Статья Основные подходы в обучении иностранным языкам и их содержание

Медведева Екатерина Владимировна
МБОУ СОШ с УИОП №7 им .А.С. Пушкина, Курск
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Современная методика предлагает неоднозначные определения термина «подходы к обучению». Проанализируем наиболее значимые и ёмкие из них. Например, И.Л. Бим определяет подход следующим образом: это "самая общая исходная концептуальная позиция, отталкиваясь от которой исследователь (сознательно или бессознательно) рассматривает большинство остальных своих концептуальных положений" [Бим 2008: 194]. Где подход – общая методологическая основа исследования в каждой отдельной области знания; точка зрения на направление, в котором будет вестись исследование.
И.А. Зимняя также согласна с многозначностью определения термина. Подход – это мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все ею компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия; учителя (преподавателя) и ученика (студента)[Зимняя 1991: 56]. Вместе с О.Е. Лебедевым, утверждает, что подход как категория шире понятия "стратегия обучения"- он включает её в себя, определяя методы, формы и приемы обучения[Лебедев 2004: 64].
Немного в другом свете термин видит Е.И. Пассов. Он полагает, что коммуникативный подход предполагает организацию процесса обучения речи как модели процесса коммуникации[Пассов 1991: 114]. Таким образом, «подход» приравнивается к одному из методических принципов. Необходимо понимать, что «подход» - понятие более широкое и ёмкое в отличие от «метода», который в свою очередь отличается своей упорядоченностью.
В следствии того, что современная система школьного образования находится в стадии обновления, следует выделить, что и в структуре и в содержании преподавания происходят характерные изменения. На сегодняшний день устаревший, авторитарный стиль не способствует формированию атмосферы доверия, радости познания, комфортному и положительному самоощущению во время познавательного процесса. Учитель иностранного языка, также как и другой учитель предметник, должен признать и увидеть ценность личности учащихся, создать успешные условия для их взаимодействия в едином образовательном пространстве.
На современном этапе перед учителем иностранного языка стоят определённые цели, такие как развитие определенных качеств личности, формирование ключевых компетенций. Учитель должен обладать высокой инициативностью, широтой взглядов, общительностью, контактностью, толерантностью, доброжелательностью и психологичекой стабильностью, готовностью к профессиональной рефлексии и самоанализу.
В достижении педагогических о воспитательных целей неотъемлемыми являются четыре подхода к обучению иностранным языкам: личностно-ориентированный, коммуникативный, компетентностный и социокультурный.
Основным принципом обучения иностранным языкам является личностно-ориентированная направленность обучения, то есть направленность на личность ученика. Способности, склонности, возможности учащихся находятся в центре процесса обучения. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование учебного общения, сотрудничества, активной творческой деятельности, а также включение ученика в реальную языковую коммуникацию, погружение в языковую среду.

Рис. 1. Подбор индивидуальной информации при личностно-ориентированном обучении.



Следовательно, личностно-ориентированный подход включает: подбор заданий разнообразной сложности и объема, как на уроке, так и при самостоятельном выполнении домашних заданий, вариативность темпа усвоения учебного материала, помощь со стороны учителя при организации работы в парах сменного состава, привлечение учеников к работе с индивидуальными творческими заданиями (проектами). Для учащихся с разным уровнем обученности и мотивации создаётся ситуация успеха с учетом индивидуальных способностей, тем самым, повышается интерес учащихся к изучению иностранного языка.
Не менее важным и активно-используемым является и коммуникативный подход. В первую очередь, коммуникативный подход направлен на разрушение психологического барьера между учителем и учеником. При таком подходе в процессе обучения широко используются игровые элементы, парная и командная работа, проведение викторин, дискуссий, различного рода круглых столов. В свете данного подхода урок становится более творческим и увлекательным. При этом, по мнению И.Л. Бима, термин «коммуникативность» не сводиться к осуществлению реальных контактов при помощи речи. Это процесс приобщения личности к иноязычным духовным и культурным ценностям.
Немаловажной задачей на современном этапе также является формирование ключевых компетенций обучающихся. В мире развития международных контактов и международной интеграции, становится актуальным компетентностный подход в образовании. Такой подход направлен на обеспечение качества образования.

Рис. 1. Цели-векторы при компетентностном подходе.


Компетентностный подход предполагает не усвоение учениками информации, а освоение навыков и умений, позволяющих определять цели, затем принимать решения и действовать как в типичных ситуациях, так и в нестандартных. Такой подход обеспечивает успешную адаптацию молодой личности в обществе.
Необходимыми также являются знания особенностей культуры и практические навыки межкультурного общения. Решением этого вопроса на современном этапе образования является социокультурный подход к обучению.

Рис. 3. Взаимосвязь социокультурного подхода и социальных явлений.


Социокультурный подход фиксирует понимание культуры как широкой взаимосвязи социальных явлений, являющихся результатами и средствами общественной деятельности и развития. А именно, наука, искусство, система образования, а также такие понятия, как культура социальных отношений, духовные институты, политическая культура и т.д.
Исходя из всего выше сказанного, можно определить роль учителя иностранного языка, а также выделить современные подходы к обучению и их основные характеристики.

Библиографический список.
Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 2008. 256с.
Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1991, - 222с.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. М.: Школьные технологии.-2004.-№5.-98с.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. - M.: Просвещение, 1991.
Эстетическое воспитание как метод обучения иностранному языку в средней школе/Английский язык. Приложение к газете Первое сентября №19. 2006.- 34-35с.




Подбор индивидуальной информации при дифференцированном обучении - диплом на заказЦели-векторы при компетентностном подходе - диплом на заказВзаимосвязь социокультурного подхода и социальных явлений - диплом на заказ15