Онспект урока по биологии на тему Среды обитания организмов. Экологические факторы (5 класс)
Урок биологии в 5 классе Тема урока: «Среды обитания организмов. Экологические факторы» Цели и задачи урока: Обучающая: продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания организмов;сформировать знания об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов;раскрыть разнообразные взаимосвязи и взаимоотношения между живыми организмами. Развивающая: делать обобщающие выводы, формировать умение классифицировать; действовать самостоятельно работать в оптимальном темпе ;обогащать и усложнять словарный запас Воспитывающая: в ходе урока содействовать формированию мировоззренческого понятия: познаваемость мира и природы;осуществлять нравственное воспитание (этических норм поведения и толерантность);формировать правильное отношение к природе. Мотивационное обеспечение урока: мотивировать у школьников положительное отношение к учению через а) создание ситуации успеха; б) обеспечение психологического комфорта;способствовать развитию веры в свои силы;стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность; сделать урок эмоционально ярким. Опорные понятия: Среда обитания; экология; факторы среды обитания: абиотические, биотические, антропогенные; хищничество, паразитизм, симбиоз, травоядные животные. Планируемые результаты: знания основные среды обитания; классификация экологических факторов; экологические типы живых организмов. Умения давать характеристику среды обитания, используя экологические факторы;распределять живые организмы по средам обитания и типам их взаимоотношений. Формы и методы организации учебной деятельности: формы: коллективная форма методы: словесные: беседа, рассказ; наглядные: рисунки организмов разных царств методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой Средства обучения: карточки для самопроверки.
Конспект урока
I. Организационный этап. Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнём урок.
II.Вводный этап урока. 1. 1. Определение темы урока. Учитель:А сейчас, ребята, поработаем в парах. Перед вами лежат карточки с названиями живых организмов. Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе.
АИСТ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ ( окружает воздух
КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ ( окружает вода (живут в воде)
КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ ( живут в почве (окружает почва)
Какова тема нашего урока? Учащиеся выдвигают предположения и называют тему урока – Среды обитания живых организмов. Записывают тему в тетради.
2.Определение цели урока. Учитель: Хорошо, давайте определим цели нашего занятия.Учащиеся: сами ставят цели по аналогии с прошлой темой. 1. Узнать, что такое «среда обитания».2. Познакомиться с особенностями разных сред обитания организмов.3. Выяснить, как живые организмы приспособились к жизни в разных средах обитания.4.Что такое экологические факторы, их влияние на живые на организмы.Учитель: Молодцы!
III. Этап изучения нового материала. 1.Понятие «Среда обитания» ( Пользуясь учебником, рисунками –дайте определение « Среды обитания2.) Учитель: Итак, в тетрадях запишем определение «Среда обитания – всё то, что окружает живой организм и оказывает на него влияние». Среда обитания - часть природы, в которой живет организм. Среда обитания- это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно влияет на его состояние, рост и развитие, выживаемость, размножение и другие процессы жизнедеятельности.
2. Свойства сред обитания. Учитель: У вас на партах лежат раздаточные карточки, возьмите карточку с текстом и поработайте над следующим заданием: Прочитайте текст, выделите основную информацию о средах обитания и характерных для них условиях, распределите организмы по средам обитания составьте схему в тетради (выберите модель схемы или создайте собственную-(моделирование). Карточки: -Постоянная температура , достаточно влаги, кислорода и пищи. ( организменная среда)
-Недостаток света и кислорода, высокая плотность, колебание температур, разнообразие животного мира. (почвенная среда)
-Достаточно света и кислорода, резкие колебания температур, низкая плотность среды, слабые перепады давления. Разнообразие животного и растительного мира. (наземно- воздушная)
-Недостаток света и кислорода, высокое давление и плотность, низкий температурный режим, разнообразен животный, но беден растительный. (водная)
Сделайте вывод. Вывод: среды обитания отличаются своими свойствами.
3). Понятие «Экологические факторы» Учитель: Почему все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга? Как условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ. ( На все живые организмы в природе, не зависимо от того, в какой из сред они обитают, оказывают влияние компоненты среды, которые называют факторы среды, или экологические факторы.) Найдите определение в учебнике).
