» 143-144 39 А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения. 145 40 И.С.Никитин. «В синем небе над полями…» 146 41 Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» 147-149 42 И.А.Бунин. «Листопад». Красота осени в стихах И.А.Бунина. 150-151 43 Родные поэты (стихи для детей поэтов – классиков ХIХ – начала ХХ в.) 152 44 Обобщающий урок – игра по разделу «Поэтическая тетрадь». 153-154 45 Оценка достижений. 46 Урок внеклассного чтения Литературные сказки ( ч)
47 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» 155-168 48 В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» 155-168 49 В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. 169-179 50 В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Текст–описание в содержании художественного произведения. 169-179 51 П.П.Бажов. «Серебряное копытце». 180-192 52 П.П.Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. 180-192 53 С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». 193-214 54 С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Герои произведения. 193-214 55 С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. 193-214 56 Сказки любимых писателей. 57 Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики» 58 Оценка достижений. 215-217 59 Урок внеклассного чтения Делу время – потехе час ( ч)
60 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
Е.А.Шварц. «Сказка о потерянном времени». 4-16 61 Е.А.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. 4-16 62 В. Ю. Драгунский «Главные реки» 17-23 63 В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» 24-28 64 В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». 29-34 65 Книги о сверстниках, о школе 66 Обобщающий урок по разделу
«Делу время – потехе час» 67 Оценка достижений 35-36 68 Урок внеклассного чтения Страна детства ( ч)
69 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Житков «Как я ловил человечков 37-46 70 Б.Житков «Как я ловил человечков» 37-46 71 К.Паустовский «Корзинка с еловыми шишками. 47-58 72 К.Паустовский «Корзинка с еловыми шишками. 47-58 73 М.М.Зощенко «Елка». 59-64 74 Обобщение по разделу «Страна детства» 75 Оценка достижений 65-66 76 Урок внеклассного чтения Поэтическая тетрадь ( ч)
77 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская» 67-70 78 С.А.Есенин «Бабушкины сказки» 71 79 М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» 72-73 80 Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.
Конкурс чтецов. Оценка достижений. 74 81 Устный журнал «Поэтическая тетрадь» 82 Урок внеклассного чтения Природа и мы ( ч)
83 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приемыш». 84 Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приемыш». 75-84 85 А.И.Куприн «Барбос и Жулька». 85-91 86 А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе. 85-91 87 М.М.Пришвин «Выскочка». 92-95 88 Е.И.Чарушин «Кабан». Юмор в рассказе. 96-99 89 В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» 100-110 90 В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» 100-110 91 Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы» 92 Проект « Природа и мы». Оценка достижений. 111-112 93 Урок внеклассного чтения Поэтическая тетрадь ( ч)
94 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. 113 95 Б.Л.Пастернак «Золотая осень» 114-115 96 С. А. Клычков «Весна в лесу» 116-117 97 Д. Б. Кедрин «Бабье лето» 118 98 Н.М. Рубцов «Сентябрь» 119 99 С.Есенин «Лебедушка» 120-125 100 Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы» 101 Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь» 126 Родина( ч)
102 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания И.С.Никитин «Русь». 127-132 103 И.С.Никитин «Русь». Образ привольной Руси в произведениях автора. 128-132 104 С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. 133-135
136-137 105 А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» 138-139 106 Обобщающий урок по разделу «Родина» 107 Проект «Они защищали Родину» 140-141 108 Оценка достижений по разделу «Родина» 142 109 Урок внеклассного чтения Страна Фантазия ( ч)
110 Знакомство с названием раздела. «Страна Фантазия»
Прогнозирование его содержания 143 111 Велтистов Е.С. Приключения Электроника 144-149 112 Велтистов Е.С. Приключения Электроника 144-149 113 К. Булычев Путешествие Алисы 150-157 114 Путешествие по стране Фантазии 115 Оценка достижений по разделу 158 116 Урок внеклассного чтения Зарубежная литература ( ч)
117 Знакомство с названием раздела. «Зарубежная литература». Прогнозирование его содержания 159 118 Д.Свифт «Путешествие Гулливера» 160-166 119 Д.Свифт «Путешествие Гулливера» 160-166 120 Г.Х.Андерсен «Русалочка» 167-193 121 Г.Х.Андерсен «Русалочка» - авторская сказка 167-193 122 Г.Х.Андерсен «Русалочка» - характеристика героев 167-193 123 М.Твен «Приключения Тома Сойера» 194-200 124 М.Твен «Приключения Тома Сойера» 194-200 125 С.Лагерлёф «Святая ночь» 201-208 126 С.Лагерлёф «В назарете». Святое семейство. 209-216 127 С.Лагерлёф «В назарете». Иисус и Иуда. 209-216 128 Урок – отчет «Путешествие по дорогам любимых книг» 129 Урок внеклассного чтения 130 Контрольная работа 131 Обобщающий урок «Зарубежная литература» 217 132 Урок-игра «Литературные тайны»