Обобщающий урок по теме Гидросфера
«Мировой океан, его части, его единство»
(урок путешествие для 6 класса)
Цель урока: повторить изученный материал, развить географическое мышление, устную речь.
Наглядность: карта полушарий, контуры морей, почтовые ящики, письма, фотоиллюстрации и др.
Ход урока:
Представление команд
Сообщение целей и задач
Проверка знаний
Подведение итогов
Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова Твардовского:
«Есть два разряда путешествий
Один- пускаться с места в даль,
Другой сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
Взяла я календарь и на одной из страниц увидела карту необыкновенного путешествия капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад. А отыскать его могут только ребята любознательные, отважные и хорошо знающие океаны, моря, течения, реки… узнав, что у вас в классе много отважных и любознательных и что вы только что изучили гидросферу, я решила пригласить вас на поиски капитана Врунгеля. Согласны?
А поскольку капитан Врунгель сказочный герой то и мы сегодня отправляемся в сказочное путешествие. Капитаном корабля – буду я, а вы – юнгами. На палубе нашего корабля 5 кают, располагайтесь поудобнее. Перед отплытием выберите старшего юнгу.
А теперь, искатели приключений, в путь!
Пока я вам объясняла, наш корабль отчалил от острова «Школьный». И вот мы плывем через пролив « Названий», но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и … Карта падает со стола! От падения все названия перемешиваются. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте.
Задание 1.
(учащиеся получают карточки с фрагментами контурной карты и написанные на листочках названия географических объектов. Необходимо правильно разместить контуры и названия на карточке)
Контуры: Черное море, пролив Дрейка, Каспийское море, река Амазонка, Северный ледовитый океан, озеро Байкал, Бенгальский залив, остров Мадагаскар.
Названия: Байкал, Черное, Каспийское, Северный ледовитый, Амазонка, Дрейка, Бенгальский, Мадагаскар, Гибралтарский, Волга, Гренландия, Мексиканский, Средиземное.
(для проверки выполнения задания вывешивается лист с правильными названиями. Правильные ответы поощряются «орденом Врунгеля», а не выполнившие получают специальный спасательный круг)
Карта восстановлена можем плыть дальше. Но на корабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, он называется берег связистов.
Я получила с берега сигнал. Дело в том, что у местных жителей- связистов накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу!
Задание «Почта».
Каждая команда получает по два «почтовых ящика» и по «10 писем». Необходимо разложить корреспонденцию адресатам. Ящики – это «Мировой океан» и «Воды суши».
«Письма» - таблички, на которых написаны понятия и географические названия водных объектов. Необходимо праильно определить принадлежность объекта.
«Письма» - Средиземное, залив, цунами, море, болото, родник, старица, водохранилище, Енисей, ледник.
Для проверки вывешиваются правильные объекты.
Поиски клада продолжаются, и вот мы уже вошли в «Залив художников». Я думаю, что именно здесь, на берегу залива, мы сможем приобрести сувениры в память о путешествии. Так и есть – мы попали на выставку великолепных картин, которые можно купить. Приобрести можете любую, если узнаете объект гидросферы, который изображен на картине, и дадите определение этого объекта.
Задание «Выставка картин».
Вывешиваются фото объектов гидросферы. Учащимся необходимо узнать, что изображено на фото и дать определение объекта. На продажу выставлены картины: «Сибирские болота», «Закат на озере», «Речные пороги», «Река», «Горное чудо» (водопад)
Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть остров успеха. Для этого необходимы ваши мореходные знания и умения. Предлагаю тест юного моряка
Тест.
Выбрать правильный ответ.
Главная причина возникновения поверхностных течений в Мировом океане.
А) приливы и отливы; Б) ветры; В) рельеф дна;
2. К бассейну какого океана относится Средиземное море?
А) Индийского; Б) Атлантического; В) Тихого; Г) СЛ океан;
3. Цунами – это…
А) волны вызванные морскими приливами;
Б) волны, при извержении подводных вулканов;
В) волны, вызванные ветром;
4. Если подземные воды находятся в верхнем водоупорном слое, то это воды…
А) межпластовые; Б) грунтовые;
5. Если река имеет снеговое питание, то половодье наступает:
А) весной; Б) летом; В) осенью;
Экипаж, внимание! Плановая остановка порт «Речной». Но вот беда мы попали в плен к пиратам. Они прислали черную метку. На ней написано, что нас отпустят при условии, если мы поможем им разобраться с картой. Пираты тоже ищут клад, но не знают, где устье, где исток, где какой приток…
Для нашего спасенья придется потрудиться.
Задание « Река».
Схемы: «Части речной системы», «Части речной долины»
Наборы: русло, пойма, речная долина, исток, устье, дельта, правый приток, левый приток, главная река.
Необходимо правильно разместить эти знаки на схеме.
Мы свободны и продолжаем поиск клада. Перед нами архипелаг «Литературный». На каком из островов Врунгель спрятал клад. Это последнее послание капитана 9из бутылки). Здесь написано.
Архипелаг Литературный впереди.
Попробуй остров Врунгеля найти.
Названье острова откроется тому, Кто знает: что, зачем и почему?
Литературную загадку отгадай
И к кладу свой корабль направляй.
Узнать названье сможет тот, кто прочитает свиток. Для этого надо разгадать загадки!
- Какое явление наблюдаемое на реке, описано в стихотворении?
Я раз за дровами
В лодке поехал- их много с реки
К нам… весной нагоняет-
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой,
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Некрасов
- Какой процесс происходящий в гидросфере описал этот поэт?
Спросил на днях
Малыш – сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
- откуда ты?
Вода в ответ:
-Издалека,
-Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась поляна.
- Откуда ты?
Спросил росу
- Поверь, и я из океана!
На поле лег туман густой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты?
- Ты кто такой?
- И я,
Дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле,
В каждой льдинке,
И в росинке-
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
- какая причина вызвала «голубые волны» увиденные Пушкиным на поверхности моря?
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою, кросою…
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго буду слышать
Твой гул в вечерние часы.
В конце свитка название острова «Победа». Юнги теперь мы знаем название острова и можем найти клад(шар). Ребята, как вы думаете, почему капитан Врунгель приготовил для вас такой подарок- воздушный шар? ( шар нужен для путешествия по атмосфере, так как эта оболочка, которая изучается дальше)