Обобщающий урок по географии (раздел Гидросфера) (6 класс)
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ГИДРОСФЕРА»
(6 класс).
Цель урока. Обобщение знаний по водам Земли, закрепить навыки умения называть и показывать воды Гидросферы на карте. Используя на уроке различные формы контроля.
Оборудование. Физическая карта полушарий, атлас – 6 класс.
Ход урока.
Организация класса.
Обобщение знаний.
Итоги урока.
Эпиграф: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами Ты самое большое богатство на свете.
Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала: «Цивилизация – это диалог между человеком и водой». Однако до 18 века ученые не знали свойства воды, считали ее простым веществом. В конце 18 столетия французским ученым Лавуазье и Лапласу удалось синтезировать ее химическим путем из водорода и кислорода. И с этого момента известно, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. В географии пользуются термином «Гидросфера».
Задания.
1. Обобщающие вопросы.
1. Какие океаны вы знаете? Назовите и покажите на карте.
2. По своим свойствам вода в океане какая?
3. Что такое соленость воды?
4. В чем выражается соленость воды?
5. Что такое промилле?
6. Как называется движение воды в океане?
7. Перечислите составные части Мирового океана. Дайте определение каждой составной части и привести примеры (работа с физической картой полушарий.)
8. О – А – С – О. Что это такое? Что такое Мировой круговорот воды?
2. Географический диктант «Океан».
Вопросы географического диктанта:
1. Океан, пересекаемый нулевым меридианом и экватором.
2. Океан, занимающий почти половину Мирового.
3. Океан, омывающий берега всех материков, кроме Африки.
4. По площади его можно сравнить с Африкой, Северной и Южной Америкой, вместе взятыми.
5. Океан, который пересекается 180 меридианом и экватором.
6. Океан, омывающий берега всех материков, кроме Австралии.
Ответы:
1. Атлантический океан.
2. Тихий океан.
3. Тихий океан.
4. Индийский океан.
5. Тихий океан.
6. Северно-Ледовитый океан.
3. Прочитайте, вставляя пропущенные слова. Озаглавьте текст.
МИРОВОЙ КРУГОВОРОТ ВОДЫ
С поверхности суши и Мирового океана непрерывно испаряется вода.
В атмосфере водяные пары конденсируются и образуют облака, которые ветром переносятся на тысячи километров. Из облаков осадки выпадают на сушу и в океан. Со временем осадки, выпавшие на сушу, возвращаются в океан по рекам или с подземными водами.
Слова для вставки: возвращаются, выпадают, испаряются, конденсируются, переносятся.
4. Определите по карте, к бассейну какого океана относится море:
Море Лаптевых.
Охотское.
Карибское.
Северное.
Берингово.
Баренцево.
Аравийское.
5. Какие воды относятся к водам суши? Напишите на доске. Продолжите. Дайте определение.
Подземные
Реки
Озера
Ледники
Искусственные водоемы.
6. Какие составные части имеет река? Дать определение каждой составной части.
Исток
Русло
Долина
Бассейн
Устье
Водораздел
7.Обозначьте исток реки – и, устье – у, приток левого берега – л, приток правого берега – п. Стрелкой покажите направление течения реки (работа со схематической карточкой).
8. Экспресс-задание.
Ответьте на вопросы и дайте определение.
Плавающая ледяная гора – это...
Единица измерения солености воды – это...
Выход подземных вод на поверхность – это...
Часть океана – это...
Падение речной воды с высокого уступа – это...
Процесс превращения водяных паров в капельки – это...
«Подводным дирижаблем» называют ...
Скопление воды в природном углублении на суше – это...
Группа островов – это...
В переводе с японского означает «большая волна».
Каково значение воды в природе?
9. Экспресс-эссе на тему «Как мы должны относиться к водным ресурсам?».
Учитель. Многие прозаики посвящают водам свои произведения, описывают разнообразные чувства, которые воды в них вызывают.
Цвет вод – это палитра красок от почти черного до белого. Названия говорят сами за себя: Черное море, Желтое море, Белое море, Голубой Нил, Белый Нил, Оранжевая река.
Воды гидросферы сильно воздействуют на слух человека, поскольку вода никогда не бывает статичной.
Состояние вод описывают разными словами:
Терек воет, дик и злобен
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(Н. Некрасов.)
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
(А. С. Пушкин.)
Люди испытывают разнообразные, в основном приятные, чувства, соприкасаясь с водой. Любят купаться, плескаться, касаться воды, свесив ноги с мостика, поболтать ими в воде.
Значение гидросферы в жизни человечества огромно.
Мировой океан – это транспортные артерии, связывающие материки, страны, народы. Это биоресурсы, полезные ископаемые, аккумулятор энергии и др.
Воде нет замены. Поэтому все люди должны к ней бережно относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода - самый ценный минерал нашей планеты.
ИТОГ УРОКА (оценки за урок).
Домашнее задание: повторить раздел «Гидросфера». Составить кроссворд, чайнворд, ребусы по теме.
Список литературы:
1. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6–8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.
2. Сиротин В.И., Сиротин И.В. Школьная география в вопросах, ответах и заданиях. 6–10 классы: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2000.
3. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15