4).Определение экологических факторов. Экологические факторы – это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм. Известно, что не все факторы одинаково важны для организма: так без одних он просто не может жить, другие для него вредны, а есть такие, которых он просто «не замечает». 5). Группы экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные..
6). Распределение примеров экологических факторов по группам
Учитель:У вас на партах лежат раздаточные карточки, возьмите карточку с текстом и поработайте над следующим заданием: Прочитайте текст, выделите основную информацию об экологических факторах и распределите примеры по группам, составьте схему в тетради (выберите модель схемы или создайте собственную.
Карточки: -Рельеф, свет, ветер, вода. (Абиотические факторы)
-Паразитизм, хищничество, симбиоз. (Биотические факторы)
-Вырубка лесов, пожары, выбросы промышленных отходов. (Антропогенные факторы)
Учитель:Приведите примеры воздействия факторов на организмы.
Информация для учителя: Абиотические факторы – это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм (температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы, морских и пресных вод, донных отложений, почвы и др.).
Воздействие на живые организмы факторов неживой природы определяет их распространение на нашей планете. Таким важным фактором для большинства растений и животных является, прежде всего, свет. Растения только на свету образуют органические вещества, именно от света зависит суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных. Например, в середине лета тепло и много осадков, а рост растений вдруг замедляется, начинается созревание плодов и семян. У животных тоже происходят подобные изменения: так, у птиц и млекопитающих начинается линька, некоторые животные делают запасы на зиму, другие откладывают запасные вещества в теле в виде жирового слоя, перелетные птицы собираются в стаи. Что же послужило причиной таких изменений? Сигналом к этим изменениям послужило уменьшение ветового дня. Вода также играет важную роль в жизни живых организмов, как и свет. Ее недостаток приводит к гибели организмов, поэтому животные и растения имеют самые различные приспособления к добыванию воды и ее экономии, таковыми являются: длинные корни у растений пустыни (верблюжья колючка - около 16 м.), чешуевидные листья у саксаула или листья-иголки у кактуса для уменьшения испарения влаги. Животные могут довольствоваться водой, содержащейся в пище, другие ее получают из запасов жира, например верблюд, а треть могут впадать даже в спячку - грызуны и черепахи. Важным фактором для большинства наземных животных является температура: они не переносят низкой температуры и погибают при температуре +40 - 45 оС . Больше от изменения температуры зависят холоднокровные животные, с похолоданием температура их тела соответственно понижается и они впадают в спячку. Весной, с наступлением тепла, ящерицы, змеи любят погреться на солнце – принять «солнечную ванну». Лучше переносят изменения температуры теплокровные животные (птицы и млекопитающие). Они активны круглый год, но у них есть и специальные приспособления для переживания суровых условий зимы: пух, густая шерсть, подкожный жир. Звери, которые не могут прокормиться зимой (медведи, бурундуки) впадают в спячку, а птицы улетают в более теплые края, богатые пищей.
Биотические факторы – это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (конкуренция, хищничество, паразитизм и другие).
Активно влияют живые организмы друг на друга. Известно, что все животные, грибы живут за счет зеленых растений, создающих органические вещества, которыми они питаются. Животных, питающихся растительной пищей, называют – травоядными или растительноядными. Но и растения в свою очередь не могут жить без животных. Например, без насекомых-опылителей у многих цветковых растений не образовались бы семена. Без птиц многие бы растения не смогли бы распространять семена, а без грибов такие деревья в наших лесах, как береза, дуб, ель, сосна и многие другие, не были бы такими сильными: с помощью мощной грибницы грибы снабжают их дополнительной влагой и минеральными солями (такой характер взаимоотношений получил название симбиоз). Связи между животными тоже могут быть самыми разнообразными. Они могут быть взаимовыгодными, как у муравьев и тли: питаясь выделениями тлей, муравьи защищают их и распространяют, а многие муравьи «разводят» тлей в своих гнездах. В других случаях отношения между живыми организмами могут носить хищнический характер, когда животные одного вида ловят и поедают животных другого вида (волк – зайца, лиса – мышей и т.д.). Хищники играют важную роль в регуляции численности животных, сдерживают их чрезмерное размножение. Кроме того, хищники служат «санитарами», в первую очередь они убивают ослабленных животных и больных, таким образом, они препятствуют распространению болезней и выживанию более сильных особей. Существует в природе и такие типы взаимоотношений между организмами, как конкуренция и паразитизм, они являются менее жесткими, чем хищничество, так как это не обязательно приводит к гибели хозяина. Конкуренция возникает, когда разные организмы существуют за счет общего ресурса, количество которого ограничено. Так, например конкурентные отношения могут возникнуть в отношении пищевых ресурсов или даже мест для гнездования. Паразитизм – широко распространенное в природе явление. Нет ни одного вида многоклеточных животных или растений, которые не имели бы своих паразитов. Они обнаруживаются даже у бактерий. Паразиты могут населять полости тела хозяина, проникать в ткани или внутрь отдельных клеток, они живут целиком за счет тела своего хозяина, принося ему только вред. Сложный организм хозяина для них – целый мир. Среди паразитов встречаются как животные, так и растительные организмы (клещи, блохи, глисты; раффлезия, заразиха и пр.)
