Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы «Формирование единой информационно-образовательной среды образовательной организации в условиях введения ФГОС ООО»
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение экономики и управления образования
Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы
«Формирование единой информационно-образовательной среды образовательной организации в условиях введения ФГОС ООО»
(наименование программы)
Деятельность воспитателя ГПД по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни.
(Клубный час «Знатоки спорта»)
Авторы проекта:
Абдулвалиева Т.Ш.- МБОУ СОШ №112 г. Казань
Каримова Г.З.- МБОУ СОШ № 111 г. Казань
Неклюдова Г.Ф.-МБОУ СОШ №2 г. Агрыз РТ
Хисматуллина Л.Ш.-МБОУ гимназия №20 им. «Абдуллы Алиша»
г. Казань
Научный руководитель: Рахимова Э.К. ________
Куратор: Зиннатуллина Г.Ф.__________
Проект допущен к защите:
«__»____________ 2015 г.
Казань, 2015
Оглавление
Введение3
Актуальность проекта5
Цель и задачи проекта ..............6
Проектное решение7
Жизненный цикл и этапы реализации проекта......12
Бюджет проекта.14
Ожидаемые результаты реализации проекта.14
Риски реализации проекта и пути их преодоления15
Основные критерии и показатели эффективности
реализации проекта..15
Заключение16
Список использованных документов
и источников информации..17
Приложения.......18
1. Введение
«Добыть и сохранить здоровье
может только сам человек».
Н.М.Амосов
В настоящее время предпринимаются различные меры, направленные на развитие образованности детей в соответствии с требованиями поколения. Во многих образовательных учреждениях осуществляется расширенная подготовка учащихся по отдельным программам. Это обусловлено существованием социального заказа, как со стороны самих детей, так и их родителей. В настоящее время современные учреждения образования работают в режимах функционирования и развития одновременно. Стремление достигнуть высоких успехов в усвоении разносторонних аспектов социального опыта часто выходит на первый план, не учитывая других важных аспектов развития человека. Однако, известно, что гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности. Одной из важнейших предпосылок гармоничного развития является сохранение и укрепление здоровья человека. Деятельность учащихся в образовании сопряжена с высокими нагрузками, часто ведущими к перегрузкам, что определяет необходимость учёта фактора здоровья в её организации. Таким образом, здоровье детей является важным условием эффективного их участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении учащимися заданного уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту. В то же время, статистические данные по состоянию здоровья детей показывают, что меры по здоровье - сбережению, принимаемые в практике образования, недостаточно эффективны.Педагогу сегодня приходится работать, по сути, с больным поколением детей. По данным специалистов, около 90% из них имеют нарушения физического и психического здоровья. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. К окончанию школы у 50% детей отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья и лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целости окружающего мира. Исходя из этого понимания, современная школа должна дать ученику: прочные знания по предметам; развить общекультурный кругозор; помочь в развитии способностей; приобрести опыт общения с людьми; сформировать: способность ориентироваться в жизни, умение вести себя (правила поведения); дать представление о различных профессиях, представление о ценностях, смысле жизни; умение мыслить самостоятельно; сформировать навыки здорового образа жизни, т.е. дать ребенку социальные ориентиры – чтобы он мог определить свою роль в обществе и адекватную манеру поведения.
В условиях реализации ФГОС в общеобразовательных учреждениях, большое значение имеет программа ГТО, обозначенные в «Положении о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», утвержденном в 2014 году правительством России и цели школьных занятий физической культурой, несомненно, совпадают. Занятия физическими упражнениями и играми в режиме школы продленного дня должны рассматриваться как часть многогранного процесса, направленного на физическое развитие ребенка в сложных современных условиях школьной жизни. Эти занятия могут и должны стать частью процесса гармоничного и всестороннего развития личности, воспитания патриотизма и обеспечения преемственности в осуществлении физическоговоспитания.
2.Актуальность проекта
Наше будущее зависит от сегодняшних выпускников, от их физического и нравственного здоровья. Физическая культура и спорт оказывали положительное влияние на человека во все времена, но сегодня когда так много внимания уделяется развитию интеллектуальности, творчеству, их роль в жизни человека возрастает. Залог успещности человека - гармония душевного и физического развития.
