Эссе «Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения!»


Эссе«Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения!»
Современный ли я учитель? Думаю, да, так как в современной школе, перечень современных образовательных технологий широк - это и проектная деятельность, и игровые технологии, и ИКТ, и многие другие. Каждая технология имеет ряд существенных преимуществ.
Сейчас я стараюсь идти только вперед, совершенствуя свои профессиональные навыки и умения. Во всем этом многообразии я выделила использование электронных образовательных ресурсов на уроках, не отрицая при этом все другие. Я могу сказать, что нисколько не жалею о выбранной профессии. Знаю, что многому предстоит научиться, что будет много трудностей и, возможно, неудач. Но меня это не останавливает.
Большую помощь в моем профессиональном становлении оказывают коллеги и руководство школы. За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе. Так случилось и со мной. Мне казалось, что я пришла в школу полностью подкованной, но, приступив к работе, быстро осознала, что знания, полученные мной за годы обучения, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе! Я должна была решить, какие же образовательные технологии взять на вооружение, как начать писать летопись своего педагогического опыта. Для начала я посетила уроки своих коллег, причем это были не только уроки русского языка и литературы, но и других предметов. Я выделяла для себя и приемы построения основных этапов урока, и способы опроса, проверки домашнего задания. Все это пригодилось мне в моей профессиональной деятельности. Также мне пришлось изучить литературу и взять на вооружение несколько инновационных технологий в организации учебного процесса. Ведь на современном этапе внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой образования. По мнению ряда ученых, понятие “инновация” возникло в девятнадцатом веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновация – это внедрение нового. Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.
Также я обратила внимание и на нетрадиционные формы уроков, которые также всегда привлекают внимание учителей. В этом учебном году мне довелось пройти курсы повышения квалификации, организованные Липецким институтом развития образования на тему «Проектирование учебной деятельности на основе результатов оценки качества образования в условиях реализации требований ФГОС предметов «русский язык» и «литература»». Одно из занятий было посвящено вопросам преподавания литературы во взаимосвязи с нетрадиционными формами уроков и уроков литературы в частности. В рамках работы руководители курсов называли разные формы нетрадиционного проведения уроков, которые построены на реализации тех или иных педагогических технологий. Мне удалось почерпнуть для себя много нового. Что- то я сразу взяла на вооружение. Это, прежде всего, предметно-ориентированные технологии обучения -это технологии дифференцированного обучения, технологии концентрированного обучения, т. е. погружение в предмет, поиск новых знаний. В каждом классе есть ребята с разным уровнем подготовки. Сразу я не учла этого, и многие уроки не имели поначалу должного результата. Теперь ребята, которые справились с заданием для класса, выполняют более сложные виды работы. Их я проверяю отдельно, чтобы не тратить драгоценного времени на уроке. Теперь результативность урока стала выше. Сильные ребята не скучают без дела, а тем, кто послабее, я могу еще раз объяснить непонятный материал. Технология дифференцированного обучения напрямую связана с  технологией личностно-ориентированного образования. Она реализуется в таких формах занятий, как педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование.
Многие родители не до конца понимают суть проектной деятельности, говорят о проекте как о лишней головной боли. Нужно пойти немного по другому пути: дать больше самостоятельности детям и не устраивать соревнования между родителями. Мы пробовали с ребятами делать проект все классом. У нас получилось небольшое исследование на тему: «Лексика русского языка». Мы постарались ответить на такие вопросы: Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Что могут обозначать слова? А какие высказывания о слове, о языке вы знаете? Что образуют все слова, которые есть в языке? А как произошло слово «лексика»? Что такое «лексикон»? Самостоятельно ребята находили материал к лексическому диктанту (по толкованию, т.е. лексическому значению, определить нужно понятие и записать одним словом). Это задание дети выполняли в группах. Приведу пример лексического диктанта одной из групп: А) Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника ( айсберг ) Б) Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей ( пылесос)В) В иголках бугорок мышку поволок ( ёжик)Г) Запас слов и выражений человека ( лексикон). Отдельная часть проекта-словари русского языка. В 5 классе дети практически впервые сталкиваются со словарем русского языка. Кстати, помимо проектной деятельности мы включили работу со словарями и на нескольких рядовых уроках, чтобы ребята получали навыки работы со словарной статьей, узнали о разных типах словарей и сколько словарных статей содержат некоторые из них: словарь Ожегова, 57 тыс. слов; 4-х томный словарь Д. Ушакова, 85 тыс. слов; 17-ти томный словарь современного русского языка, 120 тыс. слов; толковый словарь Даля, 200 тыс. слов, 30 тыс. пословиц. Поэтому в ходе подготовки проекта мы без труда ответили на вопрос о том, где можно найти толкование слов, которые услышали впервые? (в словарях). Ребята выяснили также, что для общения необходимо 4-5 тысяч слов. Считаю, что цель данного проекта- воспитывать любовь к родному слову- была в ходе совместной работы достигнута. В современном обществе это оказывается как никогда актуально. Мы забываем слова родного языка, засоряем его жаргонизмами, вульгарными словами, а нужно прежде всего заботиться о языке. Язык-часть окружающей нас действительности, требующий к себе постоянного внимания. Я спросила ребят: « А кто еще требует нашего постоянного внимания?» и услышала самые разные ответы. Это и родители, сестры, бабушки, дедушки, домашние питомцы, растения. Ребята сравнили заботу о языке с заботой о природе, которая тоже сейчас нуждается в защите от неблагоприятного воздействия человеческой деятельности.
Также в современном образовательном процессе находят место игровые технологии: словесные игры, уроки-путешествия, уроки-викторины, КВН. Своеобразным продолжением проекта оказались лексико-фразеологические игры. Я стараюсь их сделать частью урока, но планирую использовать игровые технологии на внеклассном занятии. Одна из игр «Собери фразеологизм». На отдельные слова «рассыпаны» 5 фразеологических единиц. «Собери» их (всего 5) за 2 минуты.
1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.
(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)
2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.
(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки). Соревновательный элемент вносит в урок разнообразие, ребята обогащают словарный запас фразеологическими единицами. Или игра «Угадай-ка»: нужно объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
Открытием для меня стали диалоговые технологии в обучении русскому языку. Цель технологии диалогового обучения - получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся. Любой урок нельзя представить без диалога, но в некоторых случаях он приобретает форму технологии, которую я также использую в образовательном процессе. В ходе диалога учитель – ученик учащиеся следят за ходом размышлений одноклассника, сверяют свои знания с его знаниями, дополняют, при необходимости указывают на ошибку. Вопрос, поставленный учителем, должен побуждать к диалогу, а ответ – увлекать в мир знаний, нацеливать на размышления. При повторении правописания слов с непроизносимыми согласными звуками задаю вопрос: «Почему в языке появились слова с непроизносимыми согласными звуками?» Предлагаю детям произнести несколько слов с непроизносимыми согласными так, как они пишутся. Легко ли это вам было сделать? Конечно, нет. А почему? (В таких словах есть 3 согласных звука подряд, которые сложно произнести за один раз). Сложно произносить 3 согласных звука подряд - один из звуков опустим, произносить не будем. Для работы на линии ученик – группа нужно разделить класс на малые группы. Это могут быть группы по 5 человек. В группе обязательно должен быть старший группы. Он распределяет обязанности при выполнении задания, координирует работу группы. Необходимо следить за тем, чтобы работой в группе были охвачены все. Такую форму работы мне приходилось часто видеть на уроках коллег, иногда я наблюдала на уроке работу детей в группах постоянного состава. На линии ученик – компьютер ребята работают с различными ресурсами сети Интернет, проходят онлайн-тесты. Один из таких тестов был предложен ребятам по теме «Лексика».
Мой педагогический багаж постоянно пополняется новыми наработками, я стремлюсь применять на уроках разные формы работы. Стараюсь при этом учитывать и свои достижения, совершенствовать их.