Технологическая карта. Биология, 6 класс.Строение семян двудольных и однодольных растений
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кличкинская средняя общеобразовательная школа
Предмет: биология
Учитель биологии: Васильева Ольга Васильевна
Класс: 6 (ФГОС)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технологическая карта урока
Тема урока Строение семян двудольных и однодольных растений
Цель урока Изучить строение семян, выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения.
Задачи урока Познавательные:
Изучить признаки царства Животные. Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.
Личностные:
Формировать культуру умственного труда, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям.
Формирование УУД Предметные универсальные действия
- знать строение семян,
- распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений,
- называть значение семян.
Личностные универсальные учебные действия
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
Познавательные УУД
- работать с учебником;
- находить отличия;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Коммуникативные УУД
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
Основные понятия Растения двудольные и однодольные, кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, околоплодник, зародыш.Ресурсы УМК: Биология 6, В.В. Пасечник.
Презентация “Строение семян”
Карточки с заданиями для групповой работы.
Формы урока Комбинированный урок с выполнением лабораторной работы.
Методы Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Формы представления учебной задачи: наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение.Технологии формирования УУД
1) проблемно-диалогическая технология
2) организация учебного сотрудничества
3) технология оценки образовательных достижений
4) информационно-коммуникативные технологии
Методы:
метод проблемного изложения в обучении
частично-поисковый метод обучения
исследовательский метод обучения
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
1) Фронтальная беседа:
Продолжим знакомство с Покрытосеменными. На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:
Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название?
Какие жизненные формы растений вы знаете?
Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №3)
Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №4) Вспоминают, проговаривают определение.
Называют жизненные формы растений
Рассказывают о значении покрытосеменных Растения, у которых образуется цветок;покрытосеменные – так как семена развиваются внутри плода. т.е. они защищены (покрыты) (слайд №1)
(деревья, кустарники, травы)(слайд №2)
Личностные УУД
СмыслообразованиеПознавательные УДД
ЦелеполаганиеИспользование знаково-символических средств
3. Проверка выполнения домашнего задания
Этап проверки домашнего задания:
- проверка знаний терминов;
- ответы на вопросы;
Презентация «Строение покрытосеменных растений»
Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5)
- Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена. В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.
Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных и однодольных растений».Запишите тему урока в тетрадях. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу.
К сегодняшнему уроку вы должны были принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. Какие семена вы принесли? Как и где их используют? Ответьте на вопрос: «Для чего необходимо изучать семена?»
- Какую цель поставим перед собой?
- Зачем нам эти знания? Учащиеся класса комментируют ответы, дополняют.
Отдел «Покрытосеменые»
Высказывают предположения
Учащиеся предполагают план работы.
Вывод: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.
Построение речевого высказывания.
Коммуникативные УУД.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Учет разных мнений.
Познавательные УДД.
Использование знаково-символических средств.
Подведение под понятие.
Аналогия, обобщение.
Установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Аргументация своего мнения и позиции.
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции.
4. Изучение нового материала
Ребята, но все ли семена, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать?
Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?
Для этого вы проведете исследовательскую работу.
Работа в группах.
Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян.
После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами.
Термины:
Зародыш, семенная кожура, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, семядоли
Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений»(слайд №6)
Учащиеся готовят доклады:
1 группа - строение семян двудольных растений
2 группа - строение семян однодольных растений
Проверяют друг у друга знание основных терминов.
Составляют план рассказа.
Монологическая речь.
Диалог.
Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения.
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело.
Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зароды). Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить. Познавательные УДД
Структурирование знаний.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные УДД
Контроль.
Коррекция.
5. Практическая часть урока
Работа в тетради
Задания на выбор.
1. Заполнить таблицу «Строение семян двудольных и однодольных растений».
2. Зарисовать строение семян двудольных и однодольных растений, подписать все части семян.
Проверка выполненного задания.
Беседа по заданию.
Контроль по эталону.
Образцы заполненной таблицы демонстрируются на доске,
показываются образцы рисунков. Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Структурирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Регулятивные УДД
Контроль и коррекция
6. Закрепление материала
А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена(слайд №7) Итак, что же у них общего?
А чем они различаются?
Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия(слайд №8)
Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат(слайд №9).
Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №10)
1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.
2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.
3. Семядоли – это первые листья зародыша растения.
4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.
5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Структуирование знаний.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Построение логической цепи рассуждений, доказательств.
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Аргументация своего мнения и позиции.
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
7. Домашнее задание
Домашнее задание П.1,Творческое задание: подготовить интересные сообщения о семенах. Практическое задание: прорастить семена для эксперимента 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.
-Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.
-Определяют свое настроение в конце урока.
Познавательные УДД
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения.
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело.