Разработка урока по окружающему миру на тему Михаил Васильевич Ломоносов.
Тема: Михаил Васильевич Ломоносов.Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
Задачи урока:учебная – формировать у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;развивающая – развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные способности;воспитательная – воспитывать в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.УУД: познавательные: осознавать познавательную задачу; читать ,извлекая нужную информацию;
коммуникативные: участвовать в общей беседе;
регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
необходимые действия;
личностные: развивать самостоятельность, умение работать в группе.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1) Блиц – опрос «Лучший знаток дат»
а) Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы прошлого урока, а вы поднимаете руку и даете ответ:– В каком веке правил Петр I? (В 18 веке)– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года)– Сколько лет прожил Петр I? (53 года) – Назови рост Петра I? (2 м 4 см)
2) Игра – задание «Объясни понятия»
Понятия:Кунсткамера – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы.Медаль – знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.Ассамблеи – балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины.«Чертово яблоко» – картофель.«Верфь» – место на берегу для постройки и ремонта судов.
3) Скажите, какие преобразования Петра 1 помогли дальнейшему развитию страны?
III. Введение в тему урока.
1) Рассказ учителя
Петр Первый дал сильный толчок развитию русского народа. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Великое дело Петра – развитие российской науки - продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, выполнив следующее задание в группах.
2) Работа в группах.
У вас на столах лежат карточки с зашифрованными словами. Переставьте буквы так, чтобы получились известные вам слова.
ДНОСОКЙ, НВЕСИКЙ, ПТЁР, ЛМООНСООВ. (Донской, Невский, Пётр, Ломоносов)
- Какой из этих исторических персонажей вам не знаком? Почему? (Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Михаил Васильевич Ломоносов)
- Верно ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным человеком- МИХАИЛОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ЛОМОНОСОВЫМ.
-Какая цель нашего урока? (Узнать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, о его роли в истории России)
А.С. Пушкин назвал Ломоносова так «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет». Почему он так назвал его? …Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока.
Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын русского народа – М. В. Ломоносов. Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Такие люди, как он рождаются один раз в тысячелетие, чтобы показать все способности человеческие.
IV. Открытие нового знания
Ломоносов жил очень давно, но думал так же, как и мы — о солнце, о небе, о земле. И о людях, которые живут на земле. В одной из первых работ Ломоносова утверждалось, что сохранению здоровья способствует правильный образ жизни, давались рекомендации, как его организовать. Он отличался необычайным трудолюбием, а лучшим отдыхом для себя считал смену занятий.
Где бы ни учился Ломоносов, успехи его всегда были блестящими. Круг его интересов чрезвычайно широк — химия, физика, астрономия, медицина, история, филология, поэзия.
Чем прославил М.В.Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки? На все эти вопросы нам предстоит ответить.
Итак, давайте проследим, как Ломоносов стал первым русским академиком, какие его заслуги перед Отечеством.
Работу организуем в группах. Вы будете выступать в роли исследователей.
Работать будем по следующему плану:
Каждая группа будет работать по своей теме.
Первая группа готовит сообщение о детстве Ломоносова. Вторая группа….
1. Детство Ломоносова
2. Путь в науку (1 часть).
3. Путь в науку (2 часть)
4. Ломоносов – ученый.
Кроме того, на каждую группу дан план действий. Весь план действий вы должны выполнять строго по инструкции. Кроме того, вы его видите на слайде. С ним вы ознакомитесь самостоятельно.
План действий:
1. Прочитайте текст в учебнике (с.101 - 104) и дополнительную информацию на отдельном листе.
2. Прочитайте задания вашей группы.
3. Обсудите в группах (в предложенной последовательности) задания.
4. Дайте ответы на них письменно.
5. Выберите в группе того, кто будет выступать.
6. Проанализируйте свое выступление. Если надо внесите изменения.
7. Сообщение о результатах работы группы.- В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым и стал работать в Петербургской академии наук. Михаил Васильевич преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику. Он первым объяснил русскому люду откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, отчего происходит северное сияние и многое другое.
Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след.
Умер Михаил Васильевич 15 апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге
На родине ученого есть дом-музей Михаила Васильевича и памятник великому земляку. Очень много туристов посещают знаменитое село.
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
V. Проверка понимания изученного
Викторина «Великий Ломоносов» (Тест)
1. Кем по роду занятий был отец Ломоносова? (рыбаком)
2. Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родительский дом? (19 лет)
3. Как называлось первое высшее учебное заведение, куда поступил Ломоносов?
4. Наблюдая за какой планетой, Ломоносов сделал открытие мирового значения?
5. Этот мост Ломоносова находится…
6. Какую битву изображает мозаичное полотно, созданное Ломоносовым?
7. В этом доме Ломоносов жил в городе…?
VI. Подведение итогов урока
А теперь давайте вспомним начало урока.
-Что говорил А.С. Пушкин о Ломоносове?
-Почему Пушкин так назвал Ломоносова? Не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды.
- Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного? (М.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры)
VII. Рефлексия
А теперь оцените свои знания на занятии.
- Сегодня на уроке я узнал …
Меня удивило….
VII. Домашнее задание
Читать стр.101-104, отвечать на вопросы.
1 группа
Детство Михаила Васильевича Ломоносова.
Ответьте письменно на следующие вопросы (пользуйтесь учебником (с. 101 – 102) и дополнительной информацией на другом листе):
1. Когда и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?
