Общее представление об этиологии и патогенезе причин снижения у школьников учебных возможностей.


Подготовила :Учитель ИЗО
Педагог-психолог
Новикова Е.Н.
Общее представление об этиологии и патогенезе причин снижения у школьников учебных возможностей.
Во все времена проблема изучения школьников в процессе учебно-трудовой деятельности и возможности активизации учебного процесса выступает на первый план. В настоящее время всё большее количество детей, испытывающих трудности продолжают обучаться в массовой школе. Приступая к обучению, свою педагогическую деятельность нужно начинать с изучения состояния потенциальных возможностей школьников, проявляющихся в процессе учебно-трудовой деятельности. В связи с этим, правильно было бы считать каждого педагога дефектологом, и расширить объём изучения основ дефектологии наравне с основными дисциплинами во всех педагогических учебных заведениях.
Проблема «аномалии» – одна из самых сложных проблем современного общества в целом. Вопрос об Аномалии человека может рассматриваться не только в контексте усвоения знаний и поведения. Аномалия включает в себя особенности состояния и развития таких процессов, как моторная и сенсорная реакция, особенности восприятия, памяти, мышления и т.д., эмоционально-волевой сферы, половых различий. Наряду с нормой существует множество индивидуальных особенностей аномалий развития школьника. В массовой школе педагоги не всегда задумываются над тем, соответствует ли на данном этапе обучения потенциальные учебные возможности школьника требованиям, которые к нему предъявляются.
Успешное решение учебно – воспитательных задач коррекции аномалий развития школьников возможно на основе применения педагогического технологического коррекционно-развивающего обучения.
Встаёт вопрос, нужно ли изучать детей. Приступая к обучению, необходимо иметь общее представление о том, кого и как предстоит учить.
Учитывая то, что не всегда можно в совершенстве знать клинику медицинского описания причин (ЭТИОЛОГИЮ) возникновения психологических и физических расстройств, однако в общем виде важно учитывать возможные последствия патофизиологических механизмов и их развития (ПАТОГЕНЕЗ) при организации учебного процесса. Педагог не занимается лечением. Для него важна профилактика последствий ранее приобретенных и сформировавшихся дефектов психофизического состояния школьников. Часто педагогу приходится сталкиваться с активными проявлениями последствий различного рода, психофизических расстройств, ведущих к душевно- травматическим состояниям и как следствие к снижению познавательной деятельности. Важно изучать психофизическое состояние школьников на каждом этапе учебно-трудовой деятельности и на этой основе заниматься коррекцией последствий приводящих к снижению учебных возможностей школьников в процессе обучения при:
Знании формулировок, определений учебного материала;
Понимания назначения усвоенных знаний, свойств, явлений и приёмов выполнения практических действий в процессе предстоящей учебной деятельности;
Применении на практике школьником полученных знаний, умений и навыков.
Знание и учет возможных психофизических патологий и причин, которые приводят к снижению потенциала учебной деятельности, позволит выбрать адекватные приемы и методы обучения школьников. Особую трудность представляет изучение психопатологических состояний школьников для последующей разработки наиболее нужных приемов и методов обучения.
При обучении школьников, важно знать какие психофизические состояния приводят к снижению учебных возможностей (эпилепсии, неврозы, шизофрения, аутизм, частые соматические заболевания, снижение слуха, зрения.) В этой связи основной задачей педагога является общее изучение выраженных проявлений патологического состояния ребенка для создания условий к активизации деятельности. Изучение данных особенностей нужно начинать со знакомства анатомии и физиологии мозга и основных форм его заболевания. Как правило, мозговые заболевания приводят к снижению учебных возможностей человека за счет наследственных, соматических, инфекционных или травматических заболеваний. И.П. Павлов отмечал, что нервная система «невыразимо сложнейший и тончайший инструмент отношений, связи многочисленных частей организма между собой и организма, как сложнейшей системы с бесконечным числом внешних влияний».
Связь человека с внешним миром осуществляется через органы чувств (зрение, слух.), и значит если есть телесные нарушения отстает и развитие. Поэтому очень важно знать основы генетики – учение о влиянии наследственных факторов развития человека, а также эмбриологии – учения о внутриутробном развитии плода.
Условно причины снижения потенциальных возможностей обучения школьников можно разделить на две группы:
Внутренние (Эндогенные)- наследственность.
Внешние (Экзогенные) -приобретенные.
А. С. Чистович отмечал, что психолого-педагогическое изучение состояния учебных возможностей и особенностей развития школьников следует начинать с изучения экзогенных причин и наследственности. Как известно, под наследственностью понимают процесс слияния ядер клеток, которые проявляют факторы сходства человека с предками. В каждой клетке есть ядро, содержащее тельце (хромосомы). Повреждение хромосомы приводит к нарушениям развития, свойственному данному участку хромосомы. Наука доказала, что практически невозможно проследить жизнь человека от рождения до появления потомства. Поэтому влияние наследственности на умственное развитие человека не приходится. (Если только цвет глаз, группа крови). Снижение же, учебных возможностей, зависит от ряда дополнительных факторов жизнедеятельности, которые воздействуют на организм ребенка, начиная с утробы матери и в процессе дальнейшей жизни.
Другими причинами снижения учебных возможностей являются последствия поражения головного мозга и центральной нервной системы менингитами и энцефалитами, перенесенными в последние месяцы внутриутробного развития или на протяжении первых двух лет жизни, которые мешают нормальному дальнейшему развитию мозга. Плод, который подвергался вредным воздействиям во время беременности имеет патологические изменения (изменение формы ушей, заячья губа, отсутствие пальцев и т.д.)
Главной причиной снижения учебных возможностей школьников может служить травма мозга, полученная во время родов или в первые годы жизни.
На вопрос в чем состоит предрасположение к снижению учебных потенциальных возможностей: в особенностях строения и развития мозга или возможностях сопротивления организма наследственным внутренним или внешним факторам развития, до настоящего времени нет четкого ответа.
Тем не менее, в коррекционных школах педагог дефектолог обучает школьников, которым установлен медицинский клинический диагноз- олигофрения (малоумие - проявление разных форм умственного недоразвития, вызванные различными внешними или внутренними факторами). Олигофрения – побочное явление приводит к неправильному замедленному умственному и физическому развитию, ведущему к нарушениям мышления и как следствие к снижению потенциала учебных возможностей.
Существует и другая сходная форма снижения учебного потенциала школьников – педагогическая запущенность (ЗПР). Причины безнадзорность, оставление без педагогического внимания, физические дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, частые пневмонии, диабет, ревматизм и т.д. Следует помнить, что обладая нормальным мозгом у данных детей при определенных условиях он функционально ослаблен. Такие дети при создании определенных условиях обучения легко догоняют своих сверстников и нормально обучаются в обычных школах.
Любая клиническая форма олигофрении, имбицильности, дебильности, зпр, вызывают снижение учебных возможностей школьников, и приводит к отставанию в психическом и педагогическом развитии школьников, которое обусловлено нарушением или дефектом состоянием какой- то части мозга, в результате наследственных факторов, перенесенных инфекционных, хронических заболеваний или травм.
Не всегда удается в полной мере выяснить причины, лежащие в основе той или иной патологии, однако важно иметь общее представление о возможных причинах и последствиях, приводящих к снижению потенциала учебных возможностей, проявляющихся отдельных школьников на разных этапах учебно-трудовой деятельности.
Литература
Патракеев В.Г…………….. Педагогические технологии М/ 2013г.


