Урок по биологии на тему «Лист, как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листьев». 6 класс.
Урок по биологии на тему «Лист, как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листьев». 6 класс.
Цели урока: изучить клеточное строение листа
Задачи:
Углубить знания учащихся о растительных тканях; сформировать представление о связи особенностей строения клеток с их функциями; установить связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом.
Продолжить формировать навыки работы с микроскопами, микропрепаратами, раздаточными материалами, гербариями; умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи; развивать внимание и память.
Воспитывать интерес к предмету, жизни растений, культуру труда.
Тип урока – комбинированный урок
Методы: словесный, репродуктивный, практический.
Оборудование: таблицы «Строение листа», микроскоп, готовые микропрепараты «Лист герани», «Лист камелии», ИКТ (слайды), карточки для индивидуальной работыХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний по теме «»
2 часть – устные ответы. 1. Почему почка это зачаточный побег? 2. Что такое узлы и междоузлия? 3. Что собой представляет удлиненный побег? 4. Что собой представляет укороченный побег? 5. Строение и роль вегетативной почки. 6. Строение и роль цветочной почки.
III Изучение нового материала
А) Лист – вегетативный орган растения.
Б) Функции листа (беседа)
В) Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок).
Г) Формы листовых пластинок (работа с учебником)
Игольчатые (ель, сосна)
Узкие, длинные (пшеница, рожь, кукуруза, ячмень)
Округлые (осина, манжетка)
Сердцевидные (липа, сирень)
Стреловидные (вьюнок, стрелолист)
Ромбовидные
Круглые с загнутыми краями (Виктория регия)
Почковидные (капуста)
Яйцевидные
Овальные и т.д.
Д) Жилкование листьев
Е) Внутреннее строение листа:
покровная ткань (кожица)
устьица, состоящие из замыкающих клеток и устьичной щели.
Мякоть листа (столбчатые клетки, губчатые клетки, межклеточные клетки)
- Что находится под кожицей листа?
Под кожицей листа находится мякоть листа. Она образована клетками основной ткани. Найдите клетки мякоти на рисунке (слайде). В чем особенность их строения? (содержат хлоропласты, форма столбика)
Это столбчатая ткань. Какова функция столбчатой ткани? (фотосинтез)
Под столбчатой тканью находятся клетки губчатой ткани. Они неправильной формы, содержат мало хлоропластов.
- Что находится между клетками? (межклетники, заполненные воздухом)
Ж) Листья светолюбивые, теневыносливые (беседа в сравнении)
IV. Закрепление знаний:
Лабораторная работа № 10
Тема: «Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе».
Цель работы: изучить особенности внутреннего строения листа.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Лист герани»
Ход работы:
1.Рассмотрите гербарный лист; найдите составные части листьев разных растений, определите: какие из этих листьев простые, какие - сложные.
2.Зарисуйте в тетради один из простых листьев с гербарного листа, подпишите его составные части и тип жилкования
3.Найдите на микропрепарате «Лист герани» бесцветные клетки покровной ткани, рассмотрите их. Опишите, какую форму они имеют? Какую роль они играют в жизни листа?
4.Найдите устьица. Зарисуйте форму замыкающих клеток. Найдите между замыкающими клетками устьичную щель, обозначьте её.
Вывод, ответив на вопрос:
-Каково сходство и различие в строении простых и сложных листьев? Для чего нужны устьица растениям?
Лабораторная работа № 11
Тема: «Внутреннее строение листа».
Цель работы: изучение особенности внутреннего строения листа.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Лист герани», «Лист камелии»
Ход работы:
Подготовьте микроскоп к работе, рассмотрите микропрепарат листа камелии; найдите, пользуясь рисунком в учебнике, кожицу, жилку, столбчатую и губчатую ткани.
Какую функцию выполняют клетки столбчатой и губчатой ткани?
Выполните рисунок «Внутренне строение листа» в тетрадь.
Оформление результатов:
2. Заполните таблицу:
Ткань Месторасположение Значение
Сделайте вывод, ответив на вопрос: Каково внутреннее строение листьев?
Задание: О чем идет речь?
1.Устьичная щель, замыкающая клетка, хлоропласт, транспирация (устьице)
2. Столбчатая ткань, межклетник, фотосинтез, губчатая ткань (мякоть листа)
3. Передвижение веществ, проводящий пучок, прочность (жилка)
V.Рефлексия
VI. Домашнее задание. § 16, составить кроссворд на тему: «Лист»