В теории и методике физического воспитания достаточно давно сформулированы принципиальные установки по перестройке системы физического воспитания, главная из которых ориентирует этот процесс на реализацию принципов гуманистической педагогики и психологии. Особенно активно спортивно - оздоровительная парадигма стала внедряться в методологию физического воспитания в связи с внедрением ФГОСов, ориентирующих образование на гармоничное развитие личности при сохранении его здоровья в условиях интенсифицированного образовательного процесса. Основной целью перестроенного на этих концептуальных началах педагогического процесса становится формирование физической культуры учащихся . Данное направление совершенствования системы физического воспитания получило массовое признание. Как следствие, значительно расширился спектр проектов и программ в сфере физической культуры и спорта. Одновременно, по инициативе президента РФ, значительное внимание было обращено на укрепление здоровья населения и развитие массовой физкультуры и спорта. В последние годы в школах силами государства стали оборудоваться стадионы, спортивные и игровые площадки.
Данный проект разработан с целью приобщения школьников к здоровому образу жизни. Проект предполагает повышение уровня информированности и обогащение детей знаниями о спортивных мероприятиях, проходящих в нашей стране и нашей республике.
Возросшая в последнее время актуальность темы здорового образа жизни помогает людям приходить к тому, что несбалансированное питание, вредные привычки, огромное количество стресса, отсутствие достаточного количества физических нагрузок негативно сказываются на самочувствие, количестве заболеваний и продолжительности жизни. Корень проблемы отчасти кроется еще в детстве каждого человека. В современном обществе ребята получили гораздо больше соблазнов внутри помещения, чем на улице. Достаточно часто можно встретить тех, кто предпочтет компьютерную игру веселому футбольному матчу на площадке.
Практиковать здоровый образ жизни в семье просто необходимо, чтобы дети получили представление о том, как можно эффективно взаимодействовать с собой и с окружающим миром на примере своих родителей. Впоследствии ребенок уже сам сможет выбрать для себя правильные жизненные ориентиры, поскольку это нужно в первую очередь, ему самому. Здоровый образ жизни и спорт - основа долголетия.
3.Цель и задачи проекта
Цель проекта: формирование потребности детей в здоровом образе жизни, пропаганда физической культуры и укрепление здоровья детей. Задачи проекта:
укрепление здоровья и гармоничного физического развития школьников;
развитие и укрепление двигательных умений, навыков и физических качеств детей;
воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.
формирование ценностного отношения к здоровью, активной гражданской позиции, чувства гордости за свою Россию, Республику Татарстан.
Формирование УУД через физическое воспитание и укрепление здоровья детей.
Целевая группа проекта:
3.1.Объект исследования: учащиеся группы продленного дня.
3.2.Предмет исследования: укрепление здоровья и гармоничного физического развития школьников.
4.Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
В свете последних событий мирового уровня, которые были проведены в России и в Республике Татарстан; универсиада 2013 год, олимпиада 2014 год, соревнования по водному спорту 2015 год, новизна состоит в том, что очень много делается для того, чтобы дети были здоровы и физически развиты. Ведь наше поколение - будущее нашей страны. Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому многие дети остаются в школе до самого вечера. В нашей школе функционируют группы продленного дня. В группе продленного дня дети могут найти для себя то дело, которое ему по душе. А роль воспитателя - направить его в нужное русло и не забыть, о том, что физическое воспитание и укрепление здоровья и гармоничного физического развития школьников, это и есть будущее нашей страны.
Сценарий спортивного мероприятия «Знатоки спорта».
Место проведения: спортивный зал
Время проведения: 14.00 час
План проведения:
1.Открытие
2.Спортивная викторина
3.Эстафета4.Подведение итогов и награждение.
5.Закрытие
Оборудование и инвентарь: проектор, экран, презентация, 16 медалей, флаг России, флаг Татарстана, 2 малых мяча, 2 обруча, 2 скакалки, 2 волейбольных мяча, 2 пары «лыж», 2 футбольных мяча.
Ход мероприятия:
1 ведущий: В нашем зале спортивный праздник.
Мы собрали всех ребят.
В спортивных играх, дружно
Все участвовать хотят.
2 ведущий: Праздник радостный красивый
Лучше не было и нет.
И от всех детей счастливых
Знатокам мы шлем привет!
Воспитатель: Вчера у нас прошел отборочный тур в форме викторины и в результате мы приглашаем выигравшие в этой викторине 2 команды на открытие клубного часа «Знатоки спорта». ( Каждая команда в отличительной форме и со своей эмблемой выходят по музыку и встают друг против друга.
-Представляем командам и зрителям наше компетентное жюри: ( В качестве жюри: ЗДВР, родительский комитет, учитель физкультуры. Для жюри выдается протокол результатов). (Приложение №1)
-А сейчас для торжественного открытия спортивного праздника мы приглашаем капитанов команд.
