Обобщающий урок по теме: «Гидросфера» (6 класс).


Обобщающий урок по теме: «Гидросфера».
Урок «ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ».
Цели и задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли; закрепить умение находить, показывать водные объекты на карте; проверить знания каждого ученика, оценить деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему.
Эпиграф к уроку.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете, но и самое прихотливое…»
Этот гимн воде принадлежит перу известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
1 конкурс. «Что такое?»
Ученики должны назвать и показать географические объекты, к которым относят цифры: каждый правильный ответ балл.
180 млн.км. 54 млн.км. 14 млн.км.
96%0,02%2%
-2 с35%042%0
1620м1054м11022м
30 тыс.км3тыс.км700-800км/ч
2 конкурс. «Разминка».
Команды отвечают на вопросы по очереди, каждый правильный ответ балл.
1.Какой полуостров кричит о своей величине? ( Я-мал)
2.Какими тремя нотами мореходы измеряют свой путь? (ми-ля-ми)
3.Какой остров говорит о своей принадлежности к одежде ? (Я-майка)
4.Как переводится название острова Гренландия ? (Зелёная страна)
5.Название какой реки у тебя во рту ? (Десна)
6.Какая птица потеряв одну букву становится самой большой в Европе рекой? (иволга)
7.В каком море ловят рыбу жители трёх частей света ? (Средиземного моря)
8.Какой пролив разделяют два моря, два океана, два полуострова,2части света, два государства? (Берингов пролив)
9.Я-сибирская река,
Широка и глубока
Букву «е» на «у» смени
Стану спутником Земли? ( Лена-Луна)
10.Первый слог мой- нота
Буква-слог второй
Целое- широко разлилось рекой? (Дон)
11.Какая самая страшная река на земном шаре? (Тигр)
12.Можно ли в решете носить воду? (лёд)
13.Назовите материк который не имеет рек? (Антарктида)
14.Мы порой говорим «безбрежное море».Существует ли на самом деле «безбрежное море», море у которого вообще нет берегов? (Саргассово море)
15.Ты меня,наверно знаешь
Я сказки Пушкина герой
Но если «л» на «н» сменяешь
Сибирской стану я рекой? (Елисей- Енисей).
3 конкурс. «Географическая эстафета».
Каждая команда получает указку – эстафетную палочку. Представители команд по очереди подходят к карте, показывают и называют географические объекты, которые изучали. Эстафетная палочка передаётся в команде друг к другу. За каждый правильный ответ балл. Если объект показан и назван неверно, то балл не зачитывается.
4 конкурс. «Пять подсказок».
Ответы на задания этого конкурса требует от учащихся сообразительности, эрудиции, умения логически мыслить и рассуждать. Предлагаю угадать объект с помощью подсказок. Если команда правильно ответила после первой подсказки, она получает 5 баллов, после второй- 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвертой- 2 балла, после пятой- 1 балл. Ученик, верно ответивший на вопрос, должен показать названный объект на карте. Примеры заданий
1
1-я подсказка - площадь этого объекта около 7 млн. км.
2-я подсказка - этот объект находится в Южной Америке.
3-я подсказка - он собирает воду примерно с половины территории материка.
4-я подсказка - на этой площади расположена Амазонка со своими притоками.
5-я подсказка – это территория, с которой Амазонка собирает воду. ( Ответ: бассейн Амазонки.)
2
1-я подсказка – это озеро расположено в Европе.
2-я подсказка – это прекрасное ледниково-тектоническое озеро.
3-я подсказка – в годы Великой Отечественной войны его называли «дорогой жизни».
4-я подсказка – оно находится на северо-западе Восточно-Европейской равнины.
5-я подсказка – рядом с ним расположено Чудское озеро.
( Ответ: Ладожское озеро.)
3
1-я подсказка – это очень необычное море Атлантического океана.
2-я подсказка – оно находится у юго-восточных берегов Северной Америки.
3-я подсказка – примерно в этом районе расположен Бермудский треугольник.
4-я подсказка – его границы – морские течения.
5-я подсказка – в этом море распространены водоросли с одноименным названием. ( Ответ: Саргассово море.)
5 конкурс. «Ассоциация».
Командам необходимо угадать слово, используя логический ряд и пояснить ход своих рассуждений. Задания данного типа способствует развитию мышления, учат детей находить взаимосвязи между различными объектами и процессами и, кроме того, очень детям нравятся.
Примерные задания
1. Землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушение. ( Ответ: цунами.)
2. Испарение, облака, осадки, река, море. ( Ответ: круговорот воды в природе.)
3. Ветер, вода, бутылка, письмо. ( Ответ: течения.)
4. Горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище. ( Ответ: водопад.)
5. Вода, соленость, доля веществ. ( Ответ: промилле.)
6. Океан, корабль, лед, гора, опасность. ( Ответ: айсберг.)
6 конкурс. «Знатоков».
С каждой команды выбирается один ученик и отвечает на вопросы.
Как по карте определить, какой приток реки – левый, а какой правый?
Почему сточные озера, как правило, пресные, а бессточные – солёные?
Каким образом образуются межпластовые воды?
Перечислите части гидросферы.
Почему возникают приливы и отливы?
Какие виды движения воды в океане вы знаете?
7 конкурс. «Небылицы».
Команды обмениваются карточками, с записанными на них небольшими историями, сочиненными ребятами, в сюжете которых умышленно допущены географические ошибки. Задача соперников – за короткое время не только найти и исправить ошибки, но и обнаружить в тексте географические понятия; дать им четкое определение. Эти задания выполняются устно и за них можно получить 20 баллов, так как текст содержит 10 географических ошибок и 10 понятий.
Пример задания «Гидросфера - это влажная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания морских черепашек, которых называют красивым именем – морена. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озерах вроде Мертвого моря. Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в слабозасоленных водах Красного моря. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в устье крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки в горах выше снеговой линии, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие, но это совсем другая история».
Географические ошибки в этом тексте обнаружить не сложно, а понятия можно выбрать такие:
1 – гидросфера;
2 – морена;
3 – бессточное озеро;
4 – полуостров;
5 – река;
6 – течение;
7 – устье;
8 – снеговая линия;
9 – ледник;
10 – айсберг.
Подведение итогов игры. Выставление оценок.