Значение имени Тимофей
Имя это произошло от греческого `тимофеос`, что в переводе на наш родной язык означает `почитающий бога`. Получили такое трактование имени следующим образом: time - честь, почет и theos - бог. На территорию России это имя пришло из Византии в период принятия христианства языческой Русью. Святым покровителем всех Тимофеев является христианский мученик Тимофей, князь Псковский, который был причислен к лику святых после того, как он принял мучения за православную веру. Тимофей по натуре теоретик, а не практик, не любит брать на себя ответственность, избегает ситуаций, в которых нужно быстро принимать решение, непостоянен.
Тимофей очень чувствителен и восприимчив. Он многим интересуется, многое хочет узнать, но воспринимает все по-своему и остро реагирует на то, как относятся к нему родители. Он покладист с теми, кто его уважает, - в школе не будет проблем. Тимоша тщеславен и нуждается в похвале.
Однако, это только первое впечатление: люди, узнавшие его чуть поближе, легко обнаружат за этой несколько серьезной маской нормального человека с достаточно сильными эмоциями.

Секреты общения
Бывает, что если самолюбие Тимофея слишком сильно ущемлено воспитанием или жизненными обстоятельствами, он может долго помнить обиду, однако это очень редкий случай. Гораздо чаще в силу уравновешенности его внутренней энергии Тимофей достаточно спокойно реагирует на конфликт. Даже если он и не выльет свое недовольство сразу, он не станет долго таить зло, найдя разрядку в своем близком кругу. Обычно Тимофей в общении держится ровно со всеми, но завоевать его доверие может помочь, пожалуй, только душевный разговор один на один. Не стоит забывать также, что если вам доведется попасть в компанию, где Тимофей чувствует себя среди своих, вы легко обнаружите в нем незаметные ранее качества.