2. Каким был отец Ломоносова?
3. Что случилось с матерью Ломоносова?
4. Что закалило характер Ломоносова?
5. Что интересовало любознательного мальчика?
6. Какие книги он называл «вратами учености»?
7. Как относилась мачеха к Михаилу?
8. Какая заветная мечта была у М.Ломоносова?
Используя ответы на эти вопросы, составьте сообщение на тему «Детство М.В. Ломоносова».
Для 1 группы.
1.Детство Михаила Васильевича Ломоносова.
Родился он в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии, на севере. Это край отважных, трудолюбивых и вольных людей. Его Родина-деревня Денисовка, это недалеко от Холмогор.
Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей.
Мать Елена Ивановна умерла очень рано.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Впечатления от плавания остались у него на всю жизнь. Все интересовало любознательного мальчика: отчего стрелка компаса всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?
В 11-12 лет начал постигать грамоту по “Арифметике” Магницкого и “Грамматике” Смотрицкого. Назвал эти книги «вратами своей учености». Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Ломоносов прочитал все, что было по рукой.
Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.
Мачехе не нравилось, что он сидит постоянно за книгами. И поэтому он читал в уединённых местах, терпел стужу и холод.
Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась. Заветная мечта Ломоносова- учиться.
Он слышал, что в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много.
2 группа
Путь в науку (1 часть)
Ответьте письменно на следующие вопросы (пользуйтесь учебником (с. 102 – 103) и дополнительной информацией на другом листе):
1. Когда Ломоносов уходит из дома? В каком возрасте?
2. В какую академию он поступает в Москве?
3. Какому языку здесь обучали?
3. Как жил Ломоносов? Хватало ли ему средств?
4. Как ребята отреагировали на Михаила?
5. Как учился М.Ломоносов?
Используя ответы на эти вопросы, составьте сообщение на тему «Путь в науку (1 часть)».
Для 2 группы
2. Путь в науку (1часть)
В конце 1730 года Ломоносов тайком уходит из дома. Путь до Москвы он прошёл с рыбным обозом. В ту пору ему было 19лет. И было в Москве место, куда более всего стремился Михайло. Это Славяно-греко-латинская академия, или, как еще называли, «Спасские школы». Ломоносов утаил крестьянское происхождение и выдал себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали.
Михайло назвался дворянским сыном, а знания его так поразили экзаменаторов, что он был принят учеником с жалованием в 10 рублей за год. Это 3 копейки в день! Так что жил он впроголодь: на 1 копейку в день покупал хлеба и кваса, а оставшиеся 2 копейки уходили на покупку бумаги и чернил, обувь и другие нужды.
Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех.
А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. “ Да он лучше учителей всё знает, “- шептались школяры.
Но жажда знаний помогла преодолеть все невзгоды. За год Михаил перешел из низшего класса сразу в третий.
3 группа
Путь в науку (2 часть)
Ответьте письменно на следующие вопросы (пользуйтесь учебником (с. 102 – 103) и дополнительной информацией на другом листе):
1. Сколько составлял полный курс обучения? За какое время Ломоносов закончил обучение?
2. Где продолжил учебу талантливый юноша?
3. К каким наукам он проявил интерес?
4. Что постигал и изучал Михаил Ломоносов?
5. Как Ломоносов оказался в Германии?
6. Перечислите основные открытия Ломоносова?
7. Используя ответы на эти вопросы, составьте сообщение на тему «Путь в науку (2 часть)».
Для 3 группы.3. Путь в науку. (2часть)
Полный курс обучения составлял 13 лет. Ломоносов закончил учебу в ней за 5 лет. В 1735 г. в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами.
Не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе лучших студентов. И вот трёх лучших студентов отправляют в Германию в город Марбург для изучения горного дела и химии. В Германии он слушал лекции по теоретической химии, по механике, физике, логике. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737 г. Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования.
В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно ему мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой
4 группа
Ломоносов – ученый
Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Сколько лет прожил за границей Ломоносов?
2. Какие языки он выучил?
3. Куда был определен М.Ломоносов? Что он преподавал?
4. В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?5. Составьте блок-схему с "лучиками" – направления научных исследований учёного, в центре, которой – портрет М.В.Ломоносова (приготовьтесь ее рассказать-объяснить).
6. Используя ответы на эти вопросы, составьте сообщение на тему «Ломоносов-ученый».
Для 4 группы.4. Ломоносов – ученый.
Ломоносов прожил за границей около четырех лет. Все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком.
По возвращению в Россию, Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое.
Ломоносов сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для других писателей. С этих пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове, как о лучшем поэте России. В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова.
В 1755 году он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.1.Открытия в области литературы, поэзии:а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;б) выпустил “Риторику”;в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.2.Открытия в области физики:а) открыл закон сохранения материи;б) сконструировал термометр;3. Открытия в области химии:а) открыл первую в России химическую лабораторию;б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.
4. Открытия в области астрономии:а) открыл атмосферу на Венере;б) построил телескоп.5. Открытия в области географии:а) составил “Полярную карту”;б) разработал приборы для морского кораблевождения;в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.6. Открытия в области геологии:а) теория о возникновении металлов и минералов;б) “ О причине землетрясений”.7. Открытия в области истории:а) закончен 1-ый том Российской истории.б) составил “Краткий летописец с родословием”.8. Ломоносов – художник:а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.