Антропогенные факторы – это совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, разрушение почвенного слоя, нарушение природных ландшафтов и др.).
В последнее время резко усилилось влияние на живые организмы деятельности человека. Это может быть непосредственное влияние, когда человек охотится на тех или иных животных или косвенное, когда при распашке степей, вырубке лесов, осушении болот изменяются условия, в которых жили организмы, и создаются новые, в которых они существовать уже не могут. Большой вред приносит всему живому и загрязнение окружающей среды сточными водами, ядохимикатами, отходами производства. Все это часто ведет к гибели животных и растений, а, в конечном счете – к сокращению многообразия их видов.
IV.Закрепление материала. (выбрать задание)
Задание 1: Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.
Среда обитания:
Почвенная
Наземно-воздушная
Водная
Организменная
Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, корень дерева, ламинария, крот, медуза, дождевой червь, личинка майского жука, ряска, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, человек, трясогузка, гидра, клещ собачий.
Задание 2 : выпишите номер, против него запишите букву правильного ответа.
1. К паразитам относятся: А) амеба Б) блоха В) таракан
2. Растениями питаются: А) бабочки Б) божья коровка В) белки
3. К хищникам относятся: А) дождевой червь Б) клещ В) лиса
4. Что такое "симбиоз"? А) прямое уничтожение жертвы.
В) совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами.
С) форма взаимоотношений, при которых один вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.
5. Что определяет наличие конкуренции? А) ограничение общих ресурсов.
В) избыток общих ресурсов. С) существует независимо от ресурсов
Задание 3: Распределить факторы на три группы: абиотические, биотические, антропогенные.
Радиоактивное загрязнение почвы.
Поедание малины медведем.
Понижение температуры воздуха.
Заражение человека вирусом гриппа.
Выбросы вредных веществ в атмосферу.
Опыление растений насекомыми.
Минеральный состав и содержание гумуса в почве
Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий
Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами
Ультрафиолетовое излучение
Рельеф местности
Лесной пожар, возникший по халатности человека.
Задание 4: Взаимодействия организмов между собой могут быть взаимовыгодными, нейтральными, конкурирующие Учитель: Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках?
1. Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я – хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
(Щука – плотва и караси, хищничество)
2. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Цветок – пчела, симбиоз)
3. Кровь попить у детворы
Любят летом комары,
Потому, что кровососы -
Надоеды – пискуны.
(Комар – человек, паразитизм)
4. Однажды на ужин испробовать волк,
вдруг захотел червяка.
- Тьфу Гадость какая!
Он завопил.
- Посижу на диете пока.
(Волк – дождевой червь, нейтрализм)
Учитель: А может человек влиять на окружающую природу. Правила поведения на природе.
V. Итог урока:
А). Беседа по вопросам:
1. Что нового узнали на прошедшем уроке?
2. Где могут пригодиться полученные знания?
3. Закончите предложение « Теперь я знаю.»
V. Домашнее задание. Подготовить стихи об охране природы; читать пар. 4
Рефлексия.
Учитель: Друзья, сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового.
Оцените, пожалуйста, наше занятие с помощью карточек разного цвета:
Красная – я узнал много нового, мне было интересно.
Жёлтая – я не всё понял, мне было трудно.
Зелёная – я ничего не узнал, мне было не интересно.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться
Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуть, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть.
Оцени занятие Рисунок 1Описание: Оцени занятие ° №ђЗаголовок 115