«Коммуникативно-деятельностный подход в методике преподавания французского языка»
Шаманова Елена Алексеевна, учитель французского языка МАОУ «Школа № 31» г.о.Балашиха.
e-mail: shamanova1@yandex.ruВ статье рассматривается изучение темы «Коммуникативно-деятельностный подход в методике преподавания французского языка» курса французского языка в 5 классе. Предлагается разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку.
«Коммуникативно-деятельностный подход в методике преподавания французского языка»
Для того, чтобы выполнялись современные требования ФГОС для овладения учащимися коммуникативными навыками в процессе изучения иностранного языка, преподавателю необходимо создавать такие ситуации, чтобы учащийся смог использовать полученные им на уроке знания на практике. Именно деятельностный характер занятий на уроках иностранного языка предполагает организацию учебной деятельности, направленную на постановку и решение учениками конкретной учебной задачи.
Объектом обучения коммуникативно-деятельностного подхода является речевая деятельность в след. формах: слушание, говорение, чтение и письмо.
Предлагается разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку.
Данный материал разработан на основе действующей программы по французскому языку для 5 класса в общеобразовательной школе и основан на программе Э.М. Береговская «Синяя птица 5». Предлагаемые задания подготовлены в соответствии с учетом требований к уровню подготовки обучающихся в 5 классах. Система упражнений по французскому языку адресована учителям французского языка и учащимся 5 классов.
В работе представлены 5 вариантов заданий. Данные упражнения направлены на развитие творческих способностей школьников и могут быть использованы для групповой работы, в паре или всем коллективом.
Цель для системы заданий: развитие коммуникативной компетенции и формирование умений и навыков чтения, письма, аудирования и говорения при работе с темой из учебника Э.Береговской «L’oiseau bleu 5», Unité 2 «La cloche sonne».
Задачи:
Образовательная задача:
-формирование базовых навыков аудирования;
-формирование грамматических навыков (глаголы avoir, être);
-автоматизация употребления изученной лексики.
2. Воспитательная задача:
-преодоление психологического барьера в использовании французского языка как средства коммуникации;
-формирование положительного отношения к культуре страны изучаемого языка.
3. Развивающая задача:
-развитие произносительных навыков;
-развитие речевой и языковой наблюдательности.
Упражнения.
Упражнение 1. Развитие навыков чтения, письма, говорения.
Задание. Телеведущий объявил по телевидению номера билетов, выигравших в лотерее. Запишите эти номера цифрами:
Quinze______ vingt-six ______ Quatre______ trente-trois______
Douze______ Sinq______ Seize ______ dix-neuf______
Huit______ vingt et un ______ Onze______ vingt-six ______
Vingt______ dix-sept ______ Trois______ vingt-huit______
Cinque ______ Treize______ vingt deux______ quatorze______
Упражнение 2. Развитие навыков аудирования, говорения. Используется метод перевода французских слов с использованием языковой догадки.
Задание. Определить и перевести названия учебных предметов, не пользуясь словарем:
MA CLASSE.
Dans ma classe, nous sommes vingt-deux. Notre maître est gentil. Nous avons géographie, histoire, français, maths, dessin… Le premier de la classe c’est Gérard. Ma meilleure copine c’est Julie. Nous avons en classe deux petits poissons rouges.
Упражнение 3. «Учимся, играя». Развитие навыков чтения, письма.
Задание. Найдите в таблице соответствующие формы глаголов avoir et être.
Q A E R Y U S U I S
H J K L P L N M B O
E S A E S T Z X C N
S F H J T U I S X T
O L P A V O N S I M
M U O Y T R E W Q S
M J N H G A S F D A
E K T L Z X C V B V
S D R T G N M A I E
S E T E S E Q Z F Z
Упражнение 4. Работа с карточками. Развитие навыков аудирования, говорения. (Диалоговая речь).
Задание. Учитель раздает каждому ученику (А, В, С) карточку с изображением циферблата и стрелок часов. Все карточки разные.
Ученик (А) задает ученику (В) вопрос: - Который час? Quelle heure est-il? Ученик (В) называет время по-французски с карточки, которую не показывает. Ученик (А), должен угадать время и назвать его по-русски.
Ученик (В) задает ученику (С) вопрос: - Quelle heure est-il? и получает ответ на французском. И так по кругу.
Работа по схеме:
А: - Quelle heure est-il? В: - Il est deux heures. А: - Два часа.
B: - Quelle heure est-il? С: - Il est une heure et quart. B: - Час пятнадцать или 15 минут второго.
С: - Quelle heure est-il? D: - Il est midi. C: - Полдень (и т.д.)
Упражнение 5.
Систематизация навыков говорения. (Монологическая речь).
Учитель кладет в мешочек бумажки с названием дней недели (lundi… dimanche) и учащиеся по очереди их вытягивают.
Каждый ученик должен подготовить мини-рассказ о том, как он проводит этот день с использованием изученной лексики. Ученик выполняет задание с опорой на лексический минимум, который учитель заранее записал на доске.
Список литературы.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2009.
Акопян Л.Г. Коммуникативный метод преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург: ОГУ, 2006. – 2762 с.
Французский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Э.М.Береговская. М.: Просвещение, 2012. – 223 с.
Французский язык. 5 класс: Рабочая тетрадь / Э.М.Береговская. М.: Просвещение, 2012. – 131 с.