-Поднять флаг России предоставляется капитану1-ой команды (Звучит гимн России).
-Поднять флаг Татарстана предоставляется капитану 2-ой команды (Звучит гимн Татарстана), (Приложение 3)
-Сегодня мы проведем спортивные игры с клятвы.
1 ведущий: Клянемся быть честными, к победе стремиться,
2 ведущий: Рекордов высоких клянемся добиться! Клянемся!
Все хором: Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Воспитатель:
Ребята, а теперь я буду задавать вопросы отдельно каждой команде. Команда не ответившая на вопрос, автоматически вопрос переходит к другой команде.
-А сейчас начнем с викторины.
1.Какое спортивное мероприятие мирового уровня проводилось у нас недавно в России? (Олимпиада 2014 году.)
2.Где она проводилась и в каком году? ( В Сочи 2014 год)
3.Какая? Зимняя или летняя? (зимняя)
4. Перед вами талисманы. Посмотрите, с какого чемпионата эти талисманы? (Барсик-Универсиада, леопард, зайчик, мишка-Олимпиада. 2 барсика-по водным видам спорта. Мальчик- «Итиль» Девочка- «Алсу»)
5. А какой вид спорта впервые в мировой практике был включен в соревнования во время Универсиады 2013 года? (Это татарская национальная борьба (корэш)
6.А где впервые проводились Олимпийские игры? (В Древней Греции, на горе Олимп).
Действительно, в Древней Греции на горе Олимп, отсюда и название Олимпийские игры. В это время прекращались все военные действия, дороги были безопасны. А победители соревнований награждались венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почетом и уважением.
7.Чем являются слова "Быстрее, выше, сильнее? (Девизом Олимпийских игр).
8.А какие два спортивных соревнований международного уровня проводились в Казани? (Универсиада 2013 год и чемпионат по водному спорту 2015 год)
9.Что означает переплетение разноцветных колец в эмблеме олимпийских игр? (Символ дружбы пяти континентов).
10.Из каких цветов состоят кольца? (Красный, синий, желтый, голубой, коричневый).
11. Как часто проводятся Олимпийские игры? (Один раз в четыре года).
12. Каждая команда получает конверт с буквами, вы должны переставить буквы так, чтобы образовались слова-названия видов спорта. (теннис, футбол, хоккей), (Приложение №2)
13.А какие экипировочные принадлежности необходимы для занятий данными видами спорта? (дети показывают на принадлежности
предварительно развешенные на стенах спортзала.)
14.Какие слова относятся к данным видам спорта?
ТАЙМ, ГЕЙМ, ГОЛ, СЕТ, ШТАНГА, ПЕНАЛЬТИ, ШТРАФНОЙ, БУЛЛИТ.
-Объясните значение этих слов?
15.Ребята, каких спортсменов вы знаете и каким видом спорта они занимаются? (Владислав Третьяк, Сергей Овчинников, Александр Кержаков. Андрей Оршавин, Мария Киселева, Мария Шарапова, Ирина Роднина, Алесей Ягудин, Ирина Слуцкая)
Воспитатель: Вы просто молодцы! А сейчас мы попросим наше жюри объявить оценки за этот конкурс.
-Ребята, а сейчас переходим к нашим соревнованиям.
ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ
1.Эстафета «Хоккей с мячом»
Каждый участник ведет хоккейной клюшкой малый мяч, обегает контрольный флажок, возвращается, передает эстафету следующему.
2. Эстафета «Веселый биатлон»
1-ый участник бежит на «лыжах» до контрольного флажка и бросает малые мячи в цель (ведро), возвращается назад, передает эстафету следующему, 2-ой участник бежит на «лыжах» и забирает мячи и т.д.
3. Эстафета «Фигурное катание»
Участники встают парами. Пара встает на старте, подняв левую ногу. По сигналу начинает прыгать на правой ноге до определенной отметки, где меняют ноги, и обратно выполняют прыжки на левой ноге.
4.Эстафета «Перекати поле»
Бежать спиной вперед и с помощью обруча катить малый мяч до стойки и обратно.
5.Эстафета «Дружба»
Удерживая лбами волейбольный мяч и взявшись за руки. Два участника команды бегут до стойки и обратно. У линии старта передают эстафету следующей паре.
6. Эстафета «Кенгуру»
Первый игрок каждой команды зажав мяч между коленями бежит до отметки, оставляет мяч и возвращается к команде. Второй бежит к мячу и возвращается зажав мяч между коленями и т.д.
7.Эстафета «Мяч над головой»
Участники игры встают близко друг другу высоко подняв руки вверх. Первый стоящий передает мяч по верху над головой другому. Последний получивший мяч бежит вперед и встает впереди стоящего и передает мяч над головой и т.д.
8.«Меткий футболист»
В начерченный на полу круг кладут мяч, а в 10 шагах от мяча становится игрок. Игрок должен пнуть мяч, чтобы попасть в мяч , который находится в кругу.
9. Эстафета «Два капитана»
Капитаны обеих команд становятся в свой начерченный круг. Остальные игроки должны кинуть мяч своему капитану. Капитан должен поймать его.В этом случае команда получает 1 балл.
10. Эстафета «Со скакалками»
Каждая команда выбирает своего самого сильного прыгуна. Обеим командам дается свисток. Кто дольше всех проскачет на скакалке, та команда зарабатывает 1 балл.
11. Эстафета «Праздничная»
Добежать до противоположной стены зала, взять 1 лист с буквой и вернуться обратно. Эстафета считается законченной, когда выстроилась, держа перед собой составленное слово.
Использованные слова: СЧАСТЬЕ! КРАСОТА!
-Наши соревнования подошли к концу. Жюри подводит итоги.
Воспитатель: Всем спасибо за вниманье, за задор, за звонкий смех.
За огонь соревнованья, обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь.
Говорим вам «До свиданья, до счастливых новых встреч!»
Выступление жюри.
Награждение. Вручаются медали (за 1 место золотые медали, за 2 место-серебряные медали)
Исполнение гимна телеигры «Большие гонки», при этом флаги спускаются.
Дети уходят по музыку из зала. (Приложение 4)
5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: с 2014-2018 год
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный 2014год
2.Основной 2015-2017 год
3.Заключительный 2018 год
Программа проектных мероприятий
№
Комплекс мер
Место проведения
Срок проведения
Ответственный
Этап 1
1.
Выявление группы здоровья (основная, подготовительная)
спортзал
Сентябрь
2014
Учитель физкультуры,
воспитатель ГПД
2
Разделение ГПД на группы (основная, подготовительная)
спортзал
Октябрь
2014
воспитатель ГПД
Этап 2
1.
Проведение бесед по технике безопасности
Класс, спортзал, спортплощадка.
Сентябрь 2014-2018 годы
Учитель физкультуры,
воспитатель ГПД, родители.
2
Проведение веселых старт, эстафет, спортивных игр.
Спортзал, спортплощадка.
2014-2018 годы
Учитель физкультуры,
воспитатель ГПД
Этап 3
1
Открытые внеклассные мероприятия
спортзал
2015-2018 год
Учитель физкультуры,
воспитатель ГПД, родители.
2.
Выступление и отчет о деятельности ГПД в формировании потребности детей в здоровом образе жизни, пропаганда физической культуры и укрепление здоровья детей
Педсовет
2018 год
воспитатель ГПД.
6. Бюджет проекта
Статья расходов
Источник финансирования
Объем собственных средств (руб.)
Объем запрашиваемых средств (руб.)
Внебюджетное
Спонсоры, родители
200 руб
Бюджетное
Школа
500 руб
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
формирование потребности детей в здоровом образе жизни, пропаганда физической культуры и укрепление здоровья детей
укрепление здоровья и гармоничного физического развития школьников и укрепление двигательных умений, навыков и физических качеств детей;
развитие и укрепление двигательных умений, навыков и физических качеств детей;
Привитие любви к физической культуре и спорту, к учебе, чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.
ценностного отношения к здоровью, активной гражданской позиции, чувства гордости за свою Россию, Республику.
7.1 Прогнозируемые социальные эффекты
1
2
Стейкхолдеры
Социальные эффекты
Обучающиеся
Радость от пребывания в школе
Родители
Здоровых детей, снижение заболеваемости, качество обучения выше.
Педагогический коллектив
100% явка детей в школе; качество и успеваемость.
8. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1
2
3
Риски
Условия возникновения
Пути преодоления
Мотивационные
Заболеваемость
Лечение, делать зарядку.
Карантин в школе
Заболеваемость
Лечение, делать зарядку.
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1
2
3
Критерий эффективности
Условие (%)
Измеритель
Пробуждение интереса к занятиям физкультуры и спорта
100 %
Награждение учащихся
Заключение
Одно из ведущих мест, в формировании здорового стиля жизни школьников играет потребностно-мотивационная сфера, позволяющая им включаться в процесс познания и формирования здоровья, для чего необходимо создание определенных условий (квалифицированные специалисты в области педагогики и спорта, инновационные подходы в методике преподавания физической культуры с непременным учетом физиологических и психических качеств каждого обучающегося, с акцентом на здоровьесберегающих технологиях, сотрудничество с психологической службой, медицинскими работниками, оборудованные спортзалы, разнообразие спортивных секций, в том числе и для детей с ограниченными возможностями).
В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения в системе образования должны быть созданы условия, необходимые для дальнейшей самореализации личности. Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей. В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в ГПД прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.
Учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Если ребёнок с радостью идёт утром в школу, если ему комфортно на уроке, если от общения с педагогом, с одноклассниками он получает удовольствие,тоэто помогает сохранить психическое здоровье ученика. Поэтому, на сегодняшний день это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно- воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
2.ВакуленкоЛ.С. Психология детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие - М.: Форум, 2013.
3.Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы. М.:ВАКО, 2015.
4.Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Внеклассные мероприятия: 3 класс . М.:ВАКО, 2012.
5.Степанов П. В., Сизяев С.В., Сафронов Т. Н. Примерные программы внеурочной деятельности (Спортивно-оздоровительная деятельность, Туристско-краеведческая деятельность), 2011.
6. Интернет ресурсы:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-409521.html - практическая
внеклассная работа в 1 классе «Сам себе я помогу, я здоровье
сберегу»
http://metodsovet.su/load/nach_inoe/proek_deyat/proekt_quot_propaga
nda_i_formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_quot/174-1-0-900 -
проект «Пропаганда и формирование здорового образа жизни»
Приложение №1
Протокол результатов
№
Названия команд
Эстафеты
Мальчики
«Итиль»
Девочки
«Алсу»
Эстафета «Хоккей с мячом»
Эстафета «Веселый биатлон»
Эстафета «Фигурное катание»
Эстафета «Перекати поле»
Эстафета «Дружба Кенгуру»
Эстафета «Мяч над головой»
Эстафета «Меткий футболист»
Эстафета «Два капитана»
Эстафета «Со скакалками»
Эстафета «Праздничная»
Дополнительные очки
Штрафы
Итоги
Приложение №2
Приложение №3
Гимн России
Музыка А. АлександроваСлова С. Михалкова
1.Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна. Могучая воля, великая слава Твоё достоянье на все времена!
Припев
Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2.От южных морей до полярного краяРаскинулись наши леса и поля.Одна ты на свете! Одна ты такая Хранимая Богом родная земля!
3.Широкий простор для мечты и для жизниГрядущие нам открывают года.Нам силу даёт наша верность Отчизне.Так было, так есть и так будет всегда!
Гимн Татарстана
1.М‰Sге яш‰, газиз Ватаныбыз,
Халкым тели изге тел‰кл‰р!Гомерлекк‰ якын туган булыпЯши безд‰ т™рле милл‰тл‰р.К_п гасырлар кичк‰н чал тарихлыДанлы илем, _зеS бер дастан! Синд‰ ген‰ безнеS язмышыбыз, Республикам минем, Татарстан!
Цвети, священная земля моя, Да будет мирным твой небосвод! Единый дом у нас, одна семья, Живет в согласии наш народ. Богатый мудростью седых веков, Надеждой, верою ты нам стал, И пусть хранит тебя моя любовь, Моя Республика, мой Татарстан!
Приложение 4
Текст песни: «Давай Россия»
Россия! Россия!Давай, Россия! Давай! Давай!Давай красиво! Давай! Давай!Давай, Россия! Давай! Давай!Давай красиво! Давай! Давай!1.В ногу! Опять идёт в ногу!Упёртые рогом!Выходим красиво! Готова Россия!Мы влупим гол скороВсё сделаем клёво!Всех сделаем снова!Россия готова!Припев:Давай, Россия! Давай! Давай!Давай красиво! Давай! Давай!Давай, Россия! Давай! Давай!(Давай! Давай! Давай! Давай!)Гол! Гол! Гол! Мы выйграем гонку!Гол! Гол! Гол! Россия-чемпионка!Гол! Гол! Гол! Забей, забей в догонку!Гол! Гол! Гол! Россия-чемпионка!Скоро под Фабрику хором2.Споёт любой город!Всё будет красиво!Готова Россия!Не виски, а водка.Не тоник, а пиво.Не пальмы, а ёлки.Не camel, а Прима.
С И Н Е Т Н
У Т Б Л О Ф
О К Й Х Е К
С И Н Е Т Н
У Т Б Л О Ф
О К Й Х Е К
15