Аппликация из засушенных растений Букет цветов
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области
Открытое занятие
«Букет цветов»
Аппликация из засушенных растений
Подготовила:
Касаткина Оксана Николаевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Бирюч, 2014г.
Название разработки: открытое занятие.
Название и форма проведения: «Букет цветов». (Аппликация из засушенных растений), комбинированное занятие
Пояснительная записка
Цель: формирование экологической культуры учащихся посредством работы с природным материалом.
Задачи: Расширять знания учащихся о традиционных праздниках – День матери. Продолжать знакомить детей с историей возникновения аппликации, с ее видами. Продолжать учить делать аппликацию из засушенных растений.
Учить передавать красоту природных объектов в аппликациях из засушенных растений.
Развивать у учащихся интерес к традиционным праздникам, интерес к занятиям с засушенными растениями, познавательный интерес, умение чувствовать и видеть прекрасное в окружающем нас мире, отражать увиденное в своих работах.
Воспитывать патриотические чувства, уважение к традициям своего народа, аккуратность в работе.
Форма проведения: комбинированное занятие.
Метод проведения: Словесный метод: рассказ, диалог; наглядный метод: иллюстрации, аппликации, выполненные из засушенных растений; метод практической работы; проектно-конструкторский метод.
Возраст детей: 9 - 11 лет.
Условия для проведения: отдельный кабинет.
Оборудование: рисунки детей «Моя любимая мамочка», книги о матерях, изображения лепестков цветов для рефлексии (синий, красный цвет), аппликации, выполненные в разных техниках, сухоцветы, картон, клей ПВА, «Титан», ножницы, кисточки, простые карандашиМетодические советы на подготовительный период: дети вместе с педагогом готовят выставку рисунков «Моя любимая мамочка», изготавливают букеты из сухоцветов в разных по форме вазах, корзинах, организуют из них выставку. Педагог готовит выставку аппликаций, выполненных в разных техниках, выставку книг о маме, выставку учебной литературы «Работа с засушенными растениями».
План открытого занятия
I. Организационный момент.II. Основные этапы занятия.
Рефлексия.
Сообщение темы и цели занятия.
Краткая информация о празднике «День матери».
Беседа «Что такое аппликация».
Анализ образца.
«Экологическая минутка» - компетентностно-ориентированное задание.
Практическая работа «Составление аппликации».
Техника безопасности.
Физкультминутка.
Практическая работа. Выполнение аппликации.
Оформление выставки аппликаций.
III. Домашнее задание. Рефлексия.
IV. Итог занятия.
Ход открытого занятия
Организационный момент.
Педагог: Ребята, я прошу вас, прежде чем вы пройдете в кабинет, обратить внимание на выставку организованную в зале. Вы видите свою выставку рисунков, посвященную мамам «Моя любимая мамочка», а так же выставку книг, в которых рассказывается о разных мамочках, об их жизни, их труде, профессиях и любви к своим детям. Эти книги, вы можете просмотреть и, если вам будет интересно, можно взять домой и почитать.
II. Основные этапы занятия.
Рефлексия.
Педагог: А теперь проходите в кабинет, я для вас приготовила лепестки для цветков двух цветов (синий и красный). Перед вами на стенде прикреплены соответствующего цвета серединки от цветка, пожалуйста, поместите свои лепестки на цветок в зависимости от настроения, с которым вы пришли на занятие: синий – грустное, заниматься не хочется, красный – пришел на занятие в хорошем настроении, хочется заниматься.Рефлексия.
Сообщение темы и цели занятия.
Педагог: А теперь, посмотрите на материал, который понадобится нам для работы и скажите, догадались ли вы, что мы с вами будем делать на сегодняшнем занятии. Почему у нас в зале организованны такие выставки, как они связаны с тем, что вы видите в кабинете.
Ответы детей.
Педагог: Многие из вас, конечно же, догадались, ну а кто еще не понял, я вам дам подсказку в виде стихотворения.
Я верю, что женщина –
Чудо такое,
Какого на Млечном путиНе сыскать,
И если «любимая»-
Слово святое,
То трижды священное-
«Женщина – мать».
Краткая информация о празднике «День матери».
Педагог: Сегодня свое занятие мы посвятим празднику «День матери», который отмечается каждый год в ноябре.
Мамы, как, впрочем, и все женщины, любят получать цветы, но так как в это время года живых цветов нет, мы сделаем букет из засушенных цветов. Но прежде, я хочу вам немного рассказать о самом празднике «День матери».
Педагог: Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Этот праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
Праздник День матерей России был установлен Указом Президента РФ в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября. В этот день по традиции поздравляют всех мам, а на государственном уровне чествуют женщин, добившихся успехов в воспитании детей и многодетных мам, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.
Вот и мы сегодня выразим свое почтение и уважение нашим мамам.
Беседа «Что такое аппликация».
Педагог: Итак, сегодня мы с вами выполним аппликацию из засушенных растений «Букет цветов», и постараемся в своей работе выразить всю любовь и уважение к маме.
Педагог: Но для начала, давайте вспомним, что же такое аппликация.
Ответы детей.
Педагог: Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой в украшении одежды, предметов быта, для создания декоративного панно, картин.
Педагог предлагает обратить внимание на выставку аппликаций.
Педагог: Обратите внимание на аппликации, представленные на выставке. Одинаковый ли материал используется для их выполнения? Как вы думаете, можно ли разделить аппликации на группы и как?
Ответы детей.
Педагог: Да, вы абсолютно правы, аппликации можно разделить на группы в зависимости от техники, в которой выполнена работа и по ее содержанию.
По содержанию аппликации можно разделить на предметные, сюжетные, орнаментальные, шрифтовые.
Предметные аппликации наиболее просты в выполнении. Это могут быть листья, фрукты, овощи, цветы, грибы, насекомые, животные.
Сюжетные аппликации состоят из нескольких фигур, часто в движении.
Орнаментальные применяют для оформления альбома, украшения одежды и т.д.
Шрифтовые это буквы, которые используют для заголовков и т.д.
По виду выполнения аппликации можно подразделить на плоские и объемные.
Педагог: А как вы думаете, какую аппликацию мы будем выполнить сегодня?
Ответы детей.
Анализ образца.
Педагог: Итак, посмотрите, пожалуйста, какой букет цветов, я приготовила для своей мамы. Рассмотрите его и скажите мне, какой материал нам потребуется для работы, чтобы изготовить такую аппликацию.
Ответы детей.
Педагог: Да, все правильно, нам потребуется плотный картон для основы, разные засушенные листья и цветы.
А каким клеем лучше всего наклеивать листья и цветы?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, лучше всего использовать в работе клей ПВА или клей «Титан».
«Экологическая минутка» - компетентностно-ориентированное задание.
Педагог: А сейчас, внимание «Экологическая минутка». Вам предлагаются карточки с заданиями, где вы должны указать правильный ответ.
Природный материал это:
Шишки, желуди, каштаны.
Пакеты, пластиковые бутылки, баночки.
Бумага, макароны.
Цветы и листья для засушивания лучше собирать:
При мокрой погоде, пасмурной.
При сухой, солнечной погоде.
Ветки деревьев и кустарников лучше всего:
Сломать с дерева.
Подобрать с земли.
Какими способами можно скрепить детали поделки из природного материала__________________________________________________________
Какие правила поведения в природе вы знаете__________________________
Дети выполняют экологические задания по карточкам
Практическая работа «Составление аппликации».
Педагог: А теперь, продумайте, пожалуйста, какой букет вы хотите создать для своей мамы. Какие материалы вы будете использовать, какую вазу вы бы сделали для своего букета и из чего. Я предлагаю вам составить букет, разложив все на основе не приклеивая.
Дети составляют аппликации, не приклеивая материал. Педагог постоянно находится возле детей, контролирует процесс, подсказывает, помогает.
Техника безопасности.
Педагог: Молодцы, мне очень понравилось, что у вас получилось, все аппликации очень интересны и по-своему оригинальны. А прежде чем начать, работать над аппликацией, давайте вспомним технику безопасности при работе с засушенными растениями.
Педагог напоминает технику безопасности.
Физкультминутка.
Педагог: Ну а теперь, немного отдохнем и начнем уже создавать наши подарки. Я предлагаю вам провести физкультминутку.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь обратно сели.
(Дети садятся на места.)
Практическая работа. Выполнение аппликации.
Педагог: Ну вот, теперь мы все разобрали, вспомнили технику безопасности, отдохнули и можно начинать приступать к изготовлению аппликации.
Для начала отметьте простым карандашом еле заметный контур аппликации. Начните с изготовления вазы, а потом приступайте к оформлению букета.
Практическая работа детей под наблюдением педагога. Педагог контролирует процесс, помогает, подсказывает.
Оформление выставки аппликаций.
Педагог: Ну что, все закончили выполнять аппликации, все букеты готовы, каждый по-своему красив и мне кажется, что вашим мама они очень понравятся, потому что в них вы выразили всю любовь и уважение к самому дорогому человеку на Земле – маме.
Педагог: А я предлагаю оформить выставку ваших работ, чтобы все желающие могли посмотреть и оценить, как мы любим своих мамочек. Ну а когда придёт время праздника, вы их заберете и подарите мамам.
Дети вывешивают работы на стенд.
III. Домашнее задание. Рефлексия.
Педагог: Молодцы, ребята, вы все сегодня очень старались, все работы по-своему интересны, я видела, что вы работали аккуратно. А домашним заданием будет, выучить стихотворение о маме или поздравление с днем матери, чтобы порадовать мамочку не только «букетом», но и приятными словами.
Педагог: Вот и подошло к концу занятие и мне бы хотелось вернуться к нашим цветам с лепестками из двух цветов и теперь в зависимости от настроения к концу занятия, поместить свой лепесток на соответствующий цветок.
Понравилось ли вам занятие? (Если да то красный лепесток на соответствующий цветок, если нет - синий)
IV. Итог занятия.
Педагог: И закончить мне бы хотелось такими словами
Нет дороже мамы на свете,
Той родной, и любимой, и нежной,
Той хорошей, красивой и скромной,
Что всегда будет рядом с тобой.
Матерей берегите,
Как чудо, данное свыше.
Ведь она, как и жизнь,
Дана нам единожды.
Методические советы организаторам и постановщикам
Занятие лучше проводить в просторном кабинете. Оформить выставку детских рисунков «Моя любимая мамочка», подготовить выставку книг о разных мамах, можно на занятие пригласить несколько мам. Для создания эмоционального настроения можно украсить кабинет по тематике, предложить составить букеты из сухоцветов, которые так же вручить своим матерям. В ходе практической работы можно использовать спокойное музыкальное сопровождение.
Методические советы на период ближайшего последействия
В итоге занятия можно прочитать стихи о маме, поздравления и пожелания мама, если они присутствуют на занятии или организовать в конце занятия чаепитие с мамами.
Список литературы
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2001. – 176 с.
Технология. Организация кружковой работы в школе. Конспекты занятий по темам «Аппликация из щепы», «Инкрустация из соломки», Монотопия и флористика / авт. - сост. О.Н. Маркелова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 184с.
Интернет-ресурсы
festival